Здравствуйте, уважаемые обучающиеся. Давайте начнем эту лекцию с очень интересного вопроса. Что самое красивое в человеке? Конечно же глаза. И на этой лекции мы поговорим об этой самой красивой части человека. И так начинаем...
И так мы посмотрели устройство глаза и что с точки зрения физики, что является самым главным в устройстве глаза. Самым главным является - линза, которая строит изображение и "экран" на который это изображение проецируется. А что является экраном в нашем случае? Это сетчатка. Сетчатка является "экраном" на которое проецируется изображение. А какое по своим свойствам это изображение? Перевернутое - раз, действительное - два и, конечно же, уменьшенное. Размеры глаза меньше 3 сантиметров, тем не менее при этом мы можем наблюдать и деревья и горы и даже можем рассматривать луну. Луна дает нам уменьшенное, действительное и перевернутое изображение. А почему мы все видим не вверх ногами как вы думаете? Наш мозг "переворачивает" изображение. Мы "смотрим" мозгом. Мы смотрим не глазом, глаз это всего лишь помощник мозга - это тот датчик, который световую информацию преобразует в сигналы, поступающие в мозг по зрительному нерву.
Теперь давайте немного подробнее поговорим об одной из самых важных частей глаза - хрусталике...если мы имеем дело с плоскопараллельной пластинкой, то она вообще не собирает свет. Но чем больше кривизна поверхности, которая образует линзу, тем фокусное расстояние меньше...
При рассматривании близких предметов, молодой человек может увидеть предметы на расстоянии 10 см, у него хрусталик глаза имеет большую кривизну, он становится более толстым. При рассматривании далеких предметов хрусталик становится более плоским. Такое происходит у молодых людей. А вот если говорить о людях пожилого возраста, то оказывается, что хрусталик теряет свою способность терять свою кривизну и в результате глаз настраивается на какое-то определенное расстояние. Если до этого глаз хорошо видел и мы не пользовались очками, то в старости возникает так называемая старческая дальнозоркость. Если мы в молодости хорошо видели вдаль, то по мере увеличения возраста способность хрусталика менять свою кривизну ухудшается и получается, как в дешевых фотоаппаратах фокус-free, глаз настраивается на бесконечность и он хорошо видит вдаль, еще раз повторим, что такое явление называется старческой дальнозоркостью. А бывают ситуации наоборот, когда мы хорошо видим вблизи, но вдали предметы видны плохо. Это называется близорукость. И давайте поговорим о близорукости чуть подробнее...
И давайте поговорим о противоположной ситуации близорукости - о дальнозоркости.
И так мы узнали как можно исправить недостатки зрения, которые называются дальнозоркость и близорукость.
Глаз, практически, идеальное устройство, которое совершенствовалось на протяжении тысячелетий и поэтому глаз замечательно приспособлен для зрения в самых разных условиях. В условиях плохой и условиях хорошей освещенности. Каким же образом это достигается? Если мы находимся на очень ярко освещенной улице, то необходимо уменьшить количество света, которое попадает к нам в глаз. Как это делается? У нас зрачок, оказывается, может менять свой диаметр. Когда диаметр зрачка становится меньше, то количество света, попадающего внутрь глаза уменьшается. Когда диаметр зрачка становится больше, то количество света, попадающего в глаз увеличивается. Значит, регулируя диаметр зрачка можно регулировать количество света, попадающего в глаз и уменьшить этот перепад освещенности сетчатки и улучшить режим работы сетчатки и чтобы в этом убедится давайте проведем вот такой вот опыт...
И так мы посмотрели на то как наш глаз реагирует на различную освещенность и это далеко не все на что способен наш глаз. Оказывается, сетчатка тоже способна приспосабливаться к разному уровню освещенности. Естественно, что самый сложный вариант - это когда освещенность слишком слабая...зрачок не может расшириться до бесконечности и тогда в действие вступает сетчатка глаза. При очень низкой освещенности, зрительные клетки, выстилающие сетчатку объединяются в блоки. Для чего? Для того, чтобы в блок попало больше световой энергии. И эти блоки в биологии называются ганглиями. И получается, что вот в такой вот блок, в который подает сигнал зрительный нерв попадает больше световой энергии, но за счет чего? Если сетчатка выложена более крупными зрительными элементами, то четкость изображения снижается. Поэтому острота зрения в сумерках хуже, чем острота зрения при хорошем освещении. Недаром мы говорим: "что-то я плохо вижу, давайте сделаем свет немного ярче". И делается это для того, что бы уменьшить размеры воспринимаемого зрительного элемента - это во-первых. Во-вторых: для того, чтобы возник зрительный импульс или по-другому возбуждение, нужно определенное количество световой энергии. Если энергии слишком мало, то такой импульс не будет возникать и энергия при этом будет поступать постепенно. Если очень темно, то для того чтобы количество энергии оказалось достаточным необходимо немного подождать. И вот зрительные клетки ждут пока накопится какое-то количество зрительной энергии, если слишком темно и после этого будет возникать зрительный импульс. Значит, мы опять таки видим, но быстродействие нашего глаза при этом уменьшается. И если, допустим, при нормальном освещении мы можем различить мерцание с частотой 20 Гц., т.е 20 вспышек в секунду, как стробоскопе на дискотеке, то в условиях сумеречного зрения мы уже такого не можем различить. Уже такие мерцания видны не будут. Можно провести такой эксперимент: взять головешку, которую необходимо поместить в огонь и на ее конце образуется при этом уголек. Возьмите и начните крутить эту палочку, при этом мы не увидим сам уголек, а мы увидим свет от уголька - окружность. Почему? Потому что глаз не успевает разглядеть положение уголька в каждый момент времени и изображение при этом начинает сливаться. И это с одной стороны может быть не очень хорошо, но с другой стороны это замечательно...давайте представим себе, что быстродействие глаза было бы очень высоким и тогда бы не могло существовать кинематографа. Ведь, что такое кинематограф? Кинематограф - это быстро сменяющиеся одна за другой фотографии, но поскольку у глаза есть определенная инерционность, то глаз не воспринимает каждую фотографию в отдельности, отдельные фотографии сливаются в непрерывно движущееся изображение. Так что, то что глаз обладает инерционностью совсем не плохо.
И наконец...мы видим наш мир в цветах. Как это происходит?
И так мы узнали о колбочках и палочках и сразу стоит отметить, что бывают недостатки зрения, связанные с тем, что какие-то из видов колбочек не работают. Если не работает один из видов колбочек, либо зеленый, либо, красный, либо синий, то это называется дихромазия, при этом мы начинаем видеть цвета в искаженном виде. Если не работают два вида колбочек, то это уже дальтонизм. Ученый Дальтон открыл это явление, при таком цветовом отклонении цвета вообще не различаются. Ну а дихромазия бывает трех видов. Например, при получении водительских прав медицинская комиссия проверяет будущего водителя на цветовое восприятие, для того, чтобы он мог различать зеленый, желтый и красный сигнал светофора. Дальтоникам, как известно, прав не выдают. Стоит отметить, что термин "дальтонизм" не совсем корректен, а как правильно называется данный термин мы узнаем из университетского курса по "физическим основам цвета". Нужно отметить, что к сожалению семь процентов мужчин страдают недостатками цветового восприятия. Женщинам в этом смысле повезло больше. Только пол процента женщин страдают недостатками цветового восприятия. Так что женщины водители могут быть даже больше распространены, чем мужчины, хотя у мужчин больше проявляется склонность к технике, поэтому большинство водителей, все-таки мужчины. Хорошо, а теперь давайте попробуем себе задать такой вопрос: мы же видим и желтый, и бирюзовый, и фиолетовый цвета,то как же тогда получается, что колбочки, которых существует только три цвета, которые формируют все цвета, которые мы воспринимаем. Они смешиваются одновременно...И вот давайте сейчас с вами поговорим о том как смешиваются цвета и какие цвета получаются в результате смешивания этих цветов.
И так мы узнали как формируются цвета. Но, например, существует желтый цвет, который на самом деле нельзя сформировать с помощью красного и зеленого, у него есть определенная физическая характеристика и об этом мы будем говорить на следующих уроках. Эта характеристика называется длина волны. Но глаз можно обмануть и вместо того, чтобы его освещать чистым желтым цветом с длиной волны, например, 580 нм, его можно обмануть освещая его одновременно красным и зеленым. И эта идея лежит в основе цветного кинематографа: телевидения, компьютера с цветными мониторами устроены по принципу смешения цветов. Такой способ формирования цвета называется аддитивный способ образования цвета или RGB - цветовая схема. Есть еще так называемый субтрактивный метод - метод вычитания, о котором мы узнаем на одной из ближайших лекций. Аддитивный метод формирования цветов используется в телевидении и в мониторах. И давайте посмотрим как на самом деле выглядит экран компьютера.
Таким образом, мы можем наш глаз заставить воспринимать цвета на экране монитора смешивая цвета: красный, зеленый и синий в любых пропорциях. Вот такова идея цветового зрения. Давайте еще раз повторим в чем лежит основа идеи. Идея состоит в том, что в нашем глазу есть три сорта колбочек, которые воспринимают три цвета из системы RGB. О втором способе формирования цветов поговорим на следующей лекции.
На этом мы эту лекцию закончим.
Если тебе понравилось, пожалуйста подпишись на канал и поддержи автора