Продолжение войны
Война с поляками, начавшаяся в 1609 году, разумеется, не прекратилась с восшествием на московский престол Михаила Романова. Более того, на это же место претендовали то сам Сигизмунд III, то его сын Владислав.
Первый ход сделали рати Романова. В середине 1613 года собранное войско двинулось отбивать у поляков Смоленск. Во главе рати стояли Дмитрий Черкасский и Михаил Бутурлин.
Да, нашему герою Дмитрию Михайловичу Пожарскому в первые два года царствования Михаила Романова места в армии не находилось. Не доверяли ему мать царя и ее ближайшее окружение (по уши замазанное в изменах предшествовавших лет).
Или, о чем мы достоверно не знаем, Пожарский был болен. В будущем он не раз будет вынужден покинуть армию по состоянию здоровья.
В целом кампания против Смоленска цели не достигла. Хотя на пути к городу были заняты Вязьма, Дорогобуж, Белая. Для овладения мощной крепостью русским не хватало ни сил, ни воинского искусства. Действия свелись к блокаде. Весной 1614 года литовско-польской рати удалось прорвать кольцо и ввести в город подкрепления и снабжение.
Вокруг Смоленска началась затяжная война, продолжавшаяся до 1617 года. Поляки, отвлекая русские силы, атаковали в других местах. В частности, весной 1615 года из южных областей начался рейд Александра Лисовского. Вот тогда-то царское правительство вспомнило, что у него есть еще одна сабля – Пожарского.
Пожарский против Лисовского
Летом 1615 года царь назначил князя Пожарского воеводой в Брянск. Именно здесь действовали отряды Лисовского. Еще в марте Лисовский неудачно осаждал Брянск. В июне занял Карачев.
Данная Пожарскому инструкция предписывала отбить Карачев. Правда, свобода действий князя связывались множеством условий. Людей ему в Москве дали мало – основные силы дрались на смоленском направлении. На месте набрать приличное количество воинов было проблематично. В целом Пожарскому предписывался оборонительный образ действий.
В августе 1615 года Пожарский приблизительно с двумя тысячами человек прибыл в Болхов. Здесь ему и предписывалось занять оборону, если у противника окажется слишком много сил. Но чтобы узнать, сколько их у Лисовского, его требовалось обнаружить. Пожарский выступил из Болхова на Карачев (80 км на юго-запад).
«Лисовский же услышав, что идет против него боярин, Карачев выжег и пошел верхней дорогой к Орлу. Князь Дмитрий Михайлович, услышав про то, пошел наспех, чтобы занять вперед литовских людей Орловское городище. В воскресный день с утра пришли они оба вдруг».
Итак, Лисовский, бросив Карачев, идет на Орел. Пожарский, узнав об этом движении, так же сворачивает на Орел. Орел в 55 км на юг от Болхова и в 75 км к востоку от Карачева. Пожарский успевает выйти к городу, не дав его занять лисовчикам. В окрестностях города произошел бой.
«Лета 7124-го в осень царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии был бой под Орлом воеводам князю Дмитрею Михайловичю Пожарскому да Степану Исленьеву и его государевым ратным людем с паном с Лисовъским и с польскими и с литовскими людми, и с рускими воры, с ызменники, с казаками, которые воровали и кровь християнскую лили заодно с литовскими людми и забыв Бога и веру християнскую. И на том бою пан Лисовской с польскими и с литовскими людми и с рускими с воры государевых воевод и ратных людей побили, а князь Дмитрей Михайлович Пожарской з досталными людми отсиделся в обозе, а Степан Исленьев с того бою, покиня обоз и ратных людей, побежал».
Из этого описания Бельского летописца следует, что Пожарский успел занять оборонительную позицию, выставив в качестве укреплений обоз. Авангард русских был опрокинут, главные силы засели в обозе.
Атаки Лисовского на позицию Пожарского не увенчались успехом. Лисовчики несли потери. При этом сам Лисовский был ранен стрелой. Пожарский удержал позицию до темноты. В сумерках к нему начали возвращаться ранее бежавшие отряды.
Лисовский отвел своё войско и встал укрепленным лагерем, не решаясь возобновлять атаки. Лисовчики уже не могли атаковать значительно усилившихся русских. Те тоже не могли рассчитывать на успех в открытом поле. Шесть дней тянулась эта патовая ситуация. В итоге Лисовский ушел к Кромам (35 км на юго-запад от Орла).
Пожарскому удалось отстоять Орел. И даже очистить от поляков Карачев (правда, город был сожжен лисовчиками).
Однако противостояние Лисовского и Пожарского на этом не закончилось. Князь двинул свою рать на Кромы. Лисовский же, опытный рейдовый командир, стремительно обошел русских стороной и рванул на Болхов. Хорошо, что перед тем Пожарский оставил в Болхове достаточный для обороны гарнизон. Лисовский не смог с ходу овладеть городом.
Тогда поляки двинули на север к Калуге. По пути разграбили Белёв и Перемышль. Пожарский, как оказалось, тоже не терял времени и бросил вперед конные сотни. Они обошли стоящего в Перемышле Лисовского и вошли в Калугу, укрепив ее гарнизон.
Плюнув на Калугу, Лисовский поворотил на восток. Пожарский с основными силами шел за ним. Достигнув Лихвина, русские, окончательно вымотанные преследованием шустрых лисовчиков, остановились (ноябрь 1615 года).
Сам же князь Пожарский, достигнув в преследовании Перемышля, почувствовал «болезнь лютую» и выбыл из строя. Что это за болезнь, мы не знаем. Возможно, открылись старые раны. Возможно, что-то хроническое или инфекционное.
Последние залпы войны
В 1616 и 1617 годах Пожарский исполняет административные и дипломатические поручения. Однако война с Польшей еще не завершена. Поляки готовят решительное наступление. Весной 1617 года на Россию двинулась армия королевича Владислава. Он быстро сбил русских на смоленском направлении, занял Дорогобуж и Вязьму. Впереди маячила Москва.
Царское правительство мобилизует все свои скудные силы для обороны. Причем войска выставляются не только перед Москвой. Укрепляются города и в глубоком тылу. Например, Нижний Новгород как раз тогда обзавелся так называемым Малым острогом.
В октябре 1617 года в Калугу направляется князь Пожарский. Здесь он занимает позицию на левом крыле «фронта». В зиму 1617/1618 годов под Калугой действуют польские отряды Чаплинского и Опалиньского. Они блокируют город набеговыми рейдами, перехватывают дороги, разоряют и без того уже разоренные села.
Пожарский из Калуги должен действовать против этих летучих отрядов. В самом конце 1617 года докладывается о победах в пяти стычках.
Чаплинский и Опалиньский дважды подступали к самой Калуге. Под городом происходили крупные бои. Пожарский, играя от обороны, дважды отразил неприятеля. Причем второй раз завершился разгромом поляков.
Летом 1618 года действуя с ратью от Калуги во фланг главным силам поляков, Пожарский способствовал успешному отходу от Можайска к Москве главных сил русской армии. В августе Пожарский действовал на Оке, пытаясь перехватить наступавших с юга казаков. Однако болезнь или раны опять дали о себе знать, и князь вновь выбыл из строя.
Царь Михаил оценил заслуги Пожарского. 27 сентября 1618 года князю пожалован серебряный кубок и соболиная шуба. И это накануне решающих боев за Москву. 1 октября поляки штурмовали город. Неуспешно. А в декабре, наконец, было заключено перемирие.
Продолжение:
------
Все материалы рубрики "Русские полководцы":