Добрый день, любители отечественной истории и путешествий!
В холодное время года жизнь обычного человека неизменно сопровождают такие неприятные явления, как простуды. При первых признаках недомогания мы бежим в аптеку, где можно найти массу всяких таблеток, порошков, мазей и растворов для поправки здоровья. А как лечились в древности? Давайте сегодня поговорим об этом.
В древности лечением занимались волхвы, позднее за помощью обращались к знахарям или зелейниками. Обычно знания передавались из поколение в поколение. После принятия христианства за больными ухаживали в церквях, а около монастырей обязательно был огород, на котором выращивали лекарственные растения.
О медицине того времени определенное представление дают свидетельства иностранцев, побывавших в нашей стране. Венецианец Марко Фоскарино, бывший в Москве в 1557 году, писал о том, что у русских нет специальных медицинских книг, и врачи лечат по опыту и испытанными способами.
Начиная с середины XVI века и в течение почти трех столетий постоянными медиками при дворе русских царей были иноземные доктора: англичане, голландцы, итальянцы, немцы.
Летом 1553 года в Россию в устье Северной Двины, там теперь находится Архангельск, прибыл английский корабль «Эдуард – Благое предприятие», во главе с капитаном Ричардом Ченслером, который побывал в Москве и был принят Иваном Грозным. Этот визит положил начало русско-английским контактам. В конце 1556 – начале 1557 года в Англии побывало первое русское посольство – вологодский дворянин Осип Непея со свитой из 16 человек, с ними были два холмогорских купца и толмач. Возвращался Осип Невея вместе с двумя врачами и аптекарем.
Первая официальная «Верхняя государева аптека» появилась в России в 1581 году при дворе Ивана Грозного. Она находилась в Московском Кремле напротив Чудова монастыря. Эта аптека обслуживала только царскую семью.
Тогда же на берегу реки Неглинной под стенами Кремля развели специальный аптекарский сад, где выращивали необходимые лекарственные растения. Поблизости от этого сада было какое-то специальное помещение, в котором готовили и хранили лекарства. Когда уже в XX веке прокладывали метро, то на месте первой аптеки обнаружили множество разнообразных глиняных и стеклянных банок и склянок. В одних лекарства делали, в другие разливали уже для больных. Аптекарские огороды были также у Мясницких ворот и в Немецкой слободе.
Время появления специального Аптекарского приказа точно не установлено.
Русский историк В.Вернер считал, что это приказ появился во время правления Бориса Годунова, историк медицины Мирский М.Б. считает, что появление Аптекарского приказа связано с именем английского врача Якоби, который прибыл на русскую службу по повелению королевы Елизаветы I. После смерти Ивана Грозного доктор Якоби и аптекарь Френч вернулись в Англию, но в 1586 году вновь прибыли в Москву на службу к Федору Иоановичу, чтобы лечить его жену Ирину. По царскому указу встречать доктора в Вологде выехал боярин Курган Салтыков; он снабдил английского врача деньгами и лошадьми, проводил его до Москвы. Такой чести удостаивались только самые важные особы.
Сотрудники Аптекарского приказа проверяли анамнезы, заказывали заморское сырье, первыми пробовали лекарства перед подачей государю и хранили их в специальных опечатанных комнатах. Собирали царские «аптечки» - роскошные передвижные ящики с лекарствами. Редкие медикаменты могли выдать боярам, но только по царскому распоряжению.
Аптекарский приказ возглавляли, как правило, ближние бояре, приближенные царя. Так, при царе Федоре Иоановиче во главе этого приказа стоял Борис Годунов, при царе Борисе – его родственник Семен Никитич Годунов. На протяжении всего XVII века Аптекарским приказом руководили представители древних боярских родов Черкасских, Шемеметевых, Милославских и др. Библиотекари приказа собирали известные «лечебники» и «травники», а толмачи переводили с других языков медицинские трактаты.
Аптекарский приказ был государственным учреждением, своеобразным «министерством здравоохранения» российского государства. Все его расходы покрывались царской казной.
