Найти в Дзене

Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь

Словно большая крепость стоит он на высоком берегу Каменки, привлекая внимание мощными стенами. И сейчас даже не верится, что ещё несколько лет назад угловая башня собиралась развалиться и сползти в реку. Невероятно сложную работу по укреплению проделали советские реставраторы в конце 20 века, сохранив для нас эту частицу истории. Давным-давно — почти 700 лет назад, князь (на тот момент суздальский) Борис Константинович решил основать мужской монастырь. Получив нужное благословение, попросил для этого дела прислать инока из Нижнего Новгорода (столицы, отделившегося от Владимирского, Нижегородско-Суздальского княжества, где великим князем тогда был его отец). Настоятель Воскресенского Печерского монастыря Дионисий отправил своего ученика — Евфимия, который отлично справился с поставленной задачей, став архимандритом построенного Спасо-Преображенского монастыря, а затем духовником и Свято-Покровского, о котором я рассказывала в прошлый раз. Своими трудами и молитвами Евфимий Суздальс

Словно большая крепость стоит он на высоком берегу Каменки, привлекая внимание мощными стенами.

-2

И сейчас даже не верится, что ещё несколько лет назад угловая башня собиралась развалиться и сползти в реку. Невероятно сложную работу по укреплению проделали советские реставраторы в конце 20 века, сохранив для нас эту частицу истории.

-3

Давным-давно — почти 700 лет назад, князь (на тот момент суздальский) Борис Константинович решил основать мужской монастырь. Получив нужное благословение, попросил для этого дела прислать инока из Нижнего Новгорода (столицы, отделившегося от Владимирского, Нижегородско-Суздальского княжества, где великим князем тогда был его отец). Настоятель Воскресенского Печерского монастыря Дионисий отправил своего ученика — Евфимия, который отлично справился с поставленной задачей, став архимандритом построенного Спасо-Преображенского монастыря, а затем духовником и Свято-Покровского, о котором я рассказывала в прошлый раз.

-4

Своими трудами и молитвами Евфимий Суздальский заслужил звание преподобного и был почитаем при жизни, подавая пример собравшимся вокруг него трём сотням иноков. С тех пор, конечно, многое изменилось в облике обители: в 16 веке деревянные строения начали переделывать в камне; позже появились новые постройки; вместо частокола выросла кирпичная стена с двенадцатью боевыми башнями, расширив территорию монастыря.

-5

Но неизменным осталась святость места, где сегодня желающие могут поклониться мощам Евфимия Суздальского, возвращённым после периода мытарств.

-6

Рака с мощами прп. Евфимия Суздальского в Спасо-Преображенском соборе Евфимиева монастыря.
Рака с мощами прп. Евфимия Суздальского в Спасо-Преображенском соборе Евфимиева монастыря.

Несмотря на то, что монастырь относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, по утрам в 8:30 (кроме субботы) здесь проводят литургии, и тогда можно свободно зайти на территорию. С 10:00 вход становится платным, поскольку открываются экспозиции. За 700 рублей появляется возможность заглянуть в старинные здания с интересными историями.

-8

-9

-10

-11

Доминантой, несомненно, является Спасо-Преображенский собор. Он построен в конце 16 столетия при сыне Ивана Грозного, Фёдоре, в стиле древнерусских белокаменных храмов 12-13 века. Справа от входа различима маленькая церковь. Считается самым старым каменным строением монастыря, возведённым в начале 1500-х годов вместо утраченного в пожаре деревянного. Сейчас бывший Спасский храм присоединён к главному зданию, это Евфимиев придел. (Позже, во второй половине 19 века, с противоположной стороны появился ещё один придел, в честь Сергия Радонежского.)

-12

-13

Долгое время после постройки собор оставался нерасписанным (правда, есть и другая версия). Как и в Свято-Покровском монастыре, на белых стенах были развешаны многочисленные иконы в драгоценных окладах и шитые пелены — вклады знатных богомольцев. Всё изменилось в конце 17 века, когда митрополит Павел, заботясь об обители, в которой раньше был настоятелем несколько лет, выделил большие средства и нанял артель во главе со знаменитым Гурием Никитиным. Под его руководством костромские мастера украсили интерьер Преображенского собора фресками, до сих пор являющиеся гордостью этого места.

-14

Гурий Никитин известен своими росписями Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, Архангельского собора Московского Кремля, церкви Воскресения в Ростовском кремле, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме, да и икон он написал немало.

-15

Помощником Гурия был Сила Савин, артель насчитывала десять иконописцев. Фрески Спасо-Преображенского собора — последняя или одна из последних работ мастера. В 18-19 столетии изображения «поновляли», но в советское время, при реставрации, часть первых фресок открыли, расчистив от более поздних.

-16

-17

Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную — архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря — «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящён деяниям апостолов.

-18

-19

Кстати, в этом храме до сих пор не восстановлен иконостас. Поэтому можно видеть ту тайную часть алтаря, что обычно скрыта от молящихся.

-20

-21

Фрагмент иконостаса виден на представленной копии старой фотографии.

-22

Икона на столпе изображает (слева направо) Сергия Радонежского (1314-1391), Евфимия Суздальского (1316-1404) и святителя Дионисия (начало 14в.-1385).

-23

Фрески Евфимиева придела иллюстрируют его житие. Со всеми подробностями переданы основные вехи жизненного пути святого. Примечательно, что все изображения подписаны, и для тех, у кого хорошее зрение, эти стены словно страницы книги по истории.

-24

Несколько раз в день по выходным в соборе проходят духовные песнопения. Мужской хор с великолепными голосами даёт концерты и в других местах, только там надо будет покупать отдельные билеты, причём не очень-то и бюджетные. На монастырском сайте предлагается вариант концерта за 2000-2500 р. в храме Иоанна Предтечи на улице Ленина, 55 (со светоинсталляцией на стенах с фресками). В Спасо-Евфимиевом монастыре небольшое музыкальное выступление входит в состав музейного билета.

Справа от входа в собор находится старинная звонница. Разную расцветку её стен реставраторы в 2008 году применили неспроста. В белом цвете — редкий вид столпообразного храма «под звоном» времён отца Ивана Грозного, Василия lll (чей дед потерпел поражение от казанского войска под стенами этого монастыря). На рубеже 16-17 веков была пристроена галерея звона с часовой башенкой. В 1930-х все колокола пошли в переплавку на нужды государства. Сейчас здесь находятся 19 дореволюционных колоколов нижегородского, ярославского и суздальского литья, собранные сотрудниками музея по заброшенным церквям Владимирской области. Самый большой весит около тонны. К сожалению, утрачен пятитонный благовестник, подаренный Дмитрием Пожарским.

-25

-26

Чтобы подняться на звонницу с экскурсией о колокольной истории и традициях, нужно заплатить дополнительно 300 р. А можно просто послушать со стороны мелодичный звон, исполняемый в начале каждого часа.

Напротив звонницы расположена Успенская трапезная церковь, тоже являющаяся редким памятником церковного зодчества 16 века. 

-27

Нижний этаж палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, на верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов. В России сохранилось лишь около 20 трапезных палат 16 века. Сейчас на двух этажах располагаются небольшие экспозиции, посвящённые колоколам и дореволюционной мебели.

-28

Первые колокола появились на Руси в конце 10 века, после принятия христианства. Заслугой русских мастеров стало изобретение нового способа звона — языкового, при котором раскачивается не сам колокол, как было принято в Западной Европе, а только его язык (что позволило отливать очень большие экземпляры).

-29

На выставке представлены 13 экспонатов 18-20 века, среди которых три отлиты в Суздале на предприятии Никуличева. Известнейшими колокололитейными заводами в России являлись Товарищество Оловянишникова в Ярославле и завод Финляндского в Москве. Созданные там колокола знамениты мелодичностью и чистотой звучания, а ярославские ещё красиво орнаментированы. Продолжение традиций в современном производстве демонстрирует колокол 1994 года, выполненный на предприятии «Пятков и К» в городе Каменск-Уральский Свердловской области.

-30

На втором этаже представлена мебель периода 17-начала 20 века. И эта почти сотня предметов — лишь малая часть коллекции Владимиро-суздальского музея. Экспроприированные после революции столы, стулья, диваны рекой лились из княжеских и дворянских домов.

-31

-32

Где-то среди них и мебель из замка Храповицкого — того, что под Владимиром в селе Муромцево «грустит» в ожидании реставрации.

Периодически часть экспонатов из фондохранилища участвует в различных временных выставках, проводимых в «Палатах» во Владимирском кремле.

-33

-34

На предыдущей фотографии⬆️ на стене заметен фрагмент фрески. При реставрации в 1980 году в бывшей трапезной были обнаружены частички росписи на евангельские сюжеты. Кто и когда их создал — неизвестно, но в середине 17 века они уже точно существовали.

-35

К комплексу церкви и трапезной палаты примыкает Архимандритский корпус построенный до 1660 года. Первоначальное его назначение: вверху — казённые и приказные палаты, казначейская келья; внизу — приказ монастырских дел, присутственная камора, архив. Позже, во второй половине 18 века сюда переселился из старого настоятельского корпуса архимандрит монастыря.

-36

-37

-38

Сегодня, зайдя в скромную дверь, мы попадаем на выставку старинных икон и произведений прикладного искусства.

-39

-40

-41

-42

-43

К концу 17 столетия под воздействием западноевропейской культуры появляются образы, написанные в новой «живоподобной» манере, наиболее ярко выразившейся в творчестве мастера Оружейной палаты Симона Ушакова. В 18 веке во многих городах продолжают работать его ученики и последователи. В это время создаются как чисто живописные произведения, близкие светской масляной живописи, так и иконы, следующие древним образцам. В собрании музея сохранились произведения иконописца Оружейной палаты Кирилла Уланова и местных мастеров Тихона Семёнова, Ильи Киприянова, Василия Грязнова.

-44

-45

Широким разнообразием отличалась художественная манера мастеров из Мстёры. На заказ они исполняли дорогие иконы с миниатюрным красочным письмом и обилием золота. Фон часто украшали резьбой и расцвечивали «эмалями». Излюбленными сюжетами мстёрцев были сложные многофигурные композиции «Воскресение Христово» с евангельскими праздниками, а также иконы-минеи — своеобразные календари православного года.

-46

-47

-48

Когда Николай ll в 1913 году посетил в Суздале Свято-Покровский монастырь, его внимание привлекли несколько старинных икон. По распоряжению императора сорок шесть произведений были перевезены в Санкт-Петербург, в Музей императора Александра lll. А для Покровского монастыря были выполнены копии трёх самых почитаемых икон. И сделали это именно мстёрские иконописцы-реставраторы Николай и Александр Брягины. В их числе была и «Святая Троица, с бытием и хождением», точный список суздальской иконы второй половины 16 века, хранящейся ныне в Русском музее.

Список Брягиных в Спасо-Евфимиевом монастыре.
Список Брягиных в Спасо-Евфимиевом монастыре.

«Троица ветхозаветная, в бытии» на экспозиции в Русском музее.
«Троица ветхозаветная, в бытии» на экспозиции в Русском музее.

Ну и конечно, никого не оставят равнодушным изделия мастеров-резчиков. В отдельной витрине представлены не только потрясающая резьба по дереву, но даже по перламутру!

-51

-52

Ко всему прочему, наверняка интересным покажется ещё один экспонат — макет современной территории монастыря. Обозначила на его фотографии места, описанные в этой статье.

-53

-54

Поскольку краткость не является сестрой моего таланта (😉), об остальных строениях, в том числе про тюрьму, где провёл остаток жизни известный предсказатель 18 века монах Авель, сошёл с ума безвинный декабрист Шаховской, стал монахом содержался в плену немецкий генерал Паулюс, расскажу в следующий раз.