Творческие конкурсы — важная часть образовательного процесса в детской художественной школе. Они не только позволяют продемонстрировать приобретённые навыки и авторский взгляд, но и стимулируют дальнейшее развитие, расширяют кругозор, дают ценный опыт публичного представления своих работ.
Наша команда обучающихся Детской художественной школы городского округа Щелково в составе Конопатовой Дарьи, Дмитриевой Ксении и Хусаиновой Ульяны приняла участие в Межзональном отрытом конкурсе по истории изобразительного искусства памяти Ильи Глазунова «Крылья художника», который прошёл в Муниципальном учреждении дополнительного образования Детской школе искусств №2 города Раменское. Конкурс был посвящён Абрамцевскому художественному кружку и собрал участников из муниципальных образований Московской области.
Участие в конкурсе стало для нас отличной возможностью: применить на практике знания, полученные на занятиях; познакомиться с работами сверстников из других школ и регионов; получить обратную связь от профессионального жюри; ощутить атмосферу большого творческого события.
В подготовке к конкурсу нам помогали преподаватели школы Рыбалко Елена Александровна, Чернуха Олег Владимирович, Салтанова Юлия Сергеевна, Кутузова Александра Сергеевна, которые провели серию мастер‑классов, групповые и индивидуальные консультации, и всячески поддерживали дух команды. Большую помощь в подготовке к конкурсу нам оказал Рыбалко Степан Константинович – ассистент кафедры теоретической и исторической поэтики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), который организовал для нас видеокурс на тему «Абрамцевский художественный кружок».
Для конкурса была создана картина «Театральное представление в усадьбе Абрамцево», посвящённая Абрамцевскому кружку! В ней много смыслов и деталей. Работая вместе, мы постарались передать дух времени и творческий настрой участников кружка.
На переднем плане изображены два художника с мольбертами. Они внимательно рисуют сцену, которая разворачивается перед ними. Мы долго обсуждали, как лучше показать сосредоточенность: наклоны голов, положение кистей рук — всё должно было «рассказать» о творческом процессе, передать движение и эмоции через позу!
В центре картины — сцена на сцене (да-да, именно так!). Под навесом мы изобразили фигуры в роскошных русских нарядах. Это символизирует интерес Абрамцевского кружка к русским сказкам и летописям. Как известно, оба владельца усадьбы интересовались русским фольклором и историей - писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859) и меценат Савва Иванович Мамонтов (1841–1918). Мы представили, как участники кружка могли вдохновиться сюжетом Аксаковской сказки «Аленький цветочек». Композиционным и смысловым центром картины стала сцена, где происходит судьбоносное событие: отец передаёт своей младшей дочери волшебный цветок и тем самым обрекает её на ужасную участь.
Чуть правее мы нарисовали группу людей в народных костюмах. Тут мы проявили фантазию: мужчина в яркой рубахе и остроконечной шапке помогает женщине встать. Остальные персонажи будто обсуждают что-то важное.
Персонажами нашей картины являются художники абрамцевского кружка, такие как Илья Ефимович Репин, Виктор Михайлович Васнецов, Елена Дмитриевна Поленова, Михаил Александрович Врубель и др.
Фон картины — деревенский пейзаж: зелёные луга, деревья, простая изба. Мы хотели показать связь искусства с народной жизнью, с природой. А декоративную рамку с растительным орнаментом придумали вместе — это наш «фирменный знак», дань уважения мастерам абрамцевской школы. Ведь в мастерских усадьбы зародился известный всему миру промысел – Абрамцево-кудринская резьба.
Самое интересное — композиция получилась многослойной:
первый слой — художники, в процессе творчества;
второй — сцена из народной жизни;
третий — театральная постановка.
Это как будто три слоя истории: как создавали искусство, что вдохновляло мастеров и как они воплощали свои идеи. Картина будто приглашает нас стать частью этого творческого процесса!
Работая над картиной, мы не только оттачивали мастерство, но и глубже погрузились в историю Абрамцевского кружка. Теперь мы понимаем, как важно сочетать традиции и новаторство, изучать народное искусство и применять его элементы в своих работах. Это был настоящий творческий эксперимент!
В номинации командное первенство надо было презентовать нашу работу. Презентация проходила в формате — публичная защита перед зрителями. Капитан команды, конечно, нервничала, но отлично справилась с задачей.
Второй этап командного первенства - командные ответы на вопросы по теме конкурса. Каждой команде задается последовательно 10 вопросов, время на обсуждение всего 1 минута - это стало настоящим испытанием нашего интеллекта и мужества.
Номинация индивидуальное первенство проходила в письменной форме, где у каждого участника есть возможность проявить свои знания. Первый взгляд на бланк с вопросами вызвал лёгкую панику. Но постепенно мы успокоились и даже вошли во вкус. Страх, сомнения и даже дефицит времени не помешали показать хороший уровень фактических знаний.
На конкурсе мы поняли, как важен творческий подход к выполнению заданий и умение работать с источниками и анализировать информацию. Это наша победа!