Найти в Дзене
Строительный мир

Видимое невидимое: как работают гигантские машины, которые строят тоннели метро

Под московскими улицами, под петербургскими набережными, под реками и горами разных стран работают машины, которые редко видит обычный человек. Это тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК) — щитовые машины, которые медленно, но неизбежно прокладывают дороги сквозь камень и грунт. Многие операторы метро дают им женские имена — по традиции, связанной со святой Варварой, покровительницей горняков и