Найти в Дзене

А была ли Либерия?

Добрый день, любители отечественной истории и путешествий! Рассказывая о Мытищах, мы упоминали об одной из неразгаданных тайн –исчезнувшей библиотеке Ивана Грозного (Либерии). Давайте сегодня поговорим об этом подробнее. Попробуем ответить на два вопроса: была ли вообще библиотека, и если да, то куда исчезла. Очень долгое время само существование библиотеки не подвергалось сомнению. Считалось, что она изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Последним из владевших библиотекой, называли Константина XI. После падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем переместилось в Москву в качестве приданого византийской царевны Софьи Палеолог, выданной замуж за Великого князя Ивана III – деда российского царя Ивана Грозного. Софья Палеолог прибыла в Москву в 1472 году и, по легенде, привезла древние греческие и латинские рукописные книги. Объём библиотеки обычно оценивали, как очень большой: 800 томов или 30 (возможно даже 70

Добрый день, любители отечественной истории и путешествий!

Рассказывая о Мытищах, мы упоминали об одной из неразгаданных тайн –исчезнувшей библиотеке Ивана Грозного (Либерии). Давайте сегодня поговорим об этом подробнее. Попробуем ответить на два вопроса: была ли вообще библиотека, и если да, то куда исчезла.

Очень долгое время само существование библиотеки не подвергалось сомнению. Считалось, что она изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Последним из владевших библиотекой, называли Константина XI. После падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем переместилось в Москву в качестве приданого византийской царевны Софьи Палеолог, выданной замуж за Великого князя Ивана III – деда российского царя Ивана Грозного.

София Палеолог. Скульптурная реконструкция по черепу. С. А. Никитин, 1994 год
София Палеолог. Скульптурная реконструкция по черепу. С. А. Никитин, 1994 год

Софья Палеолог прибыла в Москву в 1472 году и, по легенде, привезла древние греческие и латинские рукописные книги. Объём библиотеки обычно оценивали, как очень большой: 800 томов или 30 (возможно даже 70) подвод, гружённых книгами. Увидев последствия пожара Москвы 1470 года, она поняла, что книги могут стать лёгкой добычей огня, и распорядилась хранить их в подвале под церковью Рождества Богородицы в Московском Кремле. Москва действительно в те времена множество раз горела, известно о десятках крупных пожаров. Уже в апреле 1473 года в Москве случился новый опустошительный пожар, выгорел весь Кремль, уникальные книги уцелели. По указанию Софьи, для хранения книг построили специальный тайник в Кремле. Строителем тайника называли итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, которого специально пригласили в Москву.

По другой версии, рукописи спрятал под землей сам Иван III, когда начал расправляться с «жидовствующими» еретиками.

Прямых и косвенных свидетельств об этой античной библиотеке сохранилось немного. Известно, к примеру, что в 1505 году Василий III нашел в царской сокровищнице «бесчисленное множество греческих книг». Для их перевода был приглашен с Афона ученый монах Максим Грек. Через четыре года по обвинению в ереси он был заточен в монастырь, где и пробыл до самой смерти. Упоминание об этом вместе с «описью» библиотеки присутствует в «Сказаниях о Максиме Греке», однако многие историки считают эти записи позднейшей подделкой.

Каким образом библиотека перешла к Ивану Грозному, неизвестно. Возможно также, что она была пополнена «книжными эмиссарами» царя, скупавшими в разных странах редкие книги. Одним из главных доказательств существования Либерии, наряду со «Сказаниями о Максиме Греке», считается свидетельство протестантского пастора Иоганна Веттермана из Дерпта, которого Иван Грозный, якобы, пригласил в 1570 году для перевода книг. Его слова приводит в своей «Ливонской хронике» Франц Ниенштедт (XVI век): «книги, как драгоценное сокровище, хранились, замурованными в двух сводчатых подвалах».
В 1819 году профессор Дерптского университета Христиан Дабелов в архиве города Пернова (Пярну) обнаружил опись книг из библиотеки, как он полагал, Ивана Грозного, сделанную анонимным переводчиком. Согласно этому документу, у царя было до 800 рукописей с Востока, большая часть – греческие, но много имелось и латинских. Подлинность списка вызывала сомнения уже у его публикатора В.Ф. Клоссиуса, так как Х. Дабелов смог предоставить только копию, а оригинал загадочно «исчез».

Оригинал этого документа так не был найден в архивах Пярну ни В. Ф. Клоссиусом, специально приезжавшим для этого в Россию, ни другими учёными. Позднее по заданию Московского археологического общества и Архива министерства юстиции в архиве Пярну побывал археолог И. Я. Стеллецкий, фанатично разыскивавший Либерию всю свою жизнь. Он даже утверждал в своём дневнике, что в 1914 году видел список своими глазами, но ни фотокопии оригинала, ни самого списка не предъявил. Неправдоподобие его свидетельства признают даже сторонники версии существования Либерии.
Кроме того, в самом содержании списка учёные усматривают много сомнительного. Прежде всего, Х. Дабелов, будучи опытным учёным, автором множества научных исследований, почему-то «забыл» записать имя автора, хотя, по его позднейшему утверждению, документ не был анонимным.

Авторство пытались установить неоднократно: в архивах даже нашли имена трёх дерптских пасторов этого времени, однако подробностей отыскать не удалось. В пользу поддельности списка говорит и ещё одно противоречие. В нём описываются античные издания, которые вряд ли мог описать и опознать необразованный человек. Вместе с тем сам документ был написан на грубом нижненемецком диалекте.

Само существование Либерии оспаривается многими авторами и исследователями. В истории её происхождения и рассказах о дальнейшей судьбе они усматривают многочисленные натяжки и несоответствия. Во-первых, возможность вывоза библиотеки из осаждённой столицы Византии весьма сомнительна. Далее, после своего бегства, семья Палеологов оказалась в Риме буквально без гроша, и библиотека вряд ли не была бы продана.

Также приводится довод о том, что в эпоху Ивана III на Руси, как и в Европе, было довольно мало бумажных книг. В библиотеках могли храниться в основном лишь пергаментные свитки — дорогие и штучные реликвии, практически у каждой из которых можно проследить своеобразную «биографию».

Если все же предположить, что какое-то книжное собрание у Ивана Грозного было, учитывая тот факт, что он был человек высокообразованный и книги ценил, то остается вопрос, где может находиться библиотека.

Исчезновение Либерии обычно относят к периоду после 1571 года, когда царь Иван Грозный «удалился от мира» в Александровскую слободу. Предположительно, она была запечатана в каком-то подземном тайнике, причём скудость данных объясняют тем, что кровожадный царь казнил строителя тайника.

Что случилось с уникальной библиотекой после кончины Грозного неизвестно. В XVII веке ею весьма интересовался Ватикан. Послы Папы Римского – канцлер из Речи Посполитой Лев Сапега и дипломат, ученый-филолог Петр Аркудий, – прибывшие ко двору Бориса Годунова, расспрашивали окружающих о греческих рукописях. Но те (по незнанию или же намеренно) отрицали существование подобной библиотеки в Москве. А газский митрополит Паисий Лигарид (современники считали его агентом Папы Римского) безуспешно просил у царя Алексея Михайловича дозволить ему свободный вход в «книгохранилища для рассмотрения греческих и латинских сочинений». По версии одного современного автора, библиотеку искал и хорватский учёный Юрий Крижанич, за что и был сослан в Тобольск.

-2

Где же искать уникальную библиотеку? По одной из версий, она до сих пор находится в тайнике, куда ее могли спрятать как Софья Палеолог, так и сам Иван III. Называют несколько мест предполагаемых тайников. Первое – Московский Кремль. Здесь официальные поиски Либерии проводили трижды. Первый раз в 1724 году по указанию Сената и разрешения главы Преображенского приказа князя Ромодановского. Поиски начали после того, как пономарь московской церкви Иоанна Предтечи Конан Осипов, ссылаясь на показания умершего дьяка, описал тайное хранилище, где две палаты заставлены сундуками от пола до потолка. Удалось откопать подземный ход под Тайницкой башней, начались работы у Угловой Арсенальной башни, но после смерти Петра Первого работы прекратились.

-3

Интерес к Либерии пробудился в конце XIX века. Палеограф и историк Н.П. Лихачев заявил, что свидетельствам Максима Грека доверять можно, а «список Дабелова» - подделка. Историк И.Е. Забелин придерживался версии, что библиотека была, но сгорела в пожаре 1571 года. Академик А.И. Соболевский считал, что необходимо провести раскопки, чтобы окончательно решить этот вопрос. Занялся раскопками директор исторического музея князь Н.С. Щербатов. Летом и осенью 1894 года он раскопал двухъярусные подземелья под Троицкой башней, расчистил от глины и мусора тайный ход, соединявший Угловую Арсенальную и Никольскую башни, а также подземный ход и такую же палату, случайно найденные у Никольской башни. Продолжению раскопок помешала смерть Александра III, а потом на продолжение работ у казны не нашлось денег.

В 1898 году русский историк и археограф С. А. Белокуров опубликовал монографию «О библиотеке московских государей в XVI столетии», в которой отрицал факт существования Либерии. В связи с его выводами «Журнал министерства народного просвещения» в 1899 году даже предложил «вопрос о царской библиотеке считать исчерпанным».

В XX веке искателем библиотеки стал один из первых российских спелеологов И.Я. Стеллецкий.

И.Я.Стеллецкий
И.Я.Стеллецкий

Он заинтересовался этим вопросом еще в 1908 году, а в 1914 году даже добился разрешения на изучение подземелий кремлевских башен, но из-за начавшейся Первом мировой войны работы прекратили. В 1933 году Стеллецкий подал докладную записку И.В. Сталину, и тот разрешил начать раскопки.

подземный Кремль
подземный Кремль

Работы велись в Угловой Арсенальной башне, из которой, как полагал Стеллецкий, есть тайных ход, где и могли быть замурованы сундуки с книгами. Несколько месяцев раскопок существенных результатов не дали. В декабре 1934 года было принято решение о прекращении работ. Стеллецкий уже в конце Великой Отечественной войны несколько раз обращался к Сталину с просьбой продолжить работы, но до самой своей смерти в 1949 году разрешения не получил.

В 1995 году по инициативе коммерсанта Германа Стерлигова поиски Либерии возобновили. При Дворянском собрании Москвы был создан поисковый «штаб». После подготовительного этапа — работы в архивах — состоялось несколько экспедиций. Поиски велись в Александровской слободе, а также под Рязанью и Вологдой. В июле 1997 года был даже создан специальный совет содействия во главе с Ю. М. Лужковым. Мэрия выделила на это значительные средства. В 1999 году поиски вновь прекратились.

Дом Пашкова, арх. Баженов
Дом Пашкова, арх. Баженов

Помимо кремлевской, существует несколько десятков версий, где могла бы находиться Либерия. Например, в доме Пашкова.

Согласно городской легенде, во время строительства станции метро «Библиотека им. В. И. Ленина» строители наткнулись на старинную подземную галерею. В 1993 году по заказу «Центра археологических исследований» на территории Дома Пашкова проводились геофизические исследования, которые выявили наличие подземного колодца диаметром 8 метров и глубиной около 25 метров. По непонятным причинам исследования были свёрнуты.

Коломенское. Раскопками в Коломенском занимался ещё И. Я. Стеллецкий. В 1990-е годы здешнюю землю исследовал геофизик А. Зайцев. Называют даже конкретное место в Коломенском, где Либерия была зарыта — Голосов овраг.

Вологда. Иван Грозный здесь был неоднократно, занимался переустройством города.

Вологда. Соборная горка в XVIII века
Вологда. Соборная горка в XVIII века

Вероятным местом называли Соборную горку рядом с Софийским собором. Подземные ходы и клады здесь искали неоднократно. Однако подземелий обнаружено не было. Доказательству «вологодской версии» посвящена книга П. П. Шабанова «Как пройти в библиотеку Ивана Грозного?»

-8

Заведующий отделом рукописей Российской государственной библиотеки профессор Виктор Яковлевич Дерягин еще в 1993 году говорил: «У нас хранится 600 тысяч рукописей, из них 60 тысяч древних, более трехсот греческих (в основном византийских). Некоторые из них относятся еще к VI веку н. э. Вполне возможно, что среди них есть и книги Софьи Палеолог. А кроме нашей библиотеки, уникальные древние рукописи есть в библиотеке РАИ в Санкт-Петербурге и Государственном Историческом музее в Москве».

Так может быть и нечего больше искать?

Продолжение следует

Справка

«Ересь жидовствующих» — сформировавшаяся в последней четверти XV века группа «религиозных вольнодумцев», главным образом в Великом Новгороде и Москве. В церковной среде традиционно считается, что распространение «ереси» было инициировано неким «жидовином Схарией» (Захарья Евреин, Захарья-Скарья Жидовин)