В 1654 году, во время эпидемии чумы, открылась первая русская Лекарская школа. Дети стрельцов, дьяков и служащих учились медицинской ботанике и работали в лабораториях. Через пять лет обучения 17 из 30 обучающихся были посланы в разные стрелецкие полки, а остальные 13 распределены по другим приказам. Можно сказать, что здесь была настоящая медицинская школа.
Первыми русскими аптекарем стали выпускники Тихон Ананьин и Василий Шилов.
В 1672 году при царе Алексее Михайловиче в Москве открыли первую общедоступную аптеку. «Нижняя государева аптека» располагалась на улице Ильинка. Вскоре государственные аптеки появились в Вологде и Казани.
Сколько же служило человек в Аптекарском приказе? В архивах сохранился список, присягнувших новому царю. Он был составлен 27 апреля 1682 года, и в нем упоминаются 6 докторов, 4 аптекаря, 2 алхимиста, 5 иноземных лекарей, 14 русских лекарей, 27 лекарских учеников, 1 костоправ, 3 алхимисткого и аптекарского дела ученика. Очевидно, эти 17 иноземцев и 45 русских медиков были теми работниками Аптекарского приказа, которые в тот момент находились на службе в Москве: общее число медиков было значительно больше.
Конечно, аптеки были необходимы растущему Русскому государству. Они обслуживали не только персону государя и его приближенных, но и готовили лекарства для русского регулярного войска. Поэтому Петр Первый запретил «зелейные лавки», где торговали непроверенными «порохами», «мазунями», «водками травными» и «горошками», вместо них в 1701 году открыли 8 «вольных» аптек. В это же время на Красной площади, где сейчас располагается здание Исторического музея, открылась Главная аптека. Она считалась одной из лучших в мире. Там помещалась кладовая для лекарственных трав, лаборатория, где изготовляли лекарства, библиотека и квартиры доктора и аптекаря. По приказу Петра Первого для аптеки доставили из Китая фарфоровую посуду, с изображением государственного герба и вензеля императора.
Некоторые предметы из этой аптеки хранятся в Государственном Историческом музее.
В 1704 году первая государственная аптека открылась в Петропавловской крепости. Также по указу царя в Москве и Петербурге разбили «аптекарские огороды» - ботанические сад с оранжереями, где выращивали даже экзотические растения. В 1721 году управление всеми аптечными делами передали Медицинской канцелярии и открыли первый завод «казенных врачебных заготовлений» на Аптекарском острове.
Во второй половине XVIII века аптечное дело сильно изменилось. Появились первые российские фармакопеи — единые перечни лекарств для всей страны. В 1789 году выпустили утвержденный прейскурант цен на все медикаменты — Аптекарскую таксу. А еще — Аптекарский устав, профессиональный кодекс аптекарей.
В XIX веке аптекарское дело стало прибыльным бизнесом. Первоначально лекарства практически не проверяли, поэтому некоторые аптекари, чтобы увеличить свою прибыль, разбавляли или даже подделывали дорогостоящие средства.
Например, мятные капли состояли из медицинского спирта крепостью 96-97 градусов, который настаивали на мяте, и эфирного масла в пропорции 1:7. Недобросовестные аптекари меняли рецепт: разбавляли спирт или настаивали его на других пахучих растениях, например, крапиве, добавляли эфирное масло в меньшей пропорции – 1:24. Такое лекарство в производстве стоило дешевле, помогало хуже, и покупатели брали больший объем у одного аптекаря. Можно было вместо дорогого лекарства продать что-то попроще, подобрав коробочки и пузырьки, похожие на оригинальные.
В 1836 году был принят Аптекарский устав, который прекратил подлоги. С этого момента разрешалось отпускать без описания только несложные по составу лекарства. Основную часть лекарства требовалось запечатать в упаковку, на которой размещалась информация, о составе, способе употребления, название аптеки, имена пациента и врача, который выписал лекарство.
Конечно, современные аптеки мало чем похожи на те, что были более ста лет назад. В 2000 году перестала существовать старинная аптека Форрейна на Никольской улице, которая до последнего сохраняла особую атмосферу таинственности и колдовства, присущую всему, что связано с лечебным делом.
Продолжение следует...
Справка
Бывшая трапезная царского аптекарского двора (XVII век) ( Москва )
Аптекарский двор был создан в 1581 году императорским указом как медицинское ведомство Московского правительства. Его функциями были пополнение запасов царских аптек и контроль за деятельностью иностранных врачей, приглашенных ко двору Ивана IV Грозного.
Аптекарский двор прекратил свое существование в начале XVII века, в Смутное время, и был восстановлен в 1620 году как высший орган управления медицинским делом в стране.
Аптекарский приказ также учредил книгохранилище.
В 1654 году Аптекарский приказ основал первую в России фармацевтическую школу. Здесь Аптекарский приказ направлял в казну выручку от продажи аптекарских товаров и лечебных водок.
Одним из первых указов Петра I было размещение Аптекарского дома в Кремле, напротив Чудова монастыря (здание которого не сохранилось). В XVIII веке этот дом вошёл в комплекс хозяйственных построек усадьбы А. Ф. Талызиной
В 1920-х годах он был отреставрирован. Фундамент здания сохранился с XVII века — огромная двухстолпная палата со сводчатыми потолками, расположенная на первом этаже трёх белокаменных погребов со сводчатыми арками.
Сегодня в здании размещается часть выставочного зала Музея архитектуры имения Щусева.
Справка 2. Травник 1616.
Поиски библиотеки Ивана Грозного - одна из популярных тем нашей исторической беллетристики. И если широкую публику интересует именно этот мифический сюжет - спрятанные сундуки с книгами византийских императоров, якобы доставшиеся царю Ивану от бабки - великой княгини Софьи Палеолог, то ученые в последние десятилетия больше обращались к теме изучения реальных книг, которые могли быть в распоряжении первого русского самодержца, известного своей начитанностью. А была ли Либерия?
Документы XVI века сохранили сведения о весьма небольшом числе книг, оставшихся после смерти царя в его так называемой Постельной казне. Среди них Травники-лечебники - одни из немногих светских книг, которые всегда были в руках Грозного, страдавшего, особенно в последние годы жизни, разными недугами.
Травник 1616 года, принадлежавший ранее графу А. С. Уварову, а ныне хранящий в РГАДА. Имеется указание в послесловии рукописи Травника 1616 года о том, что руководивший ее изготовлением Фрол был хранителем "царских сокровищ", в том числе библиотеки первого Романова, которую собирал из остатков прежних царских библиотек в разоренном Кремле после его освобождения от поляков в 1612 году. Он и нашел чудом уцелевший дворцовый экземпляр перевода книги Николая Булева, который, возможно, начал спешно готовиться еще в период смертельной болезни Василия III, а закончен был уже при его трехлетнем сыне Иване, ставшем затем Грозным царем.
Водяные знаки рукописи подтверждают дату создания Травника - 1534 год, а часть из них совпадает со знаками бумаги оригинала Никоновской летописи - списка Оболенского, созданного в скриптории московской митрополичьей кафедры при непосредственном участии митрополита Даниила. Тем самым подтверждается и оригинальность записи на листе 566 харьковского Травника, сделанной почерком писца его основного текста:
"По повелению господина преосвященнаго Данила митрополита всеа Русии, Божию милостию, сиа книга преведена бысть с немецского языка на словенский, а перевел полоняник литовской, родом немчин Любчянин. И справедливый же чтец, да ходит по каноном, разсужаа болести, не осужаа съставившаго, ни паки пишущаго, понеже опись и недомышление где не бывает. Разсудный же то разсужает, а не у разумному осужати составившаго, како достоит? Писана лета 7042 года, а кончана маия ".
Источник основного текста Травника назван в выходной записи, расположенной на обороте 532 листа:
"Зде скончятся книга о травах, и бисерех и о уринах человеческих, именованная, Благопрохладный вертоград здравию, который до сех мест закопан и запечятлен был и ныне человеком ко угодию явлен и во свет откровен. И печатана бысть по приказу Стефана Андреева сына правого писца, живущаго в царском граде Любке, после Рожества Господа нашего Исуса Христа летъ 1492. О том Бога со всеми небесными силами прославляем, и честь въздаем... ныне и ввеки. Аминь".
Источником русского перевода, как видно из записи, послужила немецкая книга, напечатанная в 1492 году в Любеке типографом Андреасом Арндсом.
Травник Любчанина (именно этот, созданный достаточно поспешно, и, очевидно, единственный иллюстрированный экземпляр) достался будущему Грозному царю. Мы не можем сейчас, конечно, сказать, использовали ли эту книгу при учении великого князя Ивана, или он, предоставленный в годы отрочества самому себе, мог только рассматривать ее занимательные рисунки. Но, как уже отмечалось, в Постельной казне царя Ивана, сопровождавшей его во всех походах и поездках, среди немногих книг находилось несколько Травников.
Рукопись Травника 1534 года продолжала храниться в кремлевских дворцах при преемниках Ивана Грозного. Каждый из них, наследуя имущество своего предшественника, по обычаю заново отстраивал свою резиденцию. Наконец в 1608 году, в разгар Смутного времени, Кремль занял польский гарнизон.
Шло разграбление царских сокровищ, но Травник, очевидно, спрятали, или он просто не привлек внимания солдат, искавших в кладовых золото и серебро.
Ветхую рукопись нашел после освобождения Москвы войском Минина и Пожарского хранитель сокровищ нового царя - Михаила Романова. Этот загадочный человек, называвший себя только по имени - Фрол, понял ценность найденной книги и заказал в 1616 году для нового самодержца всея Руси - болезненного 16-летнего юноши - роскошную копию Травника-лечебника Ивана Грозного. Историю находки и перевода Травника в 1534 году Фрол рассказал в риторическом послесловии рукописи 1616 года, написанной кремлевскими каллиграфами, украшенной тонким орнаментом и рисунками трав.
Но обе рукописи - 1534 и 1616 годов, - на протяжении XVII столетия хранившиеся в царских покоях или в придворном Аптекарском приказе, были, очевидно, в начале XVIII века похищены.
Поистине, рукописи не горят! Сколько возможностей было сгинуть этой малопонятной уже в XIX веке книге, помнившей руки Ивана Грозного. Но некая госпожа Шестакова передала Травник 1534 года в библиотеку Харьковского университета. Запись на книге о передаче датирована 1914 годом без месяца и числа. Университетская библиотека была сохранена.
Многие термины - названия растений, а также минералов - впервые вошли в наш литературный язык через этот перевод (именно к ним и относится основная редакторская правка), и, конечно, для изучающих русскую народную культуру и быт многочисленные рукописи "Прохладных вертоградов", переработанные и дополненные русскими рецептами, но восходящие так или иначе к рукописям 1534 или 1616 годов , использовались в практике врачевания вплоть до XIX века.
Справка основана на статье кандидата исторических наук Бориса Морозова впервые опубликована в журнале "Родина" №4 за 2004 год.
Справка 3. Водка
Слово «водка» в значении «крепкий алкогольный напиток».
Этимолог П. Я. Черных считает слово «водка» производным от глагола «водить, вести», как «проводка», «сводка».
В русском языке название «водка» зафиксировано в 1533 году в применении к лекарственной спиртовой настойке трав.
В значении спиртного напитка слово «водка» стало применяться в XVII веке. Во второй половине XVII века оно вошло в употребление у иностранцев для обозначения русской водки (до того — «русское вино»).
Современное понимание термина «водка» как разведённого в воде очищенного этанола закрепилось в XIX веке.
В 1936 году в СССР был принят государственный стандарт, в соответствии с которым чистая водно-спиртовая смесь получала наименование «водка».