Найти в Дзене
Москва, любовь моя

«П.И. Чайковский вне времени»: Концерт в легендарном Колонном зале Дома Союзов и прекрасные интерьеры бывшего Благородного собрания

Это был юбилейный концерт, посвящённый 185-летию П.И. Чайковского и 150-летию Первого фортепианного концерта, который был впервые исполнен в этом великолепном зале 150 лет назад, в 1875 году. Тогда солировал Сергей Танеев, а оркестром дирижировал Николай Рубинштейн. Концерт и начался с волнующих аккордов Первого концерта в исполнении Льва Бакирова. А затем, как музыкальная исповедь, зазвучали отрывки из опер и романсы Петра Ильича. Их исполняли звёзды мировой сцены: лауреат премий Президента РФ и «Золотая маска» Венера Гимадиева (сопрано), ведущий солист театра «Геликон-опера» Иван Гынгазов (тенор), солист Большого театра России Андрей Валентий (бас), меццо-сопрано Юлия Меннибаева, баритон Динмухамед Кошкинбаев, а также гостья из Италии — сопрано Ксения Бомарси (сопрано). Всё первое отделение на сцене был симфонический оркестр войск национальной гвардии РФ под управлением Азата Шахмухаметова. Первое отделение – это произведения П.И. Чайковского в классическом исполнении. Диалог

Это был юбилейный концерт, посвящённый 185-летию П.И. Чайковского и 150-летию Первого фортепианного концерта, который был впервые исполнен в этом великолепном зале 150 лет назад, в 1875 году.

Тогда солировал Сергей Танеев, а оркестром дирижировал Николай Рубинштейн.

Концерт и начался с волнующих аккордов Первого концерта в исполнении Льва Бакирова.

А затем, как музыкальная исповедь, зазвучали отрывки из опер и романсы Петра Ильича.

Их исполняли звёзды мировой сцены: лауреат премий Президента РФ и «Золотая маска» Венера Гимадиева (сопрано), ведущий солист театра «Геликон-опера» Иван Гынгазов (тенор), солист Большого театра России Андрей Валентий (бас), меццо-сопрано Юлия Меннибаева, баритон Динмухамед Кошкинбаев, а также гостья из Италии — сопрано Ксения Бомарси (сопрано).

Всё первое отделение на сцене был симфонический оркестр войск национальной гвардии РФ под управлением Азата Шахмухаметова. Первое отделение – это произведения П.И. Чайковского в классическом исполнении.

Диалог двух эпох

Но изюминкой концерта был неожиданный эксперимент. Главная идея концерта заключалась в том, чтобы показать, что музыка Чайковского не подвластна времени, что она вечна и всегда современна.

С этим-то я согласна и уверена, так будет всегда. Но...

Во втором отделении джазовый оркестр Святослава Текучёва представил знакомые всем с детства классические мелодии Чайковского в джазовой аранжировке: вальс цветов из «Щелкунчика», арию Ленского, «Ноябрь» из «Времён года» и другие шедевры. Ну представьте себе арию Ленского в джазовой аранжировке...

Всё было очень громко, шумно, этому бы оркестру да зал побольше, а может быть и стадион. К тому же я не люблю джаз. В общем, второе отделение мы дослушать не смогли. Интересно, а Пётр Ильич смог бы? Одобрил бы он такой эксперимент?

К слову сказать, покинувших второе отделение было много.

Не помню, кто сказал, что Чайковский – это Пушкин в музыке, мне очень нравится это сравнение. Пётр Ильич – это наше бесценное народное достояние. Бессмертная гениальная музыка, где каждая нота совершенна, каждое произведение – шедевр. Зачем улучшать шедевры? Почему бы не создать что-то своё?

Я очень давно не была в Колонном зале и мечтала там оказаться. Подняться по этим светлым мраморным ступеням:

Пройти по анфиладе прекрасных залов:

Любуясь лепниной и зеркалами:

Увидеть, как сияют знаменитые люстры и взмывают ввысь легендарные коринфские колонны:

Московское Благородное (Дворянское) собрание возникло в Москве в 1783. Это был золотой век российского дворянства, кульминацией которого стала т.н. «Жалованная грамота» Екатерины II, освободившая дворян от обязательной службы, телесных наказаний, а также расширившая их права и наделившая новыми привилегиями.

Здание Московского Благородного собрания, просторное помещение для собраний и балов, было построено по проекту М.Ф. Казакова. И в его Колонном зале устраивались умопомрачительные балы и маскарады. Начинаясь осенью, они шли весь декабрь, Рождество, Новый год и Масленицу. В Великий пост балы заменялись концертами и музыкальными вечерами:

Похоже, сегодня Колонный зал возрождается. Очень надеюсь, что он снова станет одной из лучших концертных площадок столицы.

Так как вы считаете: стоит ли играть музыку П.И. Чайковского на новый, современный лад?