Найти в Дзене
Книжный ум

“Пётр Первый”: роман, который приходится проживать, а не просто читать

Иногда книга возвращается в жизнь потому, что где-то внутри назревает тихое желание взглянуть на знакомый сюжет взрослыми глазами. "Петр I" Алексея Толстого. Роман, который читала в школе, но, проскользнула по поверхности. А потом — три поездки в Петербург, с прогулками вдоль Невы, посещение знаковых мест, и хочется перечитать и посмотреть уже другими глазами на книгу. *** Начала я с азартом, уверенная, что история теперь увлечёт куда сильнее. Всё-таки знаний о XVIII веке стало больше, да и сама фигура Петра обозначилась отчётливее. Но чтение пошло небыстро. Даже чуть вязко. Я ловила себя на мысли, что жду какого-то мощного эмоционального захвата, а роман будто нарочно сопротивляется. Толстой никуда не спешит. Он разворачивает эпоху тщательно и неторопливо. И всё равно — книга хорошая. Удивительно хорошая своим дыханием, объёмом, этой честностью перед материалом. Сюжет развивается широко: от Москвы времён стрелецких бунтов до зарождения новых городов, новой армии, нового человека, ка

Иногда книга возвращается в жизнь потому, что где-то внутри назревает тихое желание взглянуть на знакомый сюжет взрослыми глазами. "Петр I" Алексея Толстого. Роман, который читала в школе, но, проскользнула по поверхности. А потом — три поездки в Петербург, с прогулками вдоль Невы, посещение знаковых мест, и хочется перечитать и посмотреть уже другими глазами на книгу.

***
***

Начала я с азартом, уверенная, что история теперь увлечёт куда сильнее. Всё-таки знаний о XVIII веке стало больше, да и сама фигура Петра обозначилась отчётливее. Но чтение пошло небыстро. Даже чуть вязко. Я ловила себя на мысли, что жду какого-то мощного эмоционального захвата, а роман будто нарочно сопротивляется. Толстой никуда не спешит. Он разворачивает эпоху тщательно и неторопливо. И всё равно — книга хорошая. Удивительно хорошая своим дыханием, объёмом, этой честностью перед материалом.

Сюжет развивается широко: от Москвы времён стрелецких бунтов до зарождения новых городов, новой армии, нового человека, каким видел Россию сам Пётр. Толстой показывает его не сухим «реформатором», а живым — горячим, порывистым, иногда резковатым, иногда почти мальчишкой в своём стремлении менять всё вокруг. И вместе с ним на страницах живут люди разных сословий: купеческие семьи, дворяне, рабочий люд, гулящие, ремесленники. Роман будто показывает перед читателем огромную панораму страны, где меняется всё — от одежды до представлений о будущем.

Вот этот контраст между «старой» Россией и новой — он работает сильнее всего. Я читала и чувствовала, как эпоха буквально трещит по швам. У бояр, купечества, людей попроще, которые ещё вчера жили по привычным правилам, а сегодня уже должны принимать петровский порядок. Временами мне казалось, что Толстой и сам немного тяготится огромностью своего полотна. Он пишет так подробно, что читателю просто необходимо делать паузы, чтобы переварить происходящее.

И да, местами роман читается тяжеловато. Особенно линии, связанные с политической борьбой и военными перестановками. Но как же неожиданно оживают бытовые сцены. Они дают то чувство присутствия, ради которого и возвращаешься к большим романам.

Отдельно хочу сказать про Петра. Когда читаешь роман взрослой, уже не ищешь «героя». Хочется понимать логику человека, его темперамент. И Толстой показывает Петра таким, каким могла его видеть эпоха: неудержимым, смелым, порой слишком прямым. Он может увлечься идеей и не заметить, что ломает чью-то судьбу. Может неожиданно проявить тепло. Может быть грубым. И именно эта неоднозначность удивляет — автор не делает из государя бронзовый памятник. Он даёт ему право быть живым. Мне это понравилось.

Хотя была и обратная сторона. Иногда хотелось чуть больше эмоционального погружения, какого-то большего акцента на внутреннем мире героев. Но Толстой выбирает масштаб. Он показывает страну, её движение. И, возможно, в этом и есть суть романа — не в отдельном человеке, а в огромном, почти стихийном изменении, которое затронуло всех.

По пути чтения я вспоминала Петербург. Каналы, гранит, дворцы. И ловила себя на том, что город в моей памяти как будто вырастает из тех глав, где Толстой описывает строительство новой столицы. Конечно, он не передаёт всё в деталях, но дух — этот «энергичный ветер перемен» — чувствуется.

Ближе к финалу роман снова набирает темп. Судьбы персонажей начинают переплетаться плотнее, решения Петра становятся всё более жёсткими. И тут уже невозможно читать быстро — хочется останавливаться, задумываться, даже спорить мысленно: «А так ли надо?» И в этом, кажется, главный эффект большого исторического романа — заставлять не соглашаться автоматически, а думать.

Когда я закрыла книгу, ощущения были смешанные. Роман дал ощущение большого внутреннего разговора. Стало яснее, как непросто менять страну. Как тяжело жить в эпоху, где старое ещё дышит, а новое уже требует места. И как автору удалось вплести эти смыслы в одну огромную ткань.

А вы читали? Нравится роман?

______________________________________

Каждая книга — это целая вселенная, и я с радостью стану вашим проводником. Подписывайтесь, чтобы вместе открывать новые миры на страницах произведений!

_________________________________

Что еще почитать на канале:

Романы
1426 интересуются