Давайте договоримся о терминологии. Слово tractor в английском техническом языке весьма емкое: оно охватывает не только тракторы в традиционном понимании, но и автомобили-тягачи с балластной платформой, обутые в пневматические шины.
Но мы будем говорить именно о тракторах. От паровых автомобилей они отличаются огромными задними колесами с рифленым металлическим ободом вместо шин, короткой колесной базой, отсутствием кузовов и тихоходной паровой машиной. А теперь перейдем к теме.
НЕПРИХОТЛИВАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
Паровые тракторы широко применялись в Англии и ее колониях, Германии, США и Латинской Америке. Некоторое количество трудилось и в России. Их строили почти все производители паровых грузовиков, работающих на твердом топливе: Aveling & Porter, Garrett, Foden, Fowler, Marshall, Robey и другие.
Как правило, тракторы оснащались угольными котлами локомобильного типа и одно- или двухцилиндровыми паровыми машинами простого или двойного расширения. Парораспределение у них было золотниковое. Усилие от поршня передавалось коленчатому валу через кривошипный механизм, а от него — на ведущую ось через шестерни редуктора и дифференциал.
Все это размещалось на клепаной раме. Трактор возил с собой солидный запас угля в тендере, из которого торчала лопата — в нужный момент тракторист становился кочегаром. Вода находилась в баке, подвешенном под котлом. При необходимости воду доставляли в поле на лошадях или брали из ближайшего водоема — паросиловая установка была неприхотливой.
Топливом обычно служил каменный уголь, но иногда паровой котел оборудовали увеличенной (колониальной) топкой, позволяющей ездить на дровах.
Рулевое управление у тяжелых тракторов было цепное, и лишь у некоторых легких — типа Аккерман. Поворачивать стальную махину цепями было нелегко. Представьте: у вас только кованое рулевое колесо, червячный редуктор да собственная мускулатура. Никаких гидроусилителей. Но ведь ездили, работали.
Большинство паровых тракторов строилось по схеме Overtype, когда паровая машина размещалась сверху на котле, — отсюда и приставка Over. Но были и модели Undertype с размещением машины на раме. Обе конструкции по-своему интересны.
ПРОЙДЕМСЯ ПО МУЗЕЯМ
В Стамбуле есть замечательный транспортный музей, созданный бизнесменом Рахми Кочем. Один из его залов отведен под паровую технику.
Первое, что бросается в глаза, — огромный трактор Aultman & Taylor 1910 года выпуска. Харизматичная машина мощностью 20 NHP. Король интернета и лидер продаж на фотохостингах.
У этого трактора интересная, почти трагическая история. В 1920 году владелец захотел его продать. А покупателей не нашлось. Порежу на металлолом, решил владелец. И почти распилил заднее колесо, как неожиданно появился некий фермер: стойте, я беру этот трактор! Колесо отремонтировали, трактор продали. Спустя многие десятилетия он попал в музей Рахми Коча. Но следы распила на колесе видны до сих пор.
Перенесемся в США, в музей Генри Форда. Здесь стоит паровой исполин марки Avery, выпущенный в 1916 году. Его масса составляет 23 тонны, а мощность — 30 л. с., что по тем временам было немало.
Конструкция Avery оригинальна: его паровая машина расположена внизу на раме. Как вы уже поняли, это Undertype. Так фирма Avery сломала каноны — схема Undertype для трактора оказалась выгодной! Во-первых, на котел не передавались нагрузки от работающей паровой машины. Во-вторых, у такой громадины важно было опустить центр тяжести, и машина на раме этому способствовала. А размеры Avery действительно впечатляющие: задние колеса выше человеческого роста!
Некоторые фирмы ставили на свои пропашные тракторы не локомобильные, а водотрубные котлы — это давало выигрыш в весе, для пашни очень важный. Такую конструкцию имеет трактор Joker, выпускавшийся фирмой Garrett. Сегодня он стоит в Long Shop Museum в английском городе Лейстоне.
Это и правда необычная машина. Заявлен как трактор, а котел не горизонтальный локомобильный, а вертикальный водотрубный — как у парового грузовика.
Паровая машина не на котле, как у классических тракторов, но и не на раме, как у грузовиков. А где же она? На специальном каркасе-постаменте, поэтому маховик находится привычно высоко, с него удобно снимать мощность с помощью ременной передачи.
Трансмиссия для тракторов нетипичная, цепная. В то время как у большинства тракторов есть зубчатая передача. И рулевое управление стоит автомобильное, аккермановское.
А главное — обзор! Тракторист сидит высоко, котел ничего не загораживает, он ведь сзади. Поле для обработки как на ладони, рули — не хочу, тем более что слева помощник, он следит за паровой машиной, которая тут же рядом.
Модель Joker выпустили в количестве восьми экземпляров в 1917–1919 гг. Цель — конкуренция с бензиновыми тракторами. Проект так и назвали: Suffolk Punch, «Суффолкский удар». Вполне естественно, ведь бокс — национальный английский вид спорта.
ГДЕ ОНИ РАБОТАЛИ
Паровые тракторы пахали, боронили, сеяли. Доставляли на поля семена, удобрения, воду для полива, вывозили урожай. Тянули по дорогам караваны прицепов. И хотя скорость была невысокой — около 4 миль в час (6,5 км/ч), коммерческая выгода таких перевозок казалась очевидной.
Также тракторы служили артиллерийскими тягачами. Нередко на них навешивали дополнительное оборудование, например, лебедку и кран-стрелу. Конструкции некоторых машин допускали быструю замену колес вальцами, и тогда трактор превращался в паровой каток.
А еще такие машины работали локомобилями на полях и фермах. Это когда никуда не едешь, а питаешь энергией молотилки, сноповязалки и другие сельскохозяйственные орудия. Можно организовать лесопилку, а можно и подключить электрогенератор.
Посмотрим на большое колесо в верхней части трактора. Во-первых, это маховик. Во-вторых, средство отбора мощности. На него надевали приводной ремень, передававший вращение (а значит, и энергию) тому или иному орудию. Поработал на одной ферме, затем переехал на соседнюю. Что у вас — молотилка? Сейчас подключимся, помолотим. Во время сбора урожая это была обычная практика. Так пар работал на всю округу.
И все же в первую очередь тракторы ассоциируются с полем, пашней. Но плуги они таскали за собой редко — слишком велико было давление на почву, нарушалась ее структура. Поэтому фермеры предпочитали так называемую канатную вспашку. Практиковалось два способа такой обработки: двухтракторный и однотракторный. В первом случае оборотный плуг перемещался между двумя машинами с помощью лебедок; во втором варианте один из тракторов заменялся анкерным приспособлением.
ЯРМАРКИ КРАСКИ
Среди паровых тракторов есть особые машины. Формально это действительно тракторы: котел локомобильного типа, компоновка Overtype, короткая база, огромные задние колеса. Но они не пашут и не сеют, у них другая задача — обеспечивать проведение праздников, ярмарок и всевозможных шоу. В зарубежной литературе их называют «локомотивы шоуменов».
Выполняя роль тягача, эти машины привезут к месту массовых гуляний карусели, павильоны и многое другое. А потом доставят и электроэнергию. На борту у них мощные генераторы с ременными приводами от маховика парового двигателя.
Они имеют крышу, защищающую от непогоды, и декоративную ярмарочную отделку. А под крышей находится множество разноцветных лампочек. В сумерках этот тягач-генератор сияет как новогодняя елка — веселись, народ.
Сегодня локомотивы шоуменов — полноправные участники таких фестивалей. А выпускали их практически все производители классических паровых тракторов.
ПАР НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ
Паровые тракторы трудились не только в поле и на фермах, но и на строительстве дорог. В частности, их оснащали специальным оборудованием и направляли на рытье траншей. За один проход получалась канава метровой глубины. Конструкции некоторых машин допускали быструю замену колес вальцами, и тогда паровой трактор превращался в каток.
Но паровые катки строились и отдельно, благо потребность в них в начале прошлого века была велика. В этом случае конструкторы проектировали именно каток, а не универсальную машину на основе трактора.
Выбирали схему: трехвальцовая, тандемная двухвальцовая и т. д. Обеспечивали оптимальное перекрытие вальцов для прохождения поворотов без потери качества уплотнения. Подбирали редукторы. Решали задачу «быстрого реверса» для работы на коротких участках. И как, решили? Да, с помощью тандемных катков с центрально расположенными вертикальными котлами и горизонтальными двухцилиндровыми двигателями. Специальная шестерня с эксцентриком в сочетании с отсутствием маховика позволяла практически мгновенно менять направление движения. Рабочие метко прозвали эти катки «кофейниками».
В парке Санта-Катарина в Фуншале на острове Мадейра стоит каток Fowler. Это участник интенсивного дорожного строительства на острове в конце XIX — начале XX века. Что значит построить дорогу на острове вулканического происхождения? Мадейра — это горы. Дорога вдоль океанского побережья — бесконечная череда открытых участков и подземных, подъемов и спусков. Прорубаем тоннель в скале, насыпаем покрытие, укатываем полотно, движемся к очередной скале. Сколько сотен километров дороги уплотнил этот каток, не знает никто. Но в парке он находится по праву — как памятник паровой эпохе.
ВЕХА В ИСТОРИИ
Будучи рентабельными благодаря дешевому топливу, паровой трактор успешно конкурировал с бензиновым «коллегой» как на полях, так и при транспортировке тяжелых грузов. А его «собрат», паровой каток, трудился на прокладке и ремонте дорог. И было это совсем недавно: в первой трети прошлого века.
Сегодня паровые тракторы и катки стоят в музеях, выезжают на фестивали и ралли. Это очень интересная страница технической культуры человечества. И роль паровых тракторов в прогрессе не менее значима, чем их «собратьев» — паровых автомобилей. Они вместе открыли дорогу современному безрельсовому транспорту.
Что еще почитать:
Машина апокалипсиса: как паромобили смогли выжить в эпоху ДВС
Жидкое с твердым: как британцы с американцем создали паромобиль, работающий на мазуте и угле
Большая экскурсия по британским музеям паромобилей