Иногда интересно пофантазировать. Представить то, что не сбылось. А могло бы.
Например, всем известный факт. Аксинья в знаменитом фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон» могла бы быть совсем иной.
Да, если уж на то пошло, совсем другой.
Ведь блистательная Элина Быстрицкая поначалу и не присутствовала вовсе в замысле великого режиссера.
Потому что Герасимов видел иную Аксинью. Ту, в которую был безоглядно влюблен. Она была его студенткой – юной Нонной Мордюковой. Именно ее-то он и видел в образе знаменитой шолоховской героини. Ей, видимо, и обещал роль Аксиньи в будущем фильме. Тем более, что студентка Мордюкова играла эту самую Аксинью в студенческом спектакле. И, вероятно, играла превосходно.
А самое главное то, что Мордюкова буквально грезила и бредила этой ролью. Известно, что она даже однажды сказала, что в кино-профессию пришла, чтоб легендарную казачку сыграть. Потому как и сама была по происхождению, по духу этой самой казачкой. Выросла в станице и с молоком матери впитала казачий норов, знала не понаслышке казачье бытье-житье. Казалось бы, сам Бог велел заискриться Мордюковой в гениальном фильме Герасимова.
Но, как мы знаем, не случилось…
Почему? Тоже всем известно. Юная Мордюкова не ответила на чувства великого режиссера. А ведь он даже к ней на родину ездил, у матери Нонны просил руку и сердце дочери….
Говорят, что, получив отказ, Герасимов затаил обиду. И Нонну Мордюкову даже на пробы «Тихого Дона» не позвал. А это уж была для нее месть так месть….
В итоге красавицу Аксинью сыграла малоизвестная тогда Элина Быстрицкая.
Когда Мордюкова узнала, что Аксиньи ей не видать – ее горю не было предела. Как сама она писала, – «земля ушла из-под ног». Даже, говорят, подумывала о самоубийстве. И до конца дней не простила Быстрицкой, считая, что та у нее вожделенную роль украла….
Нонна Мордюкова всегда настаивала на том, что Быстрицкая изобразила Аксинью неправильно, такой, какой она не могла быть. Слишком изнеженной, несдержанной, вызывающей. Не казачкой, в общем.
Да, и иные коллеги-актеры до сих пор считают, что Аксинья Мордюковой была бы идентичней, как сейчас выражаются, ярче, убедительней.
Например, такого мнения придерживается знаменитая актриса Людмила Хитяева (бесподобная Дарья в «Тихом Доне»). Она считает, что Быстрицкая и вполовину не сыграла так, как могла бы Мордюкова.
И вот тут возникает вопрос.
А какой бы была Мордюкова в образе Аксиньи?
Может, именно такой, какой ее увидел первый иллюстратор великого шолоховского романа, донской художник Сергей Корольков.
Величавой, статной, энергичной. Но вместе с тем – простонародной, грубоватой. Как говорится, от сохи.
Хорошо можно представить такую Аксинью Мордюковой. Ведь примерно в эти годы она снималась в фильмах, где изображала женщин из народа. Прекрасно изображала. Гениально даже.
Но вот, в чем загвоздка. У Шолохова в романе об Аксинье везде говорится как о женщине незаурядной красоты. Казаки ее провожали «ошалелыми глазами». Причем, красота эта – «яркая», «манящая», «вызывающая». Та, перед которой устоять нельзя и та, которая в обыденности встречается редко.
И красота эта не просто – одна из характеристик Аксиньи. Это ее доминирующий признак. Определяющий место героини в романе, ее судьбу.
При всем уважении к Нонне Мордюковой и признании ее исключительного актерского таланта, все же такими внешними данными она не обладала. Да, она была эффектной, красивой женщиной. Но красоту ее нельзя назвать необыкновенной…
То ли дело Быстрицкая… Не секрет, что, только увидев ее фото, сам Шолохов незамедлительно в ней признал Аксинью.
При этом в таланте Мордюковой сомневаться не приходиться. Доведись ей сыграть Аксинью, она бы выложилась без остатка. Передала бы и страстную натуру героини. И ее донскую стать, и ее родство с донской землей. И весьма возможно, что зрители остались бы вполне довольны. И фильм бы хуже не стал…
Но я больше чем уверена, что Аксинья Мордюковой не вызывала бы благоговейной дрожи, эстетического восторга. Потому как вышла бы она слишком прямолинейной. И не хватало бы ей трепетности, и женственности, и очаровательной слабости. И мягкости, и загадки. И пелены соблазнительного порока. Того, что привнесла в образ несравненная Быстрицкая.
Да, Аксинья Мордюковой была бы сильной женщиной с трудной судьбой, «которая коня на скаку остановит и в горящую избу войдёт». Но это не была бы той женщиной, от колдовской красоты которой все цепенеют.
Аксинья Мордюковой вселяла бы в зрителя восхищение своей монументальностью. Что делать, такой уж типаж. Молодой Мордюковой прочили образы античных героинь. Вот и Аксинью она бы создала похожей на повзрослевшую Ульяну Громову. На период выхода «Тихого Дона» это, бесспорно, имело бы успех. А вот спустя годы современного зрителя такая Аксинья вряд ли впечатлила бы.
В то время как на Элину Быстрицкую упоительно смотреть и сейчас. Как на произведение искусства. Как на бесподобный женский типаж. Бесконечно влекущий, уязвляющий и потрясающий совершенством.
Так что, все случается к лучшему.
Хотя, подчеркиваю, это всего лишь мое мнение.
А вы, дорогие читатели, представляете Нонну Мордюкову в роли Аксиньи?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.