Почему у России орёл с двумя головами? Неужели одной было мало? Откуда он вообще взялся — из сказки, из Византии? И главное — почему этот древний символ до сих пор живёт на главном щите страны?
Публикую эту статью 30 ноября, в этот день в 1993 году в Россию официально вернулся исторический герб — золотой двуглавый орёл, с Георгием Победоносцем на груди. После десятилетий, когда страну представляли "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!" на фоне восходящего солнца, Россия снова подняла щит на котором отразились власть и традиция, а также история многовекового пути. Так что именно сегодня — самое время вспомнить, откуда пришёл к нам этот орёл, почему у него две головы, и что он на самом деле означает.
От античности до Византии: как родился двуглавый орёл
Двуглавый орёл не выдумка византийских монархов и не плод чьей-то фантазии из Средневековья. Его облик восходит к эпохе, когда ни Византии, ни Рима ещё не было.
Археологи находили изображения такой птицы ещё в государствах Древнего Востока. Примерно в XIV веке до нашей эры хетты, жившие в Малой Азии, изображали орла с двумя головами — например, на печатях из столицы Хаттусы. Часто он держал в когтях двух зайцев — возможно, символизируя силу и бдительность. Спустя столетия, уже в VI веке до нашей эры, двуглавый орёл появляется в культуре Мидии — это всё тот же регион, ныне Иран. Выходит, идея такой птицы — двойного взгляда, двойной власти — родилась задолго до христианства и империй.
Позже Рим сделает одноглавого орла символом могущества легионов.
Говорят, когда император Константин решил перенести столицу в Константинополь, он якобы выбрал в гербы двуглавого орла — мол, чтобы одна голова смотрела на Запад, другая на Восток. Красивая история. Только подтверждений у неё — ни на печатях, ни на камне — никто не нашёл. Легенда есть, орла — нет.
А вот спустя пару столетий, при династии Палеологов, орёл с двумя головами уже точно появляется — не в мифах, а в реальности. Его рисовали на знамёнах, клали в камне на полу храмов, чеканили на монетах. Он был — и никто не сомневался. И стоял он за власть императора над всем — и над городом, и над морем, и над востоком, и над западом.
Почти в то же самое время, но уже на другом краю Европы, этот же орёл появился в другом небе. В 1433 году, когда императора Сигизмунда короновали в Священной Римской империи, он велел — пусть у нас будет тоже двуглавый. Чёрный, с коронами и скипетром. Пусть каждая голова смотрит в свою сторону, а лапы держат власть. И так получилось, что один и тот же орёл — хоть и разный — стал взлетать и на востоке, и на западе. Символ империи. Символ большой дороги, в две стороны, но с одним полётом.
Вот так он и полетел — из древности, по разным странам, по разным столетиям. И в конце концов — прилетел и к нам.
Зачем две головы
Образ орла с двумя головами наполнен символизмом. Две головы орла традиционно понимаются как единство двух начал, двух направлений, находящихся под одной властью. В случае Византии эти головы смотрели на Запад и Восток, олицетворяя претензию империи на наследие сразу двух частей бывшей Римской Империи. Орёл словно одновременно оглядывает оба направления света – Восток и Запад, держа под своим крылом оба царства. Позднее, в российской традиции, это стали трактовать еще шире. Россия – евразийская страна, раскинувшаяся на два континента, поэтому орлиные головы, обращённые в разные стороны, можно видеть как символ единства Европы и Азии под одной державой.
Существуют и другие интерпретации. Некоторые историки указывают, что двуликий орёл мог обозначать единство светской и духовной власти, мирской и божественной сфер, которые в империях стремились гармонично сочетаться. Однако главная идея сводится к объединению: две головы, венчающие одно могучее тело орла, символизируют слияние разных земель, народов или начал в едином государстве. Недаром в России двуглавый орёл воспринимается как символ сплочения и единства – от княжеств Древней Руси до современных регионов страны. Он напоминает, что силы, смотрящие в разные стороны, могут действовать сообща, если соединены общей короной и сердцем. В этом секрет живучести и притягательности образа: две головы – метафора величия державы, простирающей взгляд на все стороны света.
…Но как именно этот имперский орёл оказался в Москве? Кто привёл его в наши земли — с византийских флагов на русские печати? И почему он вдруг стал говорить на старославянском, обернулся в парчу, а потом — в сусальное золото на башнях?
Об этом — во второй части. История ближе, громче и... совсем наша.