«В делах державы»
Будучи в боярском чине, Дмитрий Михайлович Пожарский больше и чаще служил по гражданской, чем по военной линии. Порой эти две составляющие службы перемешивались.
Еще до назначения в Калугу князь был назначен в Галицкую четверть собирать «пятую деньгу». Чрезвычайный 20-процентный налог на имущество. Понятно, для ведения войны с Польшей.
После завершения Польской войны Дмитрий Михайлович периодически вставал во главе отдельных приказов (прототипов поздних министерств):
Ямской приказ (1619 год)
Разбойный приказ (1621 год)
Поместный приказ (1630 год)
Судный приказ (1634 год)
Служба в отдельных приказах иногда накладывалась одна на другую Выше приведены только годы начала службы в том или ином приказе. Обычно князь возглавлял каждую структуру по несколько лет.
Кроме того, оставаясь главой приказов, князь выезжал на воеводство. Крупнейшим назначением являлось воеводство в Новгороде. Земля пограничная. Так что кроме казенных дел или военных, следовало руководить разведкой на сопредельных территориях, вести переговоры с иноземцами.
Никак не скажешь, что князь Пожарский был забыт в царствование Михаила Федоровича. Впрочем, многие назначения можно связать не с именем царя, но с именем патриарха Филарета. Но и по смерти Филарета Пожарский не сходит с верхних ступеней власти.
Личное благосостояние Пожарских (у князя имелось несколько сыновей и дочерей) тоже находилось на высоте. На момент смерти за князем числилось около 10 тысяч четвертей (четверть равна приблизительно половине гектара). Из них только пятая часть относилось к старым вотчинам. Всё прочее – новые пожалования или купли.
Смоленская война
Последней военной службой Пожарского стало его участие в Смоленской войне 1632-1634 годов. Впрочем, в решающих боях князю поучаствовать не довелось. Главную рать, отправленную брать Смоленск, возглавил воевода Михаил Борисович Шеин.
Осенью 1633 года дела под Смоленском пошли так плохо, что правительство принялось собирать вторую армию, предназначенную оказать помощь Шеину. Вторым воеводой этой новой армии и был назначен князь Пожарский. Первым назначили Дмитрия Черкасского.
17 ноября рать двинулась к Можайску. А дальше никак. Дело в том, что ратники не собирались. Вина в том не воевод формируемой армии.
Земля по сути еще не оправилась от последствий Смуты и Польской войны 1609-1618 годов. Дворян, стрельцов и наемников, что удалось набрать к началу Смоленской войны, отправили воевать с Шеиным и с еще одной армией, действовавшей севернее. Наскрести людей и амуниции для еще одной армии никак не удавалось.
В начале 1634 года армия Шеина уже находилась в критическом положении. Воевода вступил в переговоры с поляками. А в Можайской армии насчитывались лишь сотни воинов. С ними еще можно оборонять Можайск, но никак не идти против поляков в поле.
Эта армия играла роль сдерживающего поляков фактора. Король Владислав должен был иметь в виду, что в Можайске копится новая русская сила. И как знать, не преувеличивали ли кратно слухи численность этой армии.
После капитуляции Шеина поляки приступили к крепости Белой. С ходу ее взять не удалось. Началась осада. И тут поляки начали ощущать влияние Можайской армии – а ну как она всё-таки ударит. Поляки вступили в переговоры с Москвой.
Последние годы воеводы и посмертная судьба
После Смоленской войны Пожарский оставался в чести у царя. В 1630-х годах он продолжает исполнять важные поручения. В частности, служил воеводой в Переяславе-Рязанском, занимался там осмотром и обновлением укреплений. В 1637 году курировал обновление куска Земляного города в Москве.
Служба князя по документам прослеживается до первой половины 1640 года. Последние данные говорят о том, что Пожарский принимал участие в переговорах с польскими послами.
Скончался Дмитрий Михайлович Пожарский 20 апреля 1642 года. Родовая усыпальница Пожарских находилась в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. Здесь и похоронили князя.
Род князей Пожарских пресекся в конце XVII века. Тогда ни поддерживать усыпальницу стало некому, ни делать новые вклады в монастырь. Усыпальница была заброшена. Дело дошло до того, что в середине XVIII века с могил сняли надгробия.
В XIX же веке в России возник культ Минина и Пожарского. На Красной площади установили известный памятник. Занялись поисками могилы Пожарского.
Это интересно, но вот могила «мужика» Минина к тому времени уже пользовалась почетом. Захоронение гражданина Минина находилось в главном храме Нижнего Новгорода.
Наконец, в 1851 году дело дошло и до Пожарского. Специальная комиссия вроде бы нашла могилу Дмитрия Михайловича. Ее решили облагородить, установив памятник.
Дело двигалось не быстро. Шесть лет шел сбор средств. В 1858 году Александр II повелел: установить над могилой князя Пожарского усыпальницу. Часовня-усыпальница была открыта в 1885 году.
В советские годы усыпальница была уничтожена. К слову сказать, тогда же в Нижегородском кремле был взорван собор, в котором находился прах Минина. Кости Минина поместили на хранение в музее.
Только в 2009 году в Спасо-Евфимиевом монастыре воссоздали часовню-усыпальницу – памятник князю Пожарскому.
------
Все материалы рубрики "Русские полководцы":