Найти в Дзене

Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь. Мемориал Пожарского, Золотая кладовая и Аптекарский огород

Суздаль — словно портал в прошлое. Каждый уголок этого уникального города напоминает об истории нашей страны.

-2

Ещё перед входом в монастырь многие наверняка обратят внимание на бюст Дмитрия Пожарского.

Изготовлен бюст в 1945 г. знаменитым белорусским скульптором Азгуром З.И. Установлен в 1955 г.
Изготовлен бюст в 1945 г. знаменитым белорусским скульптором Азгуром З.И. Установлен в 1955 г.

Он установлен не просто так. Дело в том, что в Спасо-Евфимиевой обители Дмитрий Михайлович похоронен. И не один, а со своими родственниками. Здесь находилась родовая усыпальница князей Пожарских, являвшихся ветвью рода Стародубских, а те происходили от Рюриковичей.

-4

Первая двухъярусная палатка-усыпальница обветшала ещё в 18 веке и была разобрана, а её плиты использовали для ремонтных нужд. Место заросло травой и погрузилось в забытьё. Так что не только 20-й век поглумился над историей. Спустя столетие про Дмитрия Пожарского вспомнили Романовы (сыновья Николая l), и начались поиски-раскопки. Над обнаруженными останками через несколько лет возвели мраморный мавзолей по проекту Горностаева. Всё в лучших традициях древнерусской белокаменной резьбы плюс мозаика в византийском стиле. Торжественное открытие произошло в 1885 году.

-5

А через полвека усыпальницу снова разобрали… Через 76 лет (в 2009 году) собрали. Копию горностаевского проекта, правда не из мрамора, теперь можно видеть чуть в стороне от захоронения, обозначенного памятным крестом.

-6

Памятник-крест установлен на месте найденных при археологическом исследовании захоронений.
Памятник-крест установлен на месте найденных при археологическом исследовании захоронений.

-8

-9

-10

В 2021 году восстановили мозаичное изображение Христа. Подлинное панно тоже сохранилось, выставлено в Евфимиевом приделе собора.

-11

Между «разобрали-собрали» в 1974 году был установлен ещё такой монумент.

-12

Вотчины Пожарских находились неподалёку от Суздаля, и часть своих земель они отписали в собственность монастырю, как делали многие благочестивые люди того времени. Соответственно, в Спасо-Евфимиев монастырь представители этого знатного рода приезжали на богомолье. Кроме земель были большие пожертвования на каменное строительство и постоянные вклады ценных вещей. Некоторые сохранились и сейчас их можно увидеть в надвратной Благовещенской церкви, где в ноябре 2025 года после четырёхлетнего перерыва возобновилась выставка, посвящённая князю Пожарскому.

-13

Я же немного не успела на неё, посетив Суздаль в начале октября. Поэтому пожарские подношения частично рассматривала на разных экспозициях Владимиро-Суздальского музея.

Золотая кладовая в Спасо-Евфимиевом монастыре.
Золотая кладовая в Спасо-Евфимиевом монастыре.

Но заглянуть в здание Благовещенской церкви всё равно удалось. На первом этаже находится сувенирный магазин с рукодельными вещицами, от разнообразия которых глаза разбегаются.

-15

-16

-17

Особенно вот эта красотка мне понравилась. Серьги какие у неё 🍄🤩

-18

Когда-то, ещё до постройки кирпичной стены с башнями, территория монастыря была поменьше, и Святые врата с Благовещенским храмом служили входом. Справа от них сегодня находится восстановленный Аптекарский огород.

-19

-20

Разведением и сбором целебных растений на Руси в монастырях занимались издавна. Уже в 11 веке монахи Киево-Печерской обители славились своим врачебным искусством. Для целенаправленного разведения лекарственных трав в 16 столетии Иваном Грозным открывается Аптекарская палата, преобразованная в 17 веке в Аптекарский приказ. По всей России создаются огороды-сады, где разводятся лекарственные растения, выращивание которых было одним из послушаний для монахов.

-21

Жили монахи вот в таком братском корпусе. В 20 столетии здесь хотели устроить гостиничный комплекс. Но директор музея смогла отстоять весь монастырь для музейного пользования.

-22

-23

Рядом находится здание Никольской церкви с примыкающими больничными кельями. Здесь демонстрируются настоящие сокровища, некоторым уже больше 1000 лет!

-24

-25

На первом этаже в пяти залах можно увидеть археологические находки 7-15 веков, произведения мелкой пластики 11-17 столетий, памятники золотого и серебряного дела Древней Руси и Византии(!), лицевое и орнаментальное шитьё 16-17 веков.

-26

-27

-28

Вдуматься только: какой возраст у этих изделий! Поражает ювелирная работа древних мастеров. Некоторые украшения увеличены дополнительными линзами, чтобы можно было рассмотреть мельчайшие детали подвесок, накладок, колец, серёг и фибул.

-29

Церковная утварь была дорогой не только в духовном смысле, но и в исполнении. Во время монголо-татарских набегов в первую очередь старались спасти именно её. В 1993 году, во время раскопок во Владимире, в Ветшаном городе, была обнаружена большая и богатая усадьба священнослужителя, которая, очевидно, погибла в огне пожарища, устроенного монголами во время штурма Владимира в феврале 1238 года. В подвальной части были найдены останки молодой женщины, скорее всего, пережидавшей там опасность и погибшей под обломками сгоревшего дома. Рядом с ней в двух берестяных свёртках был спрятан клад: в одном — округлая серебряная чаша с гравированным изображением грифона на дне, золотой перстень и кусочек ладана; в другом — серебряный крест-складень, четыре крестика-«корсунчика», складень из семи эмалевых позолоченных иконок, а также ожерелье из серебряных бусин и крестовидных подвесок, украшенное круглой иконкой с изображением архангела Михаила.

-30

Часть того клада находится здесь.

-31

Эти нагрудные иконы сделаны в Византии в 11-14 веках. Сложнейшее искусство резьбы по твёрдым породам камней представлено в камеях из жадеита, сапфира и змеевика.

-32

Вот как тысячу лет назад, не имея лазерных и ультразвуковых инструментов, было возможно подчинить невероятно твёрдый жадеит?! Кстати, по своей характеристике и сложности обработки он превосходит нефрит. А некоторые его сорта даже ценились дороже золота и выполняли функцию священного камня в древнем государстве ацтеков.

-33

Не менее ценным считался и змеевик, хоть и уступал по свойствам. Но у него своя история, магически лечебная. Кто верит в энергетику камней, этот минерал просто необходим 😉 Ну, а «лазоревый яхонт» сапфир, тоже наделённый особенными возможностями, известен вообще всем, даже не ценителям ювелирной красоты.

-34

А какие роскошные делали пуговицы! К ним относились как к ювелирным изделиям. Соответственно, в зависимости от статуса владельца, определялся внешний вид этих маленьких деталей. Интересно, что к разным видам одежды полагалось своё количество пуговок.

-35

Пуговицы – в нижней половине витрины. Сверху – пронизки.
Пуговицы – в нижней половине витрины. Сверху – пронизки.

Отдельно стоит сказать и о серьгах. В 16-17 веках этот вид украшений стал особенно популярен, потеснив височные кольца и колты — головные уборы изменились, открыв уши. Для изготовления серёг даже отдельный мастер появился — серёжник. В экспозиции показаны самые распространённые формы того времени: одинцы, двойчатки, голубцы (по форме напоминающие пару птиц).

-37

В музее экспонаты представлены в хронологическом порядке и сгруппированы по признаку вида ремесленного исполнения. Рассматривать резьбу по дереву, камню, кости, перламутру увлекательно. Не всегда сразу замечаются мельчайшие детали в изображениях.

-38

-39

Нагрудная икона «Святой Никита, побивающий беса», 15 век.
Нагрудная икона «Святой Никита, побивающий беса», 15 век.

Не менее сложно покрыть тончайшей эмалевой росписью миниатюрные предметы. Это искусство пришло на Русь из Византии в 10 веке и со временем достигло совершенства.

-41

Одна из древнейших техник украшения, басма, была известна на Руси ещё до Крещения. На тончайшем листе металла, чаще драгоценном, выбивался рисунок. В изготовлении окладов икон наиболее популярным стал растительный орнамент, символизировавший вечное цветение в райском саду.

-42

-43

Богатые вклады в монастырские ризницы делали практически все состоятельные люди дореволюционной России.

-44

Две иконы с изображением Богородицы и дорогие оклады для них — дары сподвижника Ивана Грозного, Демида Черемисинова:

Корсунская икона Божьей матери
Корсунская икона Божьей матери

Владимирская икона Божьей матери, с Акафистом.
Владимирская икона Божьей матери, с Акафистом.

Водосвятные чаша и блюдо — подношения князя Ивана Шуйского:

-47

Золотой потир в витрине черневого искусства 17 века — вклад царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны:

-48

В отдельном зале выставлены образцы золотого лицевого шитья. «Живопись иглой» — одно из сложнейших церковных искусств. Мастерские под руководством знаменитых хозяек, в том числе Соломонии Сабуровой, Евдокии Старицкой, Ирины Годуновой, изготавливали шитые иконы, пелены на гробницы святых, хоругви. Они выполнялись золотными, серебряными и шёлковыми нитями. Украшались жемчугом и драгоценными камнями. Иногда на работу уходило до нескольких лет.

-49

-50

-51

Второй этаж «Золотой кладовой» посвящён изделиям периода 18-начала 20 века.

-52

-53

-54

Здесь моё внимание привлекли старинные дарохранительницы (две из них сделаны в Суздале). Эти предметы относятся к одним из главных в христианском храме, в них хранятся святые дары — частицы просфор и вино (символизирующие Тело и Кровь Христовы), используемые для причащения. Обычно дарохранительницы оформляются как миниатюрные храмы, внутри которых находится ковчежец с Дарами. В православной церкви они непременно хранятся в алтарях, поэтому увидеть их можно только в музеях.

-55

На посещение музейного комплекса Спасо-Евфимиева монастыря у меня ушло три часа. Напомню, что комплексный билет на все экспозиции стоил 700 рублей (на октябрь 2025). Что ещё можно увидеть за эти деньги — в предыдущих статьях: