Российское телевидение и онлайн-платформы очень любят криминальные сериалы про 90-х – слом эпох вывел на передний план самые темные человеческие эмоции, воспитал в людях жестокость и равнодушие, поставил деньги превыше всего. Казалось бы, в новом тысячелетии общество изменилось в лучшую сторону, но это всего лишь видимость. Часть бандитов остепенилась, часть перешла на иной уровень, часть предпочла перебраться подальше от столицы – зло не было уничтожено, о нем просто стали меньше говорить. И вот руки авторов добрались, наконец, до 2000-х и 2010-х – своих "Лихих" и "Детей перемен" можно снимать и на этом материале. Будем считать "Обнальщика", новую драму платформы Wink, смелым шагом на малоизученные территории – пора разобраться, стоит ли тратить время на этот сериал.
2013-й. Михаил, совладелец крупного цветочного бизнеса, оказывается на грани краха – многомиллионные долги заставляют его пытаться скрыться вместе с семьей в дальневосточном Приморске. Спрятаться, впрочем, не удается – кредиторы находят его и здесь, проценты растут, а стремление перезанять приводит к еще большим проблемам. Самое страшное – под угрозой оказывается и сын Михаила – талантливый старшеклассник Леша, мечтающий уехать учиться в Китай. Впрочем, именно Алексей находит способ выбраться из пропасти – он предлагает местным бандитам новую и совершенно законную схему "отмыва" криминальных денег через биржи NFT. Отец и сын становятся обнальщиками...
Сериал "Обнальщик" имеет очень мощный козырь, который моментально бросается в глаза – роль горе-бизнесмена Михаила в нем исполняет Александр Яценко, актер характерный, заметный и многими любимый. После уже упомянутых "Детей перемен", "Фишера" или "Я знаю, кто тебя убил" можно быть уверенными в том, что Яценко справится с образом человека, потрепанного судьбой, но остающегося на ногах после любых ударов. И Александр действительно оправдывает любые ожидания – авторы сериала приготовили для Михаила множество испытаний, и актеру хватает диапазона таланта, чтобы показать и ужас возможной близкой гибели, и глупую радость от того, что удалось избежать проблем с постовым полицейским. Одного этого достаточно, чтобы дать "Обнальщику" шанс.
Но я забежал вперед – хвалить актеров будем позже – пока же стоит пройтись по слабым местам. А именно – по сюжетной и атмосферной составляющей. К сюжету у меня возникло очень много вопросов. Первый эпизод "Обнальщика" во многом копирует завязку "Озарка", сериала, в котором бухгалтеру, попавшему в капкан криминала, приходится с семьей перебраться в американскую глубинку, чтобы там построить империю, легализующую нетрудовые доходы. У нас тоже используется схема побега в "тень", угрозы жестокой расправы, изобретательность "хороших парней" и дуболомный напор "плохих", но... Всегда есть "но"... Но в "Обнальщике" почему-то верить во всё это не очень получается. Чего-то не хватает, что-то не складывается...
Что именно, я понял к концу второй серии. Мне показалось, что проблема кроется в чрезмерности – создатели шоу решили обрушить на героев все возможные "казни египетские", причем сразу на всех и в очень сжатый период времени, буквально, за два дня. Пропавшие деньги, отрезанный палец, сорванные переговоры, труп, торт, подозрительный сосед, испорченный груз, столкновение бандитов, убийцы с битами – многовато для новоселов, пусть и в непростой жизненной ситуации. По-хорошему, стоило ограничиться одной-двумя серьезными проблемами, заставляющими зрителя трепетать. А так – в какой-то момент "Обнальщик" превращается в комедию, сидишь и с ухмылкой думаешь, в какую еще глупую ловушку попадут персонажи? Их же хлебом не корми, дай потерять сотню другую тысяч рублей...
Такой калейдоскоп нелепых коллизий подошел бы для иронического боевика вроде "Большого куша" Ричи или тарантиновского "Криминального чтива", но нам-то обещали драму – а переживать за персонажей, которые только что сами себе головы не отрывают, как-то сложновато. Возможно и даже вероятнее всего, авторы просто увлеклись экспозицией, чтобы в последующих эпизодах расхлебывать полной ложкой. Но, на мой взгляд, можно было "нагрузить" протагонистов проблемами более изящно. Да и противников в таком случае можно было бы представлять по нарастающей их опасности, а то за первые два эпизода вывалено в общую кучу оказалось почти всё – от мелких шестерок до авторитетной "Мамы".
Обилие криминала, по моему мнению, тоже выглядит каким-то чрезмерным. 2013-й к нашему времени ближе, чем к 1990-м, но по представлениям авторов Дальний Восток так и остался большим и грязным "Черкизоном", наполненным "братками" в малиновых пиджаках и "решалами" в "Абибасе". А между тем, "Обнальщик" начинается со сцены проезда по мосту на остров Русский, открытому в 2012-м и ставшему символом процветания и стабильности в регионе. Так откуда же здесь все признаки так и не закончившегося ХХ века? Видимо, как из любого детектива на нашем телевидении получаются "Улицы разбитых фонарей", так и каждый криминальный триллер выруливает в сторону "Лихих" и "Слова пацана". Карма, наверное, такая. Или зашоренность сценаристов.
Из-за того, что сериал лишь формально позиционирует себя историей про 2010-е, а на самом деле буксует в прошлом, все его персонажи тоже отстают от действия лет на двадцать. Фарцовщики, спортики, тетка из порта, не вылезающая из телогрейки даже в мае, "новый русский" с медвежьими лапами, сумки с налом и биты в багажниках – всё это выглядит порождением чуждой эпохи в мире, где есть iPhone и NFT-аукционы. На сочетании этих противоположных друг другу культур, опять же, можно было выстроить какие-то конфликты или внести новые эмоции. Но нет, создатели сериала в эту сторону не смотрят и словно специально ставят цель показать нагромождение стилей и эстетик, чтобы показать своеобразный "плавильный котел" прошлого, настоящего и будущего. Но получается плохо, изящества не хватает и тут.
А вот актеров я бы похвалил. Не все они чувствуют себя в кадре уверенно, молодежь местами тушуется или, наоборот, переигрывает. Но уже названный Яценко, Ольга Тумайкина в роли "атаманши", суровый Игорь Миркурбанов и воздушная Елена Николаева точно находятся на своих местах. Нераскрытой загадкой после двух эпизодов остался образ Сабины Ахмедовой, но в ней я сомневаться не привык. Эмоционален и обаятелен в роли Леши Федор Кудряшов, Софии Лопуновой идет ее образ "альтушки", герой Фархада Мухаметзянова, несмотря ни на что, вызывает симпатию. Ансамбль сложился уверенный – с такими людьми можно работать и добиваться результата.
Поэтому все мои надежды сейчас связаны с тем, что сценарий "Обнальщика" будет достаточно крепким и глубоким. Сумбурное начало – еще не повод отказываться от просмотра. Да, есть недочеты, ощущается некоторая нервозность, пока не дается точное осмысление духа времени, но заметно желание двигаться вперед. Пусть пока через бандитские разборки, через отрезанные конечности и пистолеты в бардачке – зритель это любит и к этому привык – шаги в новую эпоху делаются. Вот это мне кажется самым важным. История – это хорошо, прошлое – это прекрасно, позавчерашний день – это интересно, но давайте иногда оглядываться не так далеко. Мы вчерашние – готовые герои комедий и драм. Рассказывайте о нас, это тоже будут смотреть.
А что вы думаете о сериале "Обнальщик"? Удалось ли авторам, по-вашему, верно описать 2013-й? Кто из героев понравился, встречались ли вам такие люди в реальности? Будете ли смотреть дальше, или первый блин получился комом? Делитесь своими впечатлениями в комментариях, ваши мысли и замечания вдохновляют меня на новые тексты. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, играйте ответственно, и...
Увидимся в кино!
А еще можно почитать: