Много ли сможете вспомнить фильмов или сериалов, в которых рассказывалось бы о жизни и службе таможенников? Навскидку можно назвать "Белое солнце пустыни" с Павлом Луспекаевым в роли Верещагина да детектив "Таможня" с Валентином Гафтом и Михаилом Боярским. Даже в СССР об этой важнейшей службе рассказывали мало, что уж говорить о российской киноиндустрии. И тем привлекательнее выглядит сериал "Тоннель" от платформы KION, в котором работница таможенной службы помещена в самый центр лихо закрученного сюжета. Показ криминального триллера уже стартовал – самое время дать первые оценки увиденному.
Небольшой городок на границе с Финляндией. Пропускной пункт между двумя странами находится под постоянным надзором неподкупной Светланы Суворовой, слишком суровой для среды, где крутятся очень большие деньги. Мафия контрабандистов, действующая по обе стороны пограничных столбов, решает "сломать" Суворову – финны похищают ее супруга и угрожают смертью дочери, заставляя таможенницу нелегально переправить через границу алмазы. Во время вынужденного преступления Светлана внезапно обнаруживает тайный тоннель, соединяющий дом ее отца с избушкой охотника на территории Финляндии, что облегчает задачу контрабанды. Вот только на "алмазную тропу" злоумышленников уже вышел следователь из Москвы...
Если вы когда-нибудь в приснопамятные времена пересекали границу с Финляндией, то должно быть сталкивались со "схемами" доставки из одного государства в другое незначительных партий товаров, которые можно было выгодно реализовать за ленточкой. Сам я, упаси боже, не участвовал, но видел блоки сигарет, которые распихивали по сумкам туристам перед проездом через контроль водители автобусов – мелкий, но всё равно незаконный бизнес процветал в этой местности всегда. Да и сейчас вряд ли закончился – скорее, стал более рискованным и "объемным", ради пачки сигарет подставляться стало глупо. Это я веду к тому, что писать, рассказывать, снимать здесь действительно есть о чем. Почва благодатная, дела интересные, деньги большие и криминал самый настоящий.
И "Тоннель" начинается с пары интересных, как принято сейчас это называть, кейсов – в одном Суворова обнаруживает всё те же сигареты в лесовозе, а в другом ловит бывшего футболиста, который в своем туторе пытается провезти какой-то порошок. "Договариваться" Светлана действительно отказывается, но спортсмену идет на встречу – тот "подкупает" ее деятельным раскаянием и сопровождающим его ребенком. В общем, нам показывают строгую, справедливую, но не жестокую работницу таможни. За такую можно переживать и "болеть" – тем более что в "комплекте" с Суворовой идут муж (бестолочь и лудоман), дочь (трудный подросток) и таинственно пропавший в прошлом отец (тоже таможенник). Экспозиция вполне рабочая.
Но вот дальше начинается не особенно достоверная свистопляска. Я, конечно, предвзят и сейчас проявляю необязательный национализм, но финская мафия, показанная в сериале, не вызывает никакого опасения. Финны вообще ребята очень добрые и мирные, в большинстве своем невозмутимые и спокойные, терпеливые и бережливые – я их помню такими. Но "Тоннель" желает показать их опасными, жестокими, смертоносными. Получается это плохо – трудно угрожать: "Я вырежу всю твою семью", стоя в шерстяном свитере с оленями. Утрирую, но совсем чуть-чуть – на мой взгляд, злодеи с финской стороны получились совсем не злодейскими. Да и преступления у них самые безобидные – незаконный трафик алмазов. Не, конечно, для солидности в первых эпизодах упоминаются подпольные лаборатории донорских органов, но это больше похоже на городскую легенду, чем на серьезные угрозы.
И с момента появления "угрозы" сериал как-то теряет свою остроту. Главная героиня, конечно, бросается в омут с головой, пытаясь вызволить супруга, но рискует она весьма условно. То рюкзак в киоске заберет, то в дырку в заборе пролезет, то пройдет заснеженной тропинкой по лесу. Эти "подвиги" не слишком похожи на действительно отчаянные попытки спасти жизнь, такие, как показывали, скажем, в "Беги, Лола, беги", в "Крепком орешке 3" или в недавнем "Ночь всегда наступает". Конечно, у нашей героини есть еще и моральный прессинг – ей, такой правильной прежде, приходится поступаться с принципами, но это упомянуто вскользь и не особо впечатляет. Суворова будто бы пару минут посомневалась, а затем сделала выбор и больше не оглядывалась.
Больше того, риск главной героини оправдал себя, и дело с похищением мужа быстро и легко разрешилось уже к финалу второго эпизода – с таким скудным багажом, казалось бы, дальше ехать смысла нет. Но тут в дело вступает, собственно, заглавный тоннель. Этакий рояль в кустах погрустневшего сюжета. Подземный ход соединяет не только Россию и Финляндию тайной тропой, но и служит своеобразным мостиком в прошлое, ведь на другом конце лаза Светлана обнаруживает свидетельство того, что раньше тоннелем пользовался ее отец. Ну, или, как минимум, кто-то из его знакомых. Захватил ли вас такой твист? Меня не очень, ведь я представления не имею об отце Суворовой, он упоминается вскользь, никак не характеризуется, совершенно не трогает как персонаж.
Зато динамики добавляет следователь Краснов, идущий по следу контрабандистов алмазов от самой Москвы. Его методы оставляют желать большего профессионализма, да и трупов за ним остается неприлично много. Зато он, очевидно, эффективен и стремителен, всего за пару сцен добрался до границы, где ему предстоит выбрать, кого взять в оборот – Суворову или ее коллегу. И как-то само получилось, что именно персонаж Даниила Страхова создает наибольшее напряжение и хоть сколько-то сносную интригу. От Краснова не знаешь, чего ожидать – то ли будет романтическая линия с таможенницей, то ли он из нее выжмет соки самыми суровыми методами, наплевав на семейное положение и должность.
Раз уж я упомянул Страхова, стоит назвать и других актеров проекта. Главную роль в "Тоннеле" исполняет Елизавета Боярская, ее супруга сыграл Сергей Гилев, а дочь – Таисья Калинина, звезда недавних "Трассы" и "Как приручить лису". Выше головы они не прыгают, скорее, даже наоборот – играют по нижнему краю своих возможностей. Разве что Боярская получает заметное удовольствие, выходя за пределы привычного "приличного" образа, но сюжет постоянно "заталкивает" ее обратно. Отдельно отмечу некоторую тревогу за дальнейшую карьеру Таисьи Калининой – она, на мой взгляд, застряла в образе подростка-оторвы, что может пагубно сказаться на дальнейшем раскрытии талантов. Как бы ей не оказаться заложницей одного образа.
Впрочем, это лишь отвлеченные размышления. А по сути стоит подытожить следующим образом. Да, в "Тоннеле" затрагивается незаезженная тема криминала вокруг таможни – это интересно. Да, Карелия с ее лесами и снегами в кадре смотрится замечательно. Да, сюжет о честном человеке, вынужденном "прогнуться" под влиянием обстоятельств – это "заходит". Но... Но не получается у меня сказать, что сюжет на исходе двух первых эпизодов захватывает. Не могу написать, что впечатляют актерские работы. Не проникся я угрозой финских контрабандистов. Не увлекла меня и заглавная дырка в земле, ведущая в чужой сарай. Не хватило драйва, динамики, напряжения. "Тоннель" получился холодным, замедленным, скучным. Дам шанс третьему эпизоду, но это только из заинтересованности персонажем Страхова.
Сериал состоит из восьми эпизодов, его финал придется на самые "жаркие" предновогодние деньки. Пример вышедших только что "Очень странных дел" кричит – нужно иметь очень крепкую историю, лихой сюжет, парализующую волю интригу, чтобы зажать зрителя в тисках и заставить в канун праздника отложить салаты и украшение елки, усадить у телевизора и показать яркую развязку. Я не уверен, что у "Дел" это получится. Что уж говорить про "Тоннель". Но любой такой сериал я всё равно считаю шагом вперед. Каждая серия – новый опыт, каждая сцена – школа для съемочной группы, каждый эпизод – тренировка актерских навыков и для новичков, и для звезд. Не получилось сегодня, стрельнет завтра – свет в конце тоннеля обязательно покажется.
А что вы скажете о первых эпизодах сериала "Тоннель"? Как вам Боярская в новом образе? Что думаете о финской мафии? Приходилось ли вам пересекать погранпереход в Торфяновке с сигаретами под мышкой? Ну, и главное – заинтересовала ли вас история подземного хода между двумя странами? Делитесь впечатлениями в комментариях – ваши отклики вдохновляют меня на новые тексты. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, играйте ответственно, и...
Увидимся в кино!
А еще можно почитать: