В прошлом году в социальной сети "Вконтакте" Чайный дом Сугревъ проводил литературный конкурс "Заварка". Участники должны были написать литературное эссе на тему " мое самое яркое воспоминание о чаепитии".
Победителем конкурса стала Алина Кузнецова, дизайнер из Санкт-Петербурга, ныне проживающая в Алупке. К нашей радости, эта история получила продолжение и текст Алины был опубликован в сборнике рассказов.
Вот что Алина недавно написала :
Признайтесь честно - куда выливаете старую заварку?
Я - в книжку.
Нет, не на яркую обложку или белые страницы, упаси нас от вандализма! Культурные питерские барышни свои достижения упаковывают в литературу.
И так они разбегаются, как круги на воде или в чашке чая при помешивании.
Когда Наталья Штыкало, PR - менеджер московской чайной компании " Сугревъ", замешала вместе с Библиотекой 86 купаж из конкурса эссе о чае, чтения присланного материала, отбора, награждения и грандиозного чаепития в конце с бубликами и конфетами в лучших москворецко - купеческих традициях, ожидала ли она, что...
Что напишу я, пожав плечами и ответив на её конкурсное предложение, "Заварку" и " Чаюху". Что счастливо выиграю их конкурс, получив замечательную шкатулку с набором фирменного чая.
Что буду читать эти рассказы зрителям на различных крымских литературных фестивалях и встречать их одобрительный смех и улыбки.
Что напечатают рассказы разные альманахи и сборники, суровые главные редакторы одобрительно кивнут : " В печать! ".
Что компания москвичей, отдыхающих в Крыму, узнает фирменные коробочки в моих руках ( в гости с подарком ходим, по - русски), воскликнут: " Это же " Сугревъ", наш, московский хороший чай! " и сразу же заварят его. И под ароматное прихлебывание слушали мой рассказ про конкурс, про труд литераторский и посмеивались, над той самой " Заваркой", вынеся вердикт: " Печатать нужно! Будете в Москве - звоните, друзей соберем, с Вами познакомим".
А теперь - и напечатали. В сборнике рассказов издательства " Перископ - Волга", г. Волгоград, вышла " Заварка".
А два других альманаха - в Ростове и Енисейске - включили в себя " Чаюху".
И если представить карту России сверху - Крым, Ростов, Москва, Енисейск - то разошлась кругами по стране литературная идея от " Сугрев". Как и их чайная продукция, впрочем...
Кажется, опять эссе получилось и круг замкнулся.
Публикуем с удовольствием и текст самого рассказа
"ЗАВАРКА"
Это только я заметила или всем так же кажется? Очень трудно стало отстирывать пятна от заварки.
Хочешь жить, как на картинке в «Инстаграмм». Берёшь белоснежную крахмальную салфетку из льняного жаккарда, расстилаешь её на столе без малейшей складочки, выглаженную горячим утюгом, раскладываешь на ней в художественном порядке модные яркие французские «макарунс», ставишь винтажную чашку с блюдцем костяного фарфора Ленинградского Завода, кладёшь изящную серебристую ложечку с бликом электрического света и наливаешь чай - карамельно-прозрачный, до самой золотистой каёмочки. Картинка - загляденье!
Берёшь ты чашечку манерно, с оттопыренным пальчиком, подносишь к пухлым губкам, вдыхая аромат и, вдруг – « Та-да -та, та-да-та…» - кто-то звонит и отрывает тебя от чайной церемонии собственного изобретения. Отвечать нужно срочно, никто ждать не будет, а станет высказывать: « Ну... Я же звоню, что трубку не снимаешь…?».
Спохватываешься, торопливо ставишь наполненную свежим чаем чашку на стол, задеваешь неловко – всё, интернетная картинка безнадёжно испорчена коричневой лужицей, интенсивно растекающейся по светлой ткани.
В стирку!
И в процессе злобного ответа на такой, не вовремя слышимый в телефонной трубке, вопрос наглеца, посмевшего нарушить высокохудожественную идиллию, из недр твоих прошлых жизней выходит чистенькая домохозяйка в стиле «Пин ап»- приталенное платье в горошек, белый фартучек с рюшами и повязочка-бантик на рыжеволосой головке.
« Замочить! Непременно, с отбеливателем! В чуть теплой воде».
« Нет, мыло лучше. «Детское, против пятен». Ну, ты понимаешь, какие пятна в этом возрасте бывают…».
« Прочь химию, сетевой маркетинг нам в помощь – экологичное, натуральное нужно брать».
« Бегом в аптеку! Перекись водорода или аммиак на пятно лучше налить?»
И твоя мечта с флёром дворянской жизни с треском разбивается о пластиковый фасад современности.
« Чай на вынос» - бумажный стаканчик из прессованного картона, лаконичной, удобной для складывания в штабели формы, чтобы держать крепко всей ладонью, с пластмассовой плотной крышечкой, а в ней – сосочек с овальной прорезью. Ты бежишь по своим менеджерским делам, вливаешь в себя горячую и безопасную для окружающих струйку чая и только по вкусу определяешь, какая там, внутри, заварка – черный, черный с бергамотом или зеленый. Цвет не видишь – ни черный, ни зеленый. Только серый – толпа, асфальт, лужи.
Зато, на твое зимнее пальто трендового оттенка «песок на Мальдивах» не прольется ни капли этого бодрящего напитка и не будешь ты плакать в химчистке, когда обратно получишь свое полу- шерстяное тепло, заплатив за процесс попытки сделать его первозданным, как с родной китайской фабрики.
На весеннее голубое и белое летнее пальто тоже не прольется ни капли «Ассама высокогорного» или « Улуна бирюзового». Потому, что эти изысканные заварки подают только в специальных заведениях.
И, вот, сидишь ты на бархатном диванчике, рядом подружка в креслице под экокожей, отличимой от натуральной только по виниловому запаху, терпеливо рассматриваешь в прозрачном чайничке на полированной поверхности столика, как разворачиваются скрученные лепестки настоящего чайного кустика. И как медленно окрашивают они прозрачный кипяток в нежно - золотистый цвет. Время идет, цвет напитка становится гуще, вкус насыщеннее, а сознание твоё всё мечется с привычной деловой скоростью – ну, когда разливать можно, когда уже пить будем…
За разговорами кучка натуральной заварки в чайнике разбухает, листья становятся размером с березовые, цвет сепии постепенно переходит в умбру и ты подзываешь официантку: « Девушка, пожалуйста, долейте нам кипяточек…» И еще 40 минут проходят совершенно незаметно.
Да, хочешь настоящий чай с листовой заваркой – подари ему время своей жизни.
« Кофе-пресс» - удобный чайник оказался, однако. Русские чай так подают в кафе. « Быстро-быстро» и через 210 лет актуально. Плеснул кипятка, пакетик с заваркой сунул, травок, если заказали, россыпью щепотку насыпал, кружок апельсина или обломок корня имбиря бросил – и на стол чётко поставил. Через стекло цилиндра видно, как там всё смешивается, надежда на аромат перемешивается, бумажный фильтр-пакетик с чайной массой струйки цвета в воду выпускает. Если торопишься – рукой сверху шлёп – прессом прижал, жидкость в заварке отжал – напиток получил. Можно наслаждаться. После бутербродов-салатиков-пирожков пить очень хочется, без чая нам никак. Вот, и славно…
А, пока ждем пару минут, можно за веревочку чайного пакетика взяться, бумажный квадратик на её конце изучить. Информацию прочесть, фирменный знак чайной компании запомнить. Реклама – наше все! Хотя, нужно, ведь, знать, что пьешь – индийский, цейлонский, краснодарский или «Айзер-чай». Заодно, о географии задумаешься, вспоминая, где эти самые плантации находятся, вообще…
Вообще, оказывается, что чай – это очень важная составляющая в мозаике дней нашей жизни. А заварка – суть его и корень. Точнее – листик. И не фиговый. ( Где ударение в этом слове ставить будем?)
21.03.2024 г.
Алина Кузнецова. ( Санкт-Петербург-Алупка)