Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Вифлеем/Belén (2025 г.) отстаивающая права женщины на аборт драма, где действительная история нисколько не теряет на экране в своей…

Одной из животрепещущих проблем современности, занимающей умы борцов за права, политиков, врачей и многих других неравнодушных – имеет ли женщина право на своевременное избавление от плода, или она вовсе не обладает такой привилегией? Запрещать ли аборты вообще, или позволить человеку самому распоряжаться собственным телом? До какого момента плод считается объектом права, а с какого субъектом? Здесь многое ещё зависит от религии и того, насколько она сильна в том или ином государстве. В некоторых странах аборты запрещены категорически, в большинстве – разрешены под условием, и только в немногих нет никаких препятствий в совершении искусственного прерывания беременности. К ним, этим немногим прогрессивным странам, относится Аргентина, где с 2020 года легализованы аборты до 14 недели беременности. Однако до этого времени процедура была запрещена и считалась уголовным преступлением. Под эту статью могло подпасть даже самопроизвольное прерывание беременности. Как, например, у Флоры, девуш
Кадр из фильма "Вифлеем".
Кадр из фильма "Вифлеем".

Одной из животрепещущих проблем современности, занимающей умы борцов за права, политиков, врачей и многих других неравнодушных – имеет ли женщина право на своевременное избавление от плода, или она вовсе не обладает такой привилегией? Запрещать ли аборты вообще, или позволить человеку самому распоряжаться собственным телом? До какого момента плод считается объектом права, а с какого субъектом? Здесь многое ещё зависит от религии и того, насколько она сильна в том или ином государстве. В некоторых странах аборты запрещены категорически, в большинстве – разрешены под условием, и только в немногих нет никаких препятствий в совершении искусственного прерывания беременности. К ним, этим немногим прогрессивным странам, относится Аргентина, где с 2020 года легализованы аборты до 14 недели беременности. Однако до этого времени процедура была запрещена и считалась уголовным преступлением. Под эту статью могло подпасть даже самопроизвольное прерывание беременности.

Как, например, у Флоры, девушки 27 лет, поступившей в клинику с сильными болями в животе и в считанные минуты попавшей в руки правосудия. Она поступила в больницу вечером, когда медперсонал устал, а наплыв нуждающихся в помощи увеличился. В этой сутолоке медсестра не вполне поняла что произошло, а когда Флора вернулась из уборной в окровавленных джинсах, этот факт и то, что в туалете нашли плод восьмимесячного дитя, сложился как будто в единую картину и уже трудно было кого-то переубедить в обратном. Девушку осудили, она вот уже третий год находится в заключении под предварительным следствием. И только благодаря любопытству одной из адвокатов, которая обратила внимание на скандалящих в холле суда женщин, у Флоры появился настоящий шанс на освобождение и обеление своего имени. А у всех женщин Аргентины – законодательно закреплённое право делать аборт.

Раскрывать социально значимую тему, особенно на основе реальных событий – сложная задача, тем более, если ситуация базируется на правовом фундаменте. И никого из участников событий не обидеть, и юридические аспекты показать достоверно, и заинтересовать публику и привлечь наше внимание. Словом, за кажущейся простотой повествования кроются многие сложности как производственного, так и художественного характеров. В данном случае, аргентинская артистка Долорес Фонци (недавно снявшаяся в хорошем итальянском Родственные души), тут она и режиссёр, и соавтор сценария, не мудрствуя лукаво, переносит на экран ту самую повесть о женщине, послужившая началом кардинальных перемен в аргентинском обществе. Она ничего не изобретает и пользуется старыми-добрыми проверенными приёмами столетнего кинематографа. Но делает это с такой уверенностью, душевной крепостью и сильным сердцем, что в третьем акте мы, вместе с массой протестующих, начинаем скандировать на испанском – «aborto libre». Этот неожиданный на первый взгляд эффект, возникающий в сочетании с динамикой картины и трагичной судьбой главной героини, скоро сменяется уверенным вовлечением в процесс и иным отношением к проблеме.

Кадр из фильма "Вифлеем".
Кадр из фильма "Вифлеем".

Кино следует той хронологии, что происходила на самом деле. Делаются акценты на организационных сложностях движения в поддержку Флоры (её для СМИ переименовали в Белен, Вифлеем на испанский манер), мучительном её ожидании, лишениями близких к ней родственников и адвокатов – они иллюстрируются стандартно, но честно. Хоть с начала фильм и не казался чем-то способным удивить и заинтересовать, он к экватору наращивает напор и от него уже никак не отвертеться. Авторы достаточно говорят и о предыстории самого отношения в стране к тем женщинам, что делают аборт и вместе с этим показывают эволюционные перемены в нём. Суть ясна, она не утопает в эмоциональной истерике создателей или персонажей. Все стараются сохранять здравый рассудок. Лишь иногда, в порыве крайнего отчаяния в стену летят стаканы, а в людей острые как пика слова. Однако такие извержения гнева даже приветствуются публикой , ведь мы на месте действующих лиц сделали бы то же самое.

Вифлеем с одной стороны очень актуальное произведение, тема достаточно спорная и имеет множество мнений. С другой, это абсолютно лишённая какой-либо предвзятости работа. В ней вещают правду так, как обстоял процесс и к чему он в конечном итоге привёл (финальные титры и документальные кадры во время них не соврут). К тому же фильм имеет сильное побудительное начало, мы смотрим за действиями героев, внимаем им и хочется присоединиться и внести свою лепту (особенно когда говорят о многих подписях со всего мира, в том числе из России). Да и вообще, что бы ни говорили о разности в ментальности полов, в такие как на экране моменты становится совершенно по барабану и остаётся один лишь единый порыв, в котором можно и горы свернуть, и повернуть государственную машину на пользу гражданам. Тогда несправедливость одного приговора трогает многих, и от такого халатного пользования законом общество встаёт на дыбы. И если нам когда-нибудь придётся участвовать в чём-то подобном, надо помнить об истории Флоры, и сцене, когда ей по телефону сообщают радостную весть.