Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Московское Благородное собрание & Колонный зал Дома Союзов: история и современность

Московское Благородное (Дворянское) собрание возникло в Москве в 1783. Это был золотой век российского дворянства, кульминацией которого стала «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (т.н. «Жалованная грамота»), изданная Екатериной II в апреле 1785, освободившая дворян от обязательной службы, телесных наказаний, а также расширившая их права и наделившая новыми привилегиями. Благородное собрание было корпоративным дворянским учреждением клубного типа, призванное, как говорилось в его уставе, «доставлять потомственному дворянству приятные занятия, приличные классу образованному и не возбраняемые законом». В Москве к тому времени уже существовал Английский клуб. Но клуб – мужское заведение, а вот в Благородном собрании полноправными участниками являлись и мужчины, и женщины. Членами Благородного собрания могли быть только потомственные дворяне, владевшие имениями в Московской губернии. Во главе стояли двенадцать выборных старшин из числа уважаемы

Московское Благородное (Дворянское) собрание возникло в Москве в 1783. Это был золотой век российского дворянства, кульминацией которого стала «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (т.н. «Жалованная грамота»), изданная Екатериной II в апреле 1785, освободившая дворян от обязательной службы, телесных наказаний, а также расширившая их права и наделившая новыми привилегиями.

Благородное собрание было корпоративным дворянским учреждением клубного типа, призванное, как говорилось в его уставе, «доставлять потомственному дворянству приятные занятия, приличные классу образованному и не возбраняемые законом».

В Москве к тому времени уже существовал Английский клуб. Но клуб – мужское заведение, а вот в Благородном собрании полноправными участниками являлись и мужчины, и женщины.

Членами Благородного собрания могли быть только потомственные дворяне, владевшие имениями в Московской губернии. Во главе стояли двенадцать выборных старшин из числа уважаемых дворян и каждый год их состав обновлялся на треть.

Московскому Благородному собранию требовалось просторное помещение для собраний и балов. 19 декабря 1784, после долгих поисков, оно покупает для этого дом князя В.М. Долгорукова-Крымского на углу Охотного ряда и Боль­шой Дмитровки. Василий Михайлович, генерал-аншеф, в 1780 был назначен московским главнокомандующим и успел немало доброго сделать для города. Москвичи его полюбили. Но его правление было недолгим: в 1782 он скончался.

-4

Его роскошный двухэтажный каменный дом с большим внутренним двором и целым рядом служебных построек и было приобретено Благородным собранием под свои нужды. Покупку оформили на имя князя Алексея Борисовича Голицына, старшины Благородного собрания. Средства выделил Опекунский совет.

-5

В 1784 - 1787 дом В.М. Долгорукова-Крымского был перестроен по проекту М.Ф. Казакова. Надо заметить, что и построен он, по всей видимости, был им же. Новое огромное здание стало настоящей жемчужиной в творчестве архитектора. Казаков объединил все постройки старой усадьбы (двор, флигеля, служебные строения) в единое целое. И, конечно, тогда здание было совсем не таким, каким мы видим его сегодня.

Фасад и план здания Благородного собрания - лист из Альбома М.Ф. Казакова, 1780-е годы.
Фасад и план здания Благородного собрания - лист из Альбома М.Ф. Казакова, 1780-е годы.

Гордостью Благородного собрания стал огромный парадный зал для балов и приёмов, устроенный на месте бывшего внутреннего двора:

-7

Размеры зала – 24,8 метра на 39,5 метра – позволяли танцевать в нём одновременно 500 парам. Зал был двусветный, высота потолков – 14,5 метров. Вдоль стен по периметру – 28 великолепных коринфских колонн (деревянных, облицованных искусственным мрамором), благодаря которым зал получил название «Колонный». Между колоннами сверкали хрустальные люстры.

Зеркала в простенках между колоннами увеличивали и без того огромное пространство Колонного зала. Полукруглые окна над колоннами создавали впечатление, что гигантский потолок с расписным живописным плафоном парит в воздухе. И вся эта красота отражалась в зеркале наборного паркета.

-8

Колонный зал стал центром здания и был по периметру окружён гостиными и кабинетами. Здесь имелась библиотека, столовая, бильярдная, курительная, помещения для карточной игры...

Старое здание при перестройке было переориентировано: своим парадным фасадом с центральным шестиколонным ионическим портиком в центре и двумя тосканскими пилястровыми портиками по бокам оно вытянулось вдоль Большой Дмитровки. А на Охотный ряд стало выходить торцевым фасадом – аркой на сдвоенных колоннах тосканского ордера:

-9

Позднее, в 1790-х М.Ф. Казаков пристроил к зданию купольную ротонду с коринфской колоннадой на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка:

В результате здание и сегодня занимает всю ширину квартала по Большой Дмитровке от Охотного Ряда до Георгиевского переулка:

-11

Благородное собрание сразу стало средоточием общественной жизни Москвы, одним из самых популярных мест в столице, оно прекрасно подходило для проведения больших балов и музыкальных концертов. Но вот настал 1812 год, и в пламени московского пожара здание Благородного собрания фактически превратилось в руины (колонны зала, к счастью, уцелели).

Матвей Фёдорович Казаков страшно переживал эти трагические события. Перед нашествием французов семья увезла его из Москвы в Рязань (ему был уже за 70). Здесь он узнал о пожаре: «Весть сия нанесла ему смертельное поражение. ... украся престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным», – писал его сын.

7 ноября 1812 Матвей Фёдорович Казаков скончался.

-12

Москва восстанавливалась более 20 лет. Но здание Благородного собрания уже через два года было полностью восстановлено учеником М.Ф. Казакова архитектором Андреем Никитичем Бакарёвым. Потолок Колонного зала перестал быть живописным, стал просто оштукатуренным. И по всему периметру зала протянулся балкон. В 1814 прекрасный зал вновь заблистал своими люстрами и зеркалами!

Москва проводила в Колонном зале умопомрачительные балы и маскарады. Начинаясь осенью, они шли весь декабрь, Рождество, Новый год и Масленицу. В Великий пост балы заменялись концертами и музыкальными вечерами. А в мае жизнь в Москве замирала, потому что большинство помещиков разъезжалось на лето по своим «дворянским гнёздам».

-13

В феврале 1827 членом московского Благородного собрания стал А.С. Пушкин. За него поручился дядя Василий Львович.

Т.П. Пассек рассказывает:

«Мы страстно желали видеть Пушкина, поэмами которого так упивались, и увидали его спустя года полтора в Благородном собрании. Мы были на хорах, внизу многочисленное общество. Вдруг среди него сделалось особого рода движение. В залу вошли два молодые человека, один – высокий блондин, другой – среднего роста брюнет с чёрными кудрявыми волосами и резко­выразительным лицом. Смотрите, сказали нам, блондин – Баратынский, брюнет – Пушкин».

-14

В Благородном собрании зимой 1828/29 года Пушкин впервые увидел 16-летнюю Наталью Гончарову на детском балу танцмейстера П.А. Иогеля. А весной 1830 поэт приходил сюда уже вместе со своей невестой, на правах жениха.

Москва того времени, по словам Пушкина, «...была сборным местом для всего русского дворянства, которое изо всех провинций съезжалось в неё на зиму. Блестящая гвардейская молодёжь налетала туда ж из Петербурга. Во всех концах древней столицы гремела музыка и везде была толпа. В зале Благородного собрания два раза в неделю было до пяти тысяч народу. Тут молодые люди знакомились между собою; улаживались свадьбы»...

Вот визитёрская книга Московского Благородного собрания за 1833-1834 годы:

Визитёрская книга Российского Благородногособрания. 20 ноября 1833 - 19 октября 1834.
Визитёрская книга Российского Благородногособрания. 20 ноября 1833 - 19 октября 1834.
Визитёрская книга Российского Благородногособрания. 20 ноября 1833 - 19 октября 1834.
Визитёрская книга Московского Благородного собрания за 1833-1834 годы.
Визитёрская книга Российского Благородногособрания. 20 ноября 1833 - 19 октября 1834. Визитёрская книга Российского Благородногособрания. 20 ноября 1833 - 19 октября 1834. Визитёрская книга Российского Благородногособрания. 20 ноября 1833 - 19 октября 1834. Визитёрская книга Московского Благородного собрания за 1833-1834 годы.

На листе 51 в качестве присутствующих на балу 23 апреля 1834 значатся Екатерина Николаевна Гончарова, Александра Николаевна Гончарова, Наталья Николаевна Пушкина:

Визитёрская книга Московского Благородного собрания за 1833-1834 годы.
Визитёрская книга Московского Благородного собрания за 1833-1834 годы.

С Благородным собранием был тесно связан московский период жизни М.Ю. Лермонтова, который в 1830 стал студентом Московского университета. Его однокурсник вспоминал:

«Лермонтов любил посещать каждый вторник тогдашнее великолепное Московское Благородное собрание, блестящие балы которого были очаровательны. Он всегда был изысканно одет, а при встрече с нами делал вид, будто нас не замечает. Не похоже было, что мы с ним были в одном университете, на одном факультете и на одном и том же курсе. Он постоянно окружен был хорошенькими молодыми дамами высшего общества и довольно фамильярно разговаривал и прохаживался по залам с почтенными и влиятельными лицами. Танцующим мы его никогда не видали».

31 декабря 1831 в Благородном собрании был маскарад. Как вспоминает А.П. Шан-Гирей, Лермонтов «явился в костюме астролога, с огромной книгой судеб под мышкой». Он сам её сделал, украсил иероглифами и зачитывал из неё гостям предсказания будущего. Собрание было в восторге.

5 февраля 1861 в Благородном собрании состоялся праздничный обед, данный Москвой в честь Александра Ивановича Барятинского, гене­рал-фельдмаршала, наместника Кавказа, завершившего многолетнюю Кавказскую войну.

Колонный зал славился феноменальной акустикой, как в лучших оперных театрах мира. Плоский деревянный потолок играл роль деки: он хорошо отражал и усиливал звук. Поэтому вскоре к балам и маскарадам добавились регулярные концерты классической музыки.

-19
  • Трижды – в 1841, 1843 и 1847 годах – в Москве выступал Ференц Лист.
  • В 1844 Москву посетили Роберт Шуман и его жена пианистка Клара Шуман.
  • В 1847 выступал французский композитор Гектор Берлиоз.
  • В 1860 за пультом дирижера симфонического оркестра в Дворянском собрании встал великий музыкант Николай Рубинштейн.
  • Выступали Сен-Санс и Рихард Штраус.
  • 3 декабря 1875 состоялась московская премьера Первого фортепианного концерта П.И. Чайковского. Позже Пётр Ильич и сам выступал в Колонном зале как дирижёр.
  • 14 ноября 1890 на концерте в пользу нуждающихся студентов здесь дебютировал Леонид Собинов.
  • 9 марта 1900 здесь прошёл концерт Рахманинова, Гольденвейзера (они играли на двух роялях) и Шаляпина (он пел).

В общем, благодаря Колонному залу, Москва превратилась в центр мирового искусства задолго до появления в 1901 Московской консерватории с её Большим залом и его великолепной акустикой.

А «Жалованная грамота» Екатерины II, освободившая дворян от обязательной службы, телесных наказаний и расширившая их права, долгое время хранилась в здании Благородного собрания в этом серебряном ларце:

Сейчас это экспонат Исторического музея.

В 1903 здание вновь перестраивается и приобретает современный вид. Архитектор Александр Фелицианович Мейснер увеличивает его высоту, надстроив третий этаж. Строгие ионические колонны на фасаде сменяются более нарядными коринфскими.

Неизменным остался только Колонный зал, творение Казакова, и его колоннада угловой ротонды.

Здание и сегодня занимает всю ширину квартала по Большой Дмитровке от Охотного Ряда до Георгиевского переулка:

-23

После революции Благородное собрание было ликвидировано, а его здание передано профсоюзам: оно стало называться «Дом Союзов». В 1918 здесь состоялся первый концерт для рабочих, на котором пела Нежданова и присутствовали Н.К. Крупская и В.И. Ленин.

-24

В советское время здесь проводились шахматные турниры, устраивались праздничные концерты и детские новогодние ёлки. И, конечно, концерты. Которые транслировались по Всесоюзному радио, а позднее по телевидению.

В годы войны концертная жизнь в Москве не прекращалась, классическая музыка звучала постоянно. 29 марта 1942 состоялось исполнение оркестром Всесоюзного радио Седьмой симфонии Шостаковича:

Исполнение Седьмой симфонии  Д. Шостаковича. Колонный зал Дома Союзов. 29 марта 1942. Москва. Иллюстрированная история. Т. 2. С. 262.
Исполнение Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Колонный зал Дома Союзов. 29 марта 1942. Москва. Иллюстрированная история. Т. 2. С. 262.

Сегодня в Колонном зале больше не звучит музыка, не горят люстры и не проходят никакие мероприятия (Яндекс.Карты сообщают: «Больше не работает», афиш о предстоящих концертах у входа нет, билетов не продают, а скучающая кассирша пожала плечами: «Ничего не известно»). По распоряжению президента здесь временно арендует часть помещений Государственная Дума.

-26

А так хочется, чтобы этот знаменитый зал снова стал общедоступным! Надеюсь, что когда-нибудь мы снова придём сюда, чтобы увидеть этот потрясающий строй белых колонн и сверкающие люстры. И конечно, послушать хорошую музыку.