Если вы фанат «Великолепного века», то наверняка помните тот момент, когда в сюжет врывается юная наложница Назенин и дарит султану дочь — Разие. Сценаристы, видимо, решив, что драм и так хватает, довольно быстро выводят этот дуэт из игры. Назенин трагически гибнет, а о маленькой Разие забывают так прочно, будто ее никогда и не было.
И вот тут зритель начинает чесать в затылке. Что это было? Сценарный ляп? Фантазия? Или реальная историческая загадка, которую нам показали мельком, как двадцать пятый кадр?
В массовом сознании у Сулеймана Великолепного была одна главная дочь — Михримах, «луноликая госпожа», которая рулила политикой и строила мечети. Но османские архивы — это вам не школьный учебник, там черт ногу сломит. И среди пыльных реестров и полустертых надписей на могильных плитах действительно проступает силуэт еще одной женщины.
Ее звали Разие. И ее история — это настоящий исторический нуар, где переплелись мистика, политика, гибель шехзаде Мустафы и суфийские тайны. Сегодня мы попробуем сыграть в детективов и выяснить, кем была эта «забытая султанша» и почему ее следы так старательно затирали.
Улика №1: могила, которой не должно быть
Давайте сразу отбросим сериальные страсти и обратимся к камням. Камни, в отличие от придворных летописцев, врать не умеют.
В Стамбуле, в районе Бешикташ, есть удивительное место — комплекс (текке) Яхья-эфенди. Это не просто мечеть, а центр суфийского ордена, место тихое, зеленое и очень атмосферное. Яхья-эфенди был личностью легендарной — молочный брат султана Сулеймана (их вскормила одна женщина), мистик, ученый и человек, который не боялся говорить Падишаху правду в лицо.
Так вот, если зайти в тюрбе (мавзолей) Яхья-эфенди, то среди прочих захоронений можно найти одну очень интересную могилу. Надпись на ней гласит:
«Беззаботная Разие Султан, кровная дочь Кануни Султана Сулеймана и духовная дочь Яхьи Эфенди».
Шах и мат, скептики. Могила есть. Титул «Султан» есть. Указание на отцовство Сулеймана — прямое.
Но вот что странно. Обычно дочерей султанов хоронили с помпой, в больших династических мавзолеях — рядом с отцами, братьями или мужьями-визирями. А Разие лежит в стороне от официального некрополя, под крылом опального дервиша. Это все равно что дочь царя похоронили бы не в Петропавловском соборе, а в скиту у старца в лесу.
Слово «Тасасыз» (Tasasız), которое переводится как «Беззаботная» или «Беспечная», — это не просто прозвище. В контексте суфизма это означает человека, который отринул мирские тревоги (таса), отказался от погони за властью и богатством, выбрав путь духовного служения.
То есть перед нами принцесса-дауншифтер XVI века? Дочь повелителя мира, которая предпочла молитвы в дервишской обители интригам Топкапы? Звучит как сюжет для отдельного романа.
Улика №2: кто мама? (Спойлер: скорее всего, не Назенин)
Теперь разберемся с материнством. В сериале мамой сделали Назенин-хатун. Существовала ли она? Скорее всего, нет. «Назенин» — это персидское слово, означающее «изящная», «хрупкая». В гаремных книгах это часто использовалось как эпитет, а не как имя собственное. Персонаж Назенин — это собирательный образ, созданный сценаристами, чтобы добавить перца в отношения Сулеймана и Хюррем.
А вот исторические версии куда интереснее.
Версия А: Махидевран Султан
Большинство серьезных исследователей и энтузиастов османской истории склоняются к тому, что Разие была дочерью Махидевран — той самой «Весенней розы», матери несчастного Мустафы.
Хронология сходится. Разие родилась ориентировочно в 1525 году. В это время Махидевран еще была в Стамбуле, хотя ее отношения с султаном уже трещали по швам из-за восхождения Хюррем. Рождение девочки могло стать последней попыткой укрепить брак, или, наоборот, «прощальным подарком».
Несколько лет назад масла в огонь подлила семья Темрюкоглу (Temryukoğlu), заявившая о себе как о потомках Махидевран через линию черкесских князей. Они утверждают, что в их семейных преданиях сохранилась память о Разие как о дочери Махидевран. Конечно, к таким заявлениям в XXI веке стоит относиться с осторожностью (все мы немножко потомки Наполеона, если покопаться), но дыма без огня не бывает.
Если Разие — дочь Махидевран, то становится понятно, почему она оказалась «на обочине» истории. Дочь опальной жены, сестра казненного «врага государства» — такая биография не способствовала попаданию на первые страницы летописей.
Версия Б: неизвестная наложница
Есть и сухая академическая версия: матерью могла быть одна из тех наложниц, чьи имена не сохранились в ведомостях по выплате жалованья. Таких женщин было много. Родила дочь — получила статус, но если дочь умерла или ушла в тень, то и имя матери стиралось из памяти дворца быстрее, чем мел с доски.
Улика №3: молочный брат и духовный отец
Почему Разие похоронена у Яхьи-эфенди? Чтобы понять это, нужно погрузиться в атмосферу того времени.
Яхья-эфенди был для Сулеймана фигурой сакральной. Они вместе росли, пили одно молоко. В османской культуре молочное родство приравнивалось к кровному. Но их пути разошлись. Сулейман стал властелином, закованным в протокол и государственные интересы. Яхья выбрал путь мистика, жил в саду в Бешикташе, лечил людей, писал стихи и топил за справедливость.
Критический момент наступил в 1553 году, когда Сулейман казнил своего старшего сына Мустафу. Это событие раскололо империю. Янычары плакали, поэты писали элегии, а Яхья-эфенди... написал молочному брату письмо, в котором жестко осудил сыноубийство.
Сулейман, не привыкший к критике, впал в ярость и лишил Яхью всех должностей (он преподавал в медресе). Дервиш не расстроился, удалился в свой сад и продолжил проповедовать.
И вот тут пазл складывается. Если Разие была дочерью Махидевран и родной сестрой Мустафы, то гибель брата должна была стать для нее чудовищным ударом. Она не могла открыто бунтовать против отца-султана — женщинам слова не давали. Но она могла совершить духовный демарш.
Уйти от двора. Отказаться от роскошной жизни, от браков с пашами, которые предлагал отец. И примкнуть к единственному человеку, который осмелился защитить память ее брата — к Яхье-эфенди.
Надпись «Духовная дочь Яхьи Эфенди» на могиле звучит как политический манифест. Она выбрала не биологического отца, вынесшего суровый приговор, а духовного отца-праведника.
Трагедия «Беспечной»
Есть версия, основанная на тех же семейных преданиях, что Разие все-таки выходила замуж. Якобы ее супругом был Мехмед Шах-бей, сын Хатидже-султан (сестры Сулеймана) и Ибрагима-паши. Брак заключили около 1540 года. Но счастье было недолгим — муж скончался через год.
После этого Разие, которой было всего лет 16-17, могла бы снова выйти замуж. Султанских дочерей выдавали замуж и по три, и по пять раз — они были ценным политическим активом. Но Разие, видимо, сказала твердое «нет». Она уехала к брату Мустафе в Амасью — подальше от Топкапы, подальше от Хюррем и интриг.
Когда в 1553 году жизнь Мустафы оборвалась в шатре отца, мир Разие рухнул окончательно. Она отправилась в Бурсу вместе с матерью Махидевран. Бурса была местом ссылки для «бывших» — там доживали свой век старые наложницы и опальные принцы.
Представьте себе эту жизнь. Вчера ты жила во дворце, а сегодня вынуждена считать акче, чтобы купить еды (известно, что Махидевран после гибели сына жила в крайней нужде, пока Селим II не назначил ей пенсию). Разие, судя по датам, умерла через три года после смерти брата, примерно в 1556 году. Ей было около 30 лет.
Официальная причина — «от горя и болезни». В суфизме есть понятие, когда душа не хочет оставаться в теле, полном печали. Возможно, она просто угасла, не вынеся тяжести потери.
Почему о ней молчат учебники?
История Османской империи писалась мужчинами и для мужчин. Женщины там появлялись, только если они рожали наследников или строили гигантские мечети (как Хюррем или Михримах). Тихие, скромные, опальные принцессы не интересовали летописцев.
К тому же, существование Разие было «неудобным». Она была живым напоминанием о трагедии Мустафы. Она была символом той части семьи, которую Сулейман принес в жертву ради сохранения власти. Писать о ней — значило сыпать соль на раны Падишаха. А придворные историки свои головы ценили.
Поэтому ее имя не попало в «Реестр Османов» (Sicill-i Osmani) в качестве значимой фигуры. Она осталась только в памяти дервишей и на камне в Бешикташе.
Михримах vs Разие: две стороны одной медали
Интересно сравнить двух сестер.
Михримах — это солнце. Власть, золото, политика. Она всегда рядом с отцом, она поддерживает его решения, она финансирует его войны. Она — идеальная дочь правителя, часть системы.
Разие — это луна в тени. Отказ от власти, духовный поиск, молчаливый протест. Она рядом с опальным братом и духовным наставником. Она — совесть династии.
Сулейман Великолепный, при всем своем величии, был глубоко несчастным отцом. Он пережил почти всех своих сыновей. И, возможно, потеря этой «Беспечной» дочери, которая отказалась от его мира ради мира духовного, была для него не менее болезненной, чем уход сыновей.
Резюме: была или не была?
С вероятностью 99% — была. Могила в текке Яхья-эфенди не могла появиться просто так. Никто не посмел бы написать «дочь Кануни Султана Сулеймана» на плите, если бы это было ложью — за такое в XVI веке можно было поплатиться жизнью.
Была ли она дочерью Назенин? Нет, это сериальный вымысел. Была ли она дочерью Махидевран? Весьма вероятно. Это объясняет ее близость к Мустафе, ее опалу и ее раннюю смерть от тоски.
История Разие Султан — это напоминание о том, что за золотым фасадом «Великолепного века» скрывались настоящие человеческие трагедии. И что иногда самый громкий протест — это тишина и уход в тень.
Так что, если будете в Стамбуле, не поленитесь доехать до Бешикташа. Зайдите в сад Яхья-эфенди, найдите могилу с надписью «Tasasız Raziye Sultan» и просто помолчите. Там лежит женщина, которая могла бы жить во дворце, но выбрала свободу быть собой, пусть и ценой забвения.
Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!
Также вас могут заинтересовать эти подробные статьи-лонгриды:
Времена меча и топора: военная драма Древней Руси от Калки до Куликова поля
Мормонские войны. Акт первый: американский пророк
Оформив подписку на премиум вы получите доступ ко всем статьям сразу и поддержите мой канал!
Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера