В этой статье продолжим разбирать исторический аспект Книги пророка Даниила.
После истолкования Даниилом Вавилонскому царю Навуходоносору таинственного видения истукана сокрушённого камнем отделившимся от горы, прошло довольно много лет и Навуходоносор, забыв как прославил Бога Истинного и поклонился Даниилу в ноги, как Господу, воздвиг огромного золотого идола человеческого вида недалеко от Вавилона.
Царь приказал всем своим сатрапам, военачальникам и областным правителям собраться в определённый день на торжественную церемонию открытия этого изваяния.
По указанию царя все призванные на праздник, как только заиграют в музыкальные инструменты, должны пасть ниц и поклониться идолу.
А кто не исполнит царского указа будет тотчас сожжён в раскалённой печи.
Товарищи Даниила, три отрока: Анания, Мисаил и Азария, которые были поставлены царём, по просьбе пророка управлять областями Вавилонской империи, не стали кланяться золотому кумиру и остались верны заповеди Божией.
На них в тот же час донесли халдеи, которые завидовали их высокому положению:
эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются. (Дан. 3, 12).
Разгневанный Навуходоносор допросил обвиняемых по какому умыслу они не почтили идола и если сейчас же они не раскаются, и не поклонятся ему, то он их прикажет бросить в раскалённую печь, и тогда им никакой Бог не поможет.
На эту угрозу грозного царя благочестивые иудеи смиренно ответили:
Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся. (Дан. 3, 17-18).
Эти слова привели царя в бешенство и он приказал разжечь печь так сильно, как раньше никто её не разжигал.
Потом велел своим самым могучим воинам крепко связать приговорённых к смерти юношей и бросить их в раскалённую до предела печь.
Поскольку испепеляющий жар и пламя вырывались из печи наружу, то приблизившиеся к ней палачи сгорели заживо, а юноши остались невредимы.
И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа (Дан. 3, 24).
Навуходоносор и все его подданные слышали доносившийся до них из печи хвалебный псалом Азарии:
Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши. Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было. И все, что Ты навел на нас, и все, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду. И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле. И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя. Но не предай нас навсегда ради имени Твоего, и не разруши завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего, которым Ты говорил, что умножишь семя их, как звезды небесные и как песок на берегу моря. Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши, и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою. Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты. Как при всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе; ибо нет стыда уповающим на Тебя. И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего. Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей и избави нас силою чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи, и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится, и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной. (Дан. 3, 25-45).
А тем временем рабы царя всё сильнее и сильнее разжигали печь, и приближаясь к ней сгорали на месте один за другим.
Только Ананию, Мисаила и Азарию огонь не обжигал, ибо Ангел Божий снизошёл к ним в печь:
и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их. (Дан. 3, 50).
Юноши исполнившись благодати Святого Духа едиными устами и единым сердцем благословили, благодарили, и прославили Бога (см. Дан. 3, 52-90).
Увидев их живыми и невредимыми, Навуходоносор в изумлённом состоянии воскликнул своим сатрапам:
вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию. (Дан. 3, 92).
Потрясённый чудесным явлением, царь попросил юношей выйти из печи и все увидели, что ни кожа, ни волосы не пострадали от огня и даже одежда их не имела запаха дыма.
Тогда Навуходоносор прославил Истинного Бога и исповедал могущество Его.
Он издал царский указ, если кто произнесёт хулу на Иудейского Бога, тот будет предан смертной казни, а дом его — разрушен до основания.
А благочестивых еврейских юношей: Ананию, Мисаила и Азарию царь ещё более возвысил и возвеличил в своём государстве.
Надо сказать, что прославив Бога после этого чуда Навуходоносор не стал истинно верующим человеком, он как был язычником, так им и остался (до определённого времени).
Царь не перестал поклоняться идолам, но Истинного Бога он в пантеоне Вавилонских богов провозглашает Всевышним, то есть — выше всех богов языческих.
Исповедание и прославление Бога еврейского народа имело огромное миссионерское значение, то есть — в сеянии семян истинной религии и познания Бога среди языческих народов.
То, что Навуходоносор назвал Ангела появившегося в печи подобным Сыну Божиему, это означает, что в печи находится сын какого-то языческого божка, ибо по языческому суеверию боги могут жениться, или выходить замуж и у них рождаются дети…
То есть по разумению царя в печи вместе с тремя юношами находится не человек, а существо по природе относящееся к богам.
По святоотеческому толкованию Ангел подобный Сыну Божию, который сошёл в печь огненную и спас трёх отроков от смерти, — это прообраз Господа Иисуса Христа сошедшего в Великую Субботу во ад и выведшего из него всех праведников.
Поэтому на Страстной седмице в этот день в богослужение включены тексты и песнопения из этой главы Книги пророка Даниила.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зёрна веры православной, подписывайтесь и оценивайте статью.
Читайте предыдущую публикацию автора: