Найти в Дзене

Физика. Лекция 216.Восприятие цветов. Продолжение.

Здравствуйте, уважаемые обучающиеся. На прошлой лекции мы с вами говорили о зрении и начали разговаривать о самой замечательной способности нашего глаза - о различии цветов. И мы уже знаем, что сетчатка глаза содержит четыре вида светочувствительных клеток, они называются - палочки и колбочки. Палочки не способны различать цвета, зато они приспособлены к сумеречному зрению, т.е к зрению в условиях слабой освещенности. А вот колбочки, которых три из оставшихся четырех сортов воспринимает красный цвет, вторая колбочка чувствует зеленый цвет и третий сорт колбочек чувствует синий цвет. И благодаря этим трем сортам светочувствительных колбочек мы и способны различать цвета. Мы уже начали с вами говорить о механизме цветовосприятия и сегодня продолжим этот разговор... Давайте вспомним, что на прошлой лекции мы с вами познакомились с так называемым аддитивным методом формирования цветов. Давайте об этом методе немного вспомним... На прошлой лекции мы уже видели эти субпиксели, но давайте еще

Здравствуйте, уважаемые обучающиеся. На прошлой лекции мы с вами говорили о зрении и начали разговаривать о самой замечательной способности нашего глаза - о различии цветов. И мы уже знаем, что сетчатка глаза содержит четыре вида светочувствительных клеток, они называются - палочки и колбочки. Палочки не способны различать цвета, зато они приспособлены к сумеречному зрению, т.е к зрению в условиях слабой освещенности. А вот колбочки, которых три из оставшихся четырех сортов воспринимает красный цвет, вторая колбочка чувствует зеленый цвет и третий сорт колбочек чувствует синий цвет. И благодаря этим трем сортам светочувствительных колбочек мы и способны различать цвета. Мы уже начали с вами говорить о механизме цветовосприятия и сегодня продолжим этот разговор...

Давайте вспомним, что на прошлой лекции мы с вами познакомились с так называемым аддитивным методом формирования цветов. Давайте об этом методе немного вспомним...

  • Аддитивный метод (addition - сложение). Аддитивно формируются цвета, если мы от трех разных фонариков: один красного, другой зеленого, а третий синего цвета направим свет на один и тот же экран или один и тот же лист бумаги. Или же если у нас есть монитор или цветная матрица телевизора, то при ближайшем рассмотрении мы увидим три сорта, так называемых, субпикселей.

На прошлой лекции мы уже видели эти субпиксели, но давайте еще раз на них взглянем...и поскольку мы субпиксели отдельно не видим издали, то цвета, точнее свет испускаемый каждым из субпикселей у нас смешивается в глазу и у нас получаются разные цвета. И какой цвет мы видим, это должен быть не обязательно, красный, зеленый или синий цвет, зависит от соотношения яркости этих субпикселей. И давайте вернемся к тому, что мы смотрели на прошлой лекции...

И давайте запишем для себя схемы формирования цветов.

А теперь давайте рассмотрим другой способ формирования цветов, который называется субтрактивный. От английского subtractive - "вычитание".

  • Субтрактивный метод (subtractive - вычитание). И так что и из чего мы с вами будем "вычитать"? Мы сейчас с вами будем "вычитать" из белого разные цвета. Как это можно сделать? Это можно сделать с помощью светофильтров. Светофильтры пропускают не любой, а строго определенный цвет.

А теперь давайте поговорим о, так называемых, дополнительных цветах...

И так хорошо, мы научились получать с помощью светофильтров: "желтый", "пурпурный" и "голубой цвет". А как можно получать другие цвета? Например, как можно получить красный цвет? Для получения уже указанного красного цвета необходимо складывать светофильтры и вот сейчас мы с вами поэкспериментируем, что получается при сложении разных светофильтров.

Светофильтры используются, точнее раньше использовались, в цветном фотографическом процессе для цветокоррекции. И к сожаление цветочувствительные материалы цветные очень сложные по химическому составу, поэтому получить правильную цветопередачу не всегда удавалось. И для того, чтобы получить правильную цветопередачу использовали три вида фильтров.

И давайте проведем еще один опыт...

Субтрактивная цветовая модель используется при формировании цветов в полиграфии, но прежде, чем говорить о полиграфии давайте посмотрим схемы формирования цветов аддитивным и субтрактивным методами.

А теперь давайте поговорим о том, где используются субтрактивный и аддитивный методы формирования цветов.

Субтрактивный метод используется прежде всего в живописи, потому что...как, например, объяснить, что краска красная? Давайте разберемся...

И так мы можем теперь точно сказать, что в живописи используется субтрактивный метод. А где этот метод еще используется? Этот метод используется в фотографии. Цветной фотоматериал и для простоты будем говорить не о цветобумаге, а о цветопленке состоит из трех следующих один за одним слоев. Один слой с желтым пигментом, второй слой с голубым пигментом и третий слой с пурпурным пигментом. В результате сложнейших химических реакций (одно только проявляющее вещество имеет такое название - этилаксиэтилпарафинилендиаминсульфат) чувствуете какая сложная химия в этом названии? Поэтому и не получается сразу хорошая цветопередача. В каждом из цветоделенных слоев образуется свое изображение. Одно - желтое, второе - пурпурное и третье - голубое. Они накладываясь друг на друга дают нормальное окрашенное во все цвета радуги изображение, цветное изображение сформированное субтрактивным методом. Ну а теперь давайте разберем пару вопросов...первый вопрос, давайте посмотрим на то как взаимодействуют по отдельности красный и зеленый светофильтр на окрашенную бумагу и кристаллы медного купороса.

А теперь давайте зададим себе такой вопрос: а почему в опыте выше мы в качестве зеленого и красного светофильтров использовали именно очки. Для чего такие очки могут пригодиться? Для чего нам два глаза? Чтобы видеть мир с двух точек зрения. Всегда, когда мы смотрим с двух точек зрения, у нас формируется более полное восприятие. Это касается не только зрения, а всего что угодно. Вот поэтому так полезна научная дискуссия, когда ученые в разных точек зрения обсуждают одну и ту же проблему. Мы двумя глазами с разных направлений смотрим на мир и эти два изображения чуть-чуть друг от друга отличаются, но в результате наш мозг обрабатывая эту информацию делает в нашем представлении мир объемным. Т.е мы наблюдаем мир в трехмерном виде благодаря бинокулярному зрению - зрению двумя глазами.

А если мы хотим стереоизображение увидеть на экране? И вот тут нам на помощью приходит система с очками с двумя цветофильтрами.

И давайте посмотрим опыт демонстрирующий формирование стереоизображения.

На этом мы эту лекцию закончим.

Если тебе понравилось, пожалуйста подпишись на канал и поддержи автора.