Поездка из разряда «В первый и в последний раз» или «Больше никогда».
Маршрут оказался сложным. Почти полутора суток без сна удалось пережить с трудом.
Но! Так хотелось увидеть седьмое чудо света. Город, который в 2007 году вытеснил из ТОП-7 Александрийский маяк.
Забегая вперед — Петра не обманула ожиданий.
Путевки по 320 $ / человек [билет на кораблик включен] мы купили в отеле.
Отъезд в 2:00 ночи. Автобус большой. Примерно час собирали людей по гостиницам.
Наконец выдвинулись в сторону Табы [~ 200 км]. Ехали 3.5 часа с одной технической остановкой на кофе и туалет. Шоссе по берегу залива Акаба среднего качества, местами весьма ухабистое. Вздремнуть получалось не у всех.
Прибыли в порт на рассвете. Египетская таможня, досмотр, паспортный контроль — около получаса; столько же ждали разрешения отплыть.
Паром идет ~ 45 минут. В лучах восходящего Солнца берега Израиля, Иордании, Саудовской Аравии выглядят восхитительно. Городок Акаба оказался вполне симпатичным. Границу Иордании прошли быстро.
Сели в местный [более комфортабельный] автобус. От Акабы до Вади-Муса, откуда начинается пешеходный маршрут к Петре ~ 2 часа по пустыне Вади-Рам.
Гид, очень приятный молодой человек, продемонстрировал хорошее знание истории и русского языка.
На посещение древнего города отводилось 4.5-5 часов, в принципе, времени достаточно. Можно экскурсовода послушать и самостоятельно погулять.
Входной билет на целый день 70 $.
По легенде, во время странствия иудеев по пустыне Моисей привел их к неприступным скалам, которые раздвинул ударом посоха. Как известно, жезл обладал чудодейственными свойствами. С его помощью пророк рассек Чермное [Красное] море во время Исхода евреев из Египта, добывал воду, сокрушал горы.
Так, через узкое ущелье Сик, обрамленное отвесными скалами, открылся вход в Петру.
Песчаник переливается золотым, мягкими оттенками красного. Ощущения сказочные. Становится понятно, почему город называют «Розовой жемчужиной иорданской пустыни».
Туристы проходят тот же путь, которым шли набатеи, жители Набатейского царства [II вв. до н.э. — 106 г. н.э.]. Их считают не мифическими, а фактическими строителями. Они называли свой город Ракму и верили в существование за скалами еще одной неприступной долины, населенной злыми духами.
Переименовали Ракму греки, закрепив в истории привычное нам название Πέτρα — «камень» или «скала».
Некоторые исследователи предполагают, что Петра появилась раньше, в XVIII-XVII вв. до н.э.
Караван-сарай на перекрестке важных торговых путей от побережий Красного, Средиземного морей и Персидского залива, вглубь континента, через суровую Аравийскую пустыню давал погонщикам верблюдов кров, пищу, воду.
Кстати, источники воды тоже заслуга жезла Моисея.
Таким образом, дату рождение города нужно искать где-то в диапазоне XVIII — II вв. до н.э.
Еще до выхода из ущелья взору открывается Эль Хазне — одно из главных сооружений столицы Набатейского царства.
Даже на нас, много повидавших современных людей, фасад, вырубленный в скале, производит сильное впечатление. Что же испытывали доисторические путешественники? Благоговение, наверное.
Экстерьер здания [~ 30 метров шириной и ~ 40 метров высотой] буквально вырастает из ярко-розового песчаника. Ряды колонн, резные фронтоны, барельефы в нишах меняют оттенок вслед за движением Солнца по небосклону.
Кто, когда, зачем построил Эль Хазне науке неизвестно.
По преданию, фараон Рамсес II [XIII в. до н. э.] сотворил Сокровищницу при помощи магии, а в 4-х метровой каменной чаше, установленной на верхнем уровне, хранил несметные богатства. Судя по отметинам на стенах, добраться до клада пытались многие.
Или, возможно, это было святилище Изиды, одной из самых почитаемых египетских богинь.
Авторство приписывают и греческим зодчим.
Время правления царя Аретаса III [I в. до н.э.] приходилось на период наивысшего расцвета Петры.
Здесь на площади ~ 260 км2 проживало от 20 до 40 тыс. человек.
Исторические летописи представляют Аретаса большим поклонником эллинистической архитектуры. Он вполне мог пожелать для себя подобный впечатляющий мавзолей.
После начала раскопок [1912 г.] археологи обнаружили более пятисот высеченных в скалах монументальных гробниц, украшенных тонкой резьбой, настоящий «Город мертвых».
Черные копатели похитили ценные артефакты, предназначенные для комфортной загробной жизни усопших. За дверными проемами непроглядная тьма.
Светские кварталы сильно пострадали от землетрясений.
Храмы, жертвенные алтари, колоннады и Римский амфитеатр на 3 тыс. мест сохранились лишь в руинах.
Римляне захватили город в 106 году. 300 лет улучшали социально-бытовой уклад — строили бани, дворцы, жилые дома; мостили улицы; прокладывали акведуки; облагораживали почву для земледелия.
К концу IV века Петра утратила торговое значение. Караваны пошли менее экстремальными маршрутами. Тогда же Римскую империю с Ближнего Востока вытеснили персы.
Начался упадок Розового города.
Средневековые сведения о Петре связаны с Крестовыми походами XII-XIII вв.
После этого город исчез, как будто скалы вновь запечатали ущелье Сик.
Для европейских историков, археологов, географов его местоположение оставалось загадкой. Хотя слухов, мифов и легенд ходило предостаточно.
В 1812 году швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт [24.11.1784 — 15.10.1817] приехал в Каир под видом небогатого сирийского купца ради осуществления мечты — пройти через Сахару к истокам Нигера.
Буркхардт, безусловно, был человеком смелым. Ему удалось выжить на территориях воинственных кочевников, не вызвав подозрений; буквально вжиться в роль араба мусульманина. Говорят, он покорил бедуинов знанием Корана и соблюдением традиционных ритуалов.
Те, в благодарность, указали исследователю секретный вход. Город оказался не таким уж безлюдным, контрабандисты веками использовали его в качестве перевалочной базы.
Открытие Петры стало для Буркхардта неожиданным приятным бонусом.
Благодаря путевым дневникам Европа узнала о существовании удивительного города-призрака, спрятанного от цивилизации среди песков и скал.
Иоганн Людвиг Буркхардт, истощенный сложным путешествием и дизентерией, умер в Каире, чуть-чуть не дожив до 33-летия.
Справедливости ради, до швейцарца по ущелью Сик в 1807 году прошел немецкий естествоиспытатель Ульрих Яспер Зеетцен. Он просто не понял, куда попал.
В 1984 году Петру объявили архитектурным памятником, а через год — объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дополнительный интерес к «Розовой жемчужине» разожгли кинематографисты. Городские виды использованы в 10 фильмах, среди них «Индиана Джонс и последний Крестовый поход», «Синдбад и Глаз Тигра», «Мумия возвращается», «Трансформеры: Месть падших».
Почетное звание «Седьмое чудо света» Петра получила в 2007 году.
Сейчас туристическая тропа проложена. Путешественники едут из самых дальних уголков планеты Земля [как обычно — много китайцев].
Счастливчики, приезжающие на 2-3 дня, имеют возможность не только подробно осмотреть каменный город, но и посетить Музей Петры в Вади-Муса, а также поучаствовать в Ночном шоу.
Вместо ночного представления [думаю, это потрясающее зрелище] на закате мы погрузились в автобус и отправились в обратный путь: 2 часа до Акабы + 2 часа до Табы + 4.5 часа до отеля в Шарме.
Около 11 часов следующего дня я вошла в номер…
Инсталляция как нельзя лучше отражала мое физическое состояние; к счастью, эмоциональное было приподнятым.
Да, уборщики номеров египетских отелей перешли на новый уровень. Это вам не милые слоники на кровати!
Спасибо за внимание.