Найти в Дзене
Лариса Чебатуркина

Психолог всякого "зверья": А.П.Чехов, рассказ "Событие"

Замечательный раут битвы двух титанов русской классики : А.Н. Островского и А.П. Чехова, проводимой в рамках марафона "Открой школьную Вселенную", завершается. А для меня определённо - завершился. Остаётся только ждать подведения итогов. За тему сегодняшней моей статьи хочу поблагодарить пользователя Алису Т, оставившую комментарий к моей публикации «Мир ребёнка в творчестве А.П. Чехова» С детства Антон Павлович любил, чтобы в доме жили какие-то "звери". В Таганроге, как и большинство его сверстников, увлекался голубями. Из поездки на Сахалин привёз с собой дикую пальмовую кошку и мангуста. Во дворе его ялтинского дома разгуливал ручной журавль. Особенно любил собак. Понимал их. Переводил с их собачьего на человеческий весьма точно. Долгое время у него жили две таксы, которые получили клички по названиям двух лекарств – Бром и Хина. Чехову нравилось вести со своими собаками длинные задушевные разговоры. Писатель - при помощи речи, собаки при помощи глаз и хвоста. Иногда смысл разговор
Оглавление
Изображение в свободном доступе
Изображение в свободном доступе

Замечательный раут битвы двух титанов русской классики : А.Н. Островского и А.П. Чехова, проводимой в рамках марафона "Открой школьную Вселенную", завершается.

А для меня определённо - завершился. Остаётся только ждать подведения итогов.

За тему сегодняшней моей статьи хочу поблагодарить пользователя Алису Т, оставившую комментарий к моей публикации «Мир ребёнка в творчестве А.П. Чехова»

О животных в жизни Чехова

С детства Антон Павлович любил, чтобы в доме жили какие-то "звери".

В Таганроге, как и большинство его сверстников, увлекался голубями.

Из поездки на Сахалин привёз с собой дикую пальмовую кошку и мангуста.

Во дворе его ялтинского дома разгуливал ручной журавль.

Особенно любил собак. Понимал их. Переводил с их собачьего на человеческий весьма точно.

Долгое время у него жили две таксы, которые получили клички по названиям двух лекарств – Бром и Хина. Чехову нравилось вести со своими собаками длинные задушевные разговоры. Писатель - при помощи речи, собаки при помощи глаз и хвоста. Иногда смысл разговоров был настолько прозрачен, что все присутствующие "помирали со смеху".

Каждый вечер Хина подходила к писателю, клала ему на колени лапы и жалостливо смотрела в глаза Антону Павловичу. Чехова веселила такая ситуация. Собаки сыты, здоровы, просто им не хватает общения. А таксы – лучшие психологи среди собак. Но и Чехов – лучший психолог среди писателей.

И тогда, глядя на собаку с напускным состраданием, Чехов говорил смешным старушечьим голосом:

- Хина Марковна! Страдалица Вы наша! Вам бы лечь в больницу! Вам ба там ба полегчало ба б!

Такой диалог со стороны был уморительным.

Со временем клички такс изменились. Бром получил дополнительное прозвище – Царский вагон, а Хина – Рыжая корова. Клички говорили сами за себя. Звучали уморительно, но произносились с любовью.

Скульптурная группа в доме-музее "Мелихово". В свободном доступе
Скульптурная группа в доме-музее "Мелихово". В свободном доступе

Как можно не любить этих самых преданных на земле существ, независимо от их внешности.

У нашей Лунки прозвище тоже уморительное, но она всё равно любимое существо.

Лунка наша стерилизована, а аппетит у неё хороший. Притом пользуясь рыцарским отношением к себе Рича, она, чуть проглядишь, подъедает из его миски. Результат на лицо. Вернее, на боках. С лёгкой руки внука и у неё теперь появилось новое прозвище – "тумбочка-бочка на тоненьких ножках". Но любить мы её всё равно меньше не стали.

Чехова можно назвать не только тонким человеческим психологом, но и психологом всякого "зверья".

Вспомним его рассказы "Каштанка" или "Белолобый". В последней истории он с точностью описал чувства и поведение животного, уже даже не только живущего бок - о - бок с человеком, но и абсолютно дикого – волчицы. Описал так точно, будто она сама ему обо всём рассказала

Есть у Антона Павловича небольшой рассказ "Событие"

Очень простенький сюжет : в семье, где подрастают два ребёнка(Ваня шести лет и Нина, которой всего четыре) – событие : кошка окотилась.

Для детей это всегда во все времена – событие.

Ваня и Нина … разом вскрикивают, прыгают с кроваток и, оглашая воздух пронзительным визгом, бегут босиком, в одних рубашонках в кухню.
- Кошка ощенилась! - кричат они. – Кошка ощенилась!..
… В глазах обоих светится самая искренняя радость.

Дети садятся на корточки перед ящиком, "они удивлены, поражены" и, "не шевелясь, затаив дыхание, глядят на кошку".

Её серая рожица выражает крайнее утомление, зелёные глаза с чёрными зрачками глядят томно, сентиментально.

Кошка мурчит "польщённая вниманием", дети загружают котят в подолы рубашонок и бегут поделиться радостью с мамой. Но мама не разделяет их восторгов, она занята важным разговором "с каким-то незнакомым господином", поэтому отсылает детей из комнаты.

Но они не расстроены. Все игры, занятия отступают на второй план. Опустив котят на ковёр, они возятся с ними, изучают их, строят планы на их будущее.

Около них ходит роженица и умоляюще мяукает

Дети озабочены тем, что в семье котят не достаёт отца, который будет о них заботиться. Они долго решают, кто может исполнить его роль в жизни котят. По их мнению, старая игрушечная лошадка вполне подходит.

Иллюстрация в свободном доступе
Иллюстрация в свободном доступе

Несколько не продуманное желание показать котёночка своему папе приводит к непредсказуемым событиям : папа называет котят "гадостью" и запрещает детям возиться с котятами и даже заходить на кухню.

Но тут приходит дядя Петруша со своим псом Неро. Дети упрашивают дядю, чтобы он добился разрешения у родителей поставить коробку с котятами в детскую. Когда же Петруша, желая избавиться от назойливости племянников, соглашается, их мысли текут в другую сторону. Хорошо бы Неро назначить отцом, потому что "лошадь дохлая, а ведь он (Неро) живой."

Весь вечер они ждут того времени, когда папа усядется играть в винт и можно будет незаметно провести Неро в кухню…

В это время входит лакей Степан и сообщает, что Неро съел котят.

Нина и Ваня бледнеют и ужасом глядят на Степана…
Детям кажется, что все люди, сколько их есть в доме, всполошатся и набросятся на злодея Неро. Но люди сидят спокойно на своих местах и только удивляются аппетиту громадной собаки. Папа и мама смеются… Неро ходит у стола, помахивает хвостом и самодовольно облизывается.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе
Обеспокоена одна только кошка.
Вытянув свой хвост, она ходит по комнатам, подозрительно поглядывает на людей и жалобно мяукает.

Когда приходит время спать, дети ложатся в кроватки,

плачут и долго думают об обиженной кошке и жестоком, наглом, ненаказанном Неро.

Чехов о значении животных в жизни детей

Помню, когда-то в советском прокате шел фильм Стенли Крамера "Благословите детей и зверей", мне тогда казалось очень символичным объединение в одну строку детей и зверей, только хотелось заменить первое слово, обращаясь к человечеству – "берегите детей и зверей". Почему – толком объяснить не могла. За меня это сделал Чехов.

В воспитании и в жизни детей домашние животные играют едва заметную, но, несомненно, благотворную роль. Кто из нас не помнит сильных, но великодушных псов, дармоедок болонок, птиц, умиравших в неволе, тупоумных, но надменных индюков, кротких старух кошек, прощавших нам, когда мы ради забавы наступали им на хвосты и причиняли им мучительную боль? Мне иногда даже кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребёнка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации...(А.П.Чехов, "Событие", 1886 г.)

Разве найдётся такой человек, кто не будет согласен с Антоном Павловичем? Доброе отношение человека к животным важно не только для животных – оно гораздо важнее для самого человека.