Найти в Дзене
Киновед в штатском

Ешь, дерись, люби: Нужно ли смотреть сериал "Жар"?

Конец года – лучшее время, чтобы выложить на сукно оставшиеся козыри в расчете сорвать куш. Платформа Иви так и поступила, один из самых многообещающих своих проектов – драму "Жар" – онлайн-кинотеатр выложил именно сейчас, чтобы вкусовые рецепторы зрителя возбудились на яркое шоу, и сериал остался в памяти, когда будут составляться разнообразные итоги года. Впрочем, для попадания в топы еще нужно завоевать доверие аудитории. Для этого платформа бросила все силы – месяцами подогревала интерес, устроила эффектное промо, организовала несколько "дегустаций", а теперь выложила все девять эпизодов в один день. Приятного аппетита, любимый зритель! Что же, я рискнул попробовать "Жар" на вкус, и остался в легком недоумении... В разнообразных источниках "Жар" описывают как "криминально-кулинарную драму". Странное сочетание, особенно вкупе с тем, что сценарист и режиссер указывают в интервью, как опирались на свою любовь к сериалу "Кухня". Что это за молекулярная кухня такая – с комедийной основ

Конец года – лучшее время, чтобы выложить на сукно оставшиеся козыри в расчете сорвать куш. Платформа Иви так и поступила, один из самых многообещающих своих проектов – драму "Жар" – онлайн-кинотеатр выложил именно сейчас, чтобы вкусовые рецепторы зрителя возбудились на яркое шоу, и сериал остался в памяти, когда будут составляться разнообразные итоги года. Впрочем, для попадания в топы еще нужно завоевать доверие аудитории. Для этого платформа бросила все силы – месяцами подогревала интерес, устроила эффектное промо, организовала несколько "дегустаций", а теперь выложила все девять эпизодов в один день. Приятного аппетита, любимый зритель! Что же, я рискнул попробовать "Жар" на вкус, и остался в легком недоумении...

В разнообразных источниках "Жар" описывают как "криминально-кулинарную драму". Странное сочетание, особенно вкупе с тем, что сценарист и режиссер указывают в интервью, как опирались на свою любовь к сериалу "Кухня". Что это за молекулярная кухня такая – с комедийной основой, поварским колоритом и бандитскими разборками? При этом заполненная великолепными звездами как в кадре, так и за его пределами – действительно необычное меню проекта, как минимум, интригует. Особенно на фоне многолетнего триумфа "Медведя" и успешного старта "Черного кролика", двух голливудских многосерийных проектов со схожей тематикой. Что получилось у наших? Мне это по-настоящему интересно.

-2

Интересно... Но этот интерес имеет свой запас прочности. У сериала, по определению, есть не больше 15 минут, чтобы проявить себя во всей красе, разжечь интерес, закрутить интригу или хотя бы нетривиально представить ведущих персонажей. По истечению четверти часа большинство зрителей уже выносит вердикт – смотреть или нет дальше. Самые терпеливые тянут до концовки первого эпизода – вдруг там произойдет что-то невероятное. Единицы, вроде вашего покорного слуги, набираются терпения эпизода на два-три, чтобы потом со всей ответственностью заявить, что шел на встречу до последнего, но не получилось. Я сажусь писать текст после двух серий – мне кажется, этого достаточно для того, чтобы честно признаться, у меня пламя из искры не разгорелось. Жара не хватило...

-3

Синопсис "Жара" гласит: "Из-за неуживчивости звездного повара Марка Левинского увольняют из топового столичного ресторана. Более того, теперь никто из ресторанного бизнеса не хочет иметь с ним дела. Единственный выход – открыть собственное место с начинающим поваром Аароном, которого Марк знает первый день, и заткнуть за пояс всю эту столичную мишуру. В поисках инвесторов новоиспеченные коллеги оказываются в должниках у сербской мафии и теперь вынуждены защищать себя и своих близких." Лихо закрученная история, скажете вы. Всё верно, отвечу я, но есть нюанс. Первые три предложения этого краткого содержания исчерпывающе пересказывают первые три эпизода. Чтобы добраться до "сербской мафии", вам придется потратить два с половиной часа – простите, но это слишком смелая просьба.

-4

Я бы с удовольствием дождался начала криминальной части сериала, если бы на пути к ней "Жар" предоставил другие доводы в свою пользу. Но их катастрофически мало. Даниил Воробьев в гриме "кухонного Джокера"? Так это хорошо известно, что играть злодеев – особое удовольствие для актера. Даниил получает удовольствие, я пожимаю плечами. Марк Эдельштейн, играющий азербайджанца? Ого, как смело! Только не трогает совсем. Образу мальчишке, который мечтает орудовать ножами на кухне, а его отправляют в юристы, остро не хватает индивидуальности и изюминки, а Марку просто ничего не придумали. Он играет сам себя, а я это уже видел. Может, зрителя проймут скандалы у плиты или в зале элитного ресторана? Так нет же, их тоже полно в других проектах – от "Кулинарного техникума" до "Няни Оксаны". Если "Жар" не находит сил перепрыгнуть ситкомы, то на что он вообще годится?..

-5

Но не буду беспощаден. Кое-что в сериале меня всё же заинтересовало. Первое – арка главного героя. Мне стало интересно, какой она получится, потому что, пробившись через мишуру вторичности и лишнего пафоса, в Марке Левинском я увидел любопытный типаж – это плохой человек, который с каждым следующим шагом становится всё хуже. Банальный путь исправления для него не подходит – было бы слишком просто. Мне бы хотелось видеть "путь Хайзенберга" – классным ходом было бы полное и окончательное падение большого таланта, как у Уолтера Уайта в "Во все тяжкие", это ярко и всё еще нестандартно. Вот только полагаю, что у сценаристов "Жара" нет планов выходить за пределы привычной драматургии. В качестве соломки уже "подстелен" больной ребенок, тяжелое детство, плохая компания и болезненные проявления любви. А жаль.

-6

Второй любопытный аспект – форма подачи. Здесь нужно отметить мастерство постановщика Артема Аксененко, он оторвался на полную. "Жар" переполнен визуальными, звуковыми и даже, хм, вестибулярными выкрутасами. Камера совершает невероятные кульбиты, цвет и текстура блюд бьет по глазам, фоном постоянно звучат джазовые импровизации, задающие темп. Иногда от этой "какофонии" удивленно поднимается бровь – я про прекрасный диалог туфель на мокром асфальте. Иногда лицо расплывается в улыбке – давно ли вы видели трубача на московской улице. Иногда хочется закрыть лицо рукой – любовные сцены в "Жаре" вызывающе отвратительны. Но в целом это действительно воспринимается свежо и выглядит дорого, как положено элитной кухне и престижному ресторану.

-7

Работы ведущих актеров я уже коснулся, но должен уделить внимание еще и второму плану. Здесь безусловно блистает Аня Чиповская в образе этакой Евы Грин – порочная леди-вамп, помыкающая своими "нижними". Очень неожиданно в столь сложном и противоречивом проекте было увидеть Александра Олешко – у него даже есть эмоциональный монолог, в котором он ни единым движением брови не выдал в себе комика. Очень хотелось бы, чтобы просмотр скрасил Александр Ильин – он-то, со своей вечной скорбью на лице, отлично вписывается в криминальные истории – но "Жар", как я уже писал, разворачивается очень неспешно, до Ильина к финалу третьей серии мы не добрались...

-8

В советские времена существовал хороший емкий термин – многосерийный художественный фильм. Под эту формулировку попадали и картины из двух частей, выходившие в кинотеатрах, и телефильмы, растянутые на три серии, и большие проекты вроде "Противостояния", "Семнадцати мгновений весны" или "Место встречи изменить нельзя". И воспринимались они именно фильмом, поделенным на несколько частей – история, которую нельзя укоротить до стандартных полутора часов. Так вот "Жар" ближе к этой конструкции, чем к привычным нам современным сериалам. Это объемное повествование, требующее капитального подхода. И в то же время сериал крайне вальяжно расходует зрительское внимание, словно его авторы не заинтересованы в том, чтобы мы прониклись. Это либо самоуверенность, либо глупость.

-9

Не хочу играть в угадайку и отвечаю на вопрос из заголовка: "Нет". Грима Воробьева, ботфортов Чиповской и кепочки Эдельштейна мне не хватило для того, чтобы закрепиться у экрана даже по исходу трех серий. Это не для меня – я не уверен, что у создателей "Жара" хватит смелости идти до конца, а в ином случае из сериала получается "Кухня", которая снимается в воспаленном мозгу угоревшего над плитой шефа. Слишком крикливая, слишком вызывающая, зачем-то постоянно пытающаяся не быть, а казаться. Ресторанный критик из меня еще более скверный, чем сериальный, но за такое блюдо я бы чаевых не оставил.

-10

А что вы скажете о сериале "Жар"? Как вам перевоплощение Даниила Воробьева? На что в итоге похож этот сериал больше – на "Кухню", на "Медведя" или на "Черного кролика"? Если досмотрели, расскажите – как там Ильин? Всё так же выражает лицом всю вселенскую боль? Делитесь впечатлениями – ваши отклики вдохновляют меня на новые тексты. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, питайтесь правильно, и...

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: