Суздаль — словно портал в прошлое. Каждый уголок этого уникального города напоминает об истории нашей страны.
Ещё перед входом в монастырь многие наверняка обратят внимание на бюст Дмитрия Пожарского.
Он установлен не просто так. Дело в том, что в Спасо-Евфимиевой обители Дмитрий Михайлович похоронен. И не один, а со своими родственниками. Здесь находилась родовая усыпальница князей Пожарских, являвшихся ветвью рода Стародубских, а те происходили от Рюриковичей.
Первая двухъярусная палатка-усыпальница обветшала ещё в 18 веке и была разобрана, а её плиты использовали для ремонтных нужд. Место заросло травой и погрузилось в забытьё. Так что не только 20-й век поглумился над историей. Спустя столетие про Дмитрия Пожарского вспомнили Романовы (сыновья Николая l), и начались поиски-раскопки. Над обнаруженными останками через несколько лет возвели мраморный мавзолей по проекту Горностаева. Всё в лучших традициях древнерусской белокаменной резьбы плюс мозаика в византийском стиле. Торжественное открытие произошло в 1885 году.
А через полвека усыпальницу снова разобрали… Через 76 лет (в 2009 году) собрали. Копию горностаевского проекта, правда не из мрамора, теперь можно видеть чуть в стороне от захоронения, обозначенного памятным крестом.
В 2021 году восстановили мозаичное изображение Христа. Подлинное панно тоже сохранилось, выставлено в Евфимиевом приделе собора.
Между «разобрали-собрали» в 1974 году был установлен ещё такой монумент.
Вотчины Пожарских находились неподалёку от Суздаля, и часть своих земель они отписали в собственность монастырю, как делали многие благочестивые люди того времени. Соответственно, в Спасо-Евфимиев монастырь представители этого знатного рода приезжали на богомолье. Кроме земель были большие пожертвования на каменное строительство и постоянные вклады ценных вещей. Некоторые сохранились и сейчас их можно увидеть в надвратной Благовещенской церкви, где в ноябре 2025 года после четырёхлетнего перерыва возобновилась выставка, посвящённая князю Пожарскому.
Я же немного не успела на неё, посетив Суздаль в начале октября. Поэтому пожарские подношения частично рассматривала на разных экспозициях Владимиро-Суздальского музея.
Но заглянуть в здание Благовещенской церкви всё равно удалось. На первом этаже находится сувенирный магазин с рукодельными вещицами, от разнообразия которых глаза разбегаются.
Особенно вот эта красотка мне понравилась. Серьги какие у неё 🍄🤩
Когда-то, ещё до постройки кирпичной стены с башнями, территория монастыря была поменьше, и Святые врата с Благовещенским храмом служили входом. Справа от них сегодня находится восстановленный Аптекарский огород.
Разведением и сбором целебных растений на Руси в монастырях занимались издавна. Уже в 11 веке монахи Киево-Печерской обители славились своим врачебным искусством. Для целенаправленного разведения лекарственных трав в 16 столетии Иваном Грозным открывается Аптекарская палата, преобразованная в 17 веке в Аптекарский приказ. По всей России создаются огороды-сады, где разводятся лекарственные растения, выращивание которых было одним из послушаний для монахов.
Жили монахи вот в таком братском корпусе. В 20 столетии здесь хотели устроить гостиничный комплекс. Но директор музея смогла отстоять весь монастырь для музейного пользования.
Рядом находится здание Никольской церкви с примыкающими больничными кельями. Здесь демонстрируются настоящие сокровища, некоторым уже больше 1000 лет!
На первом этаже в пяти залах можно увидеть археологические находки 7-15 веков, произведения мелкой пластики 11-17 столетий, памятники золотого и серебряного дела Древней Руси и Византии(!), лицевое и орнаментальное шитьё 16-17 веков.
Вдуматься только: какой возраст у этих изделий! Поражает ювелирная работа древних мастеров. Некоторые украшения увеличены дополнительными линзами, чтобы можно было рассмотреть мельчайшие детали подвесок, накладок, колец, серёг и фибул.
Церковная утварь была дорогой не только в духовном смысле, но и в исполнении. Во время монголо-татарских набегов в первую очередь старались спасти именно её. В 1993 году, во время раскопок во Владимире, в Ветшаном городе, была обнаружена большая и богатая усадьба священнослужителя, которая, очевидно, погибла в огне пожарища, устроенного монголами во время штурма Владимира в феврале 1238 года. В подвальной части были найдены останки молодой женщины, скорее всего, пережидавшей там опасность и погибшей под обломками сгоревшего дома. Рядом с ней в двух берестяных свёртках был спрятан клад: в одном — округлая серебряная чаша с гравированным изображением грифона на дне, золотой перстень и кусочек ладана; в другом — серебряный крест-складень, четыре крестика-«корсунчика», складень из семи эмалевых позолоченных иконок, а также ожерелье из серебряных бусин и крестовидных подвесок, украшенное круглой иконкой с изображением архангела Михаила.
Часть того клада находится здесь.
Эти нагрудные иконы сделаны в Византии в 11-14 веках. Сложнейшее искусство резьбы по твёрдым породам камней представлено в камеях из жадеита, сапфира и змеевика.
Вот как тысячу лет назад, не имея лазерных и ультразвуковых инструментов, было возможно подчинить невероятно твёрдый жадеит?! Кстати, по своей характеристике и сложности обработки он превосходит нефрит. А некоторые его сорта даже ценились дороже золота и выполняли функцию священного камня в древнем государстве ацтеков.
Не менее ценным считался и змеевик, хоть и уступал по свойствам. Но у него своя история, магически лечебная. Кто верит в энергетику камней, этот минерал просто необходим 😉 Ну, а «лазоревый яхонт» сапфир, тоже наделённый особенными возможностями, известен вообще всем, даже не ценителям ювелирной красоты.
А какие роскошные делали пуговицы! К ним относились как к ювелирным изделиям. Соответственно, в зависимости от статуса владельца, определялся внешний вид этих маленьких деталей. Интересно, что к разным видам одежды полагалось своё количество пуговок.
Отдельно стоит сказать и о серьгах. В 16-17 веках этот вид украшений стал особенно популярен, потеснив височные кольца и колты — головные уборы изменились, открыв уши. Для изготовления серёг даже отдельный мастер появился — серёжник. В экспозиции показаны самые распространённые формы того времени: одинцы, двойчатки, голубцы (по форме напоминающие пару птиц).
В музее экспонаты представлены в хронологическом порядке и сгруппированы по признаку вида ремесленного исполнения. Рассматривать резьбу по дереву, камню, кости, перламутру увлекательно. Не всегда сразу замечаются мельчайшие детали в изображениях.
Не менее сложно покрыть тончайшей эмалевой росписью миниатюрные предметы. Это искусство пришло на Русь из Византии в 10 веке и со временем достигло совершенства.
Одна из древнейших техник украшения, басма, была известна на Руси ещё до Крещения. На тончайшем листе металла, чаще драгоценном, выбивался рисунок. В изготовлении окладов икон наиболее популярным стал растительный орнамент, символизировавший вечное цветение в райском саду.
Богатые вклады в монастырские ризницы делали практически все состоятельные люди дореволюционной России.
Две иконы с изображением Богородицы и дорогие оклады для них — дары сподвижника Ивана Грозного, Демида Черемисинова:
Водосвятные чаша и блюдо — подношения князя Ивана Шуйского:
Золотой потир в витрине черневого искусства 17 века — вклад царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны:
В отдельном зале выставлены образцы золотого лицевого шитья. «Живопись иглой» — одно из сложнейших церковных искусств. Мастерские под руководством знаменитых хозяек, в том числе Соломонии Сабуровой, Евдокии Старицкой, Ирины Годуновой, изготавливали шитые иконы, пелены на гробницы святых, хоругви. Они выполнялись золотными, серебряными и шёлковыми нитями. Украшались жемчугом и драгоценными камнями. Иногда на работу уходило до нескольких лет.
Второй этаж «Золотой кладовой» посвящён изделиям периода 18-начала 20 века.
Здесь моё внимание привлекли старинные дарохранительницы (две из них сделаны в Суздале). Эти предметы относятся к одним из главных в христианском храме, в них хранятся святые дары — частицы просфор и вино (символизирующие Тело и Кровь Христовы), используемые для причащения. Обычно дарохранительницы оформляются как миниатюрные храмы, внутри которых находится ковчежец с Дарами. В православной церкви они непременно хранятся в алтарях, поэтому увидеть их можно только в музеях.
На посещение музейного комплекса Спасо-Евфимиева монастыря у меня ушло три часа. Напомню, что комплексный билет на все экспозиции стоил 700 рублей (на октябрь 2025). Что ещё можно увидеть за эти деньги — в предыдущих статьях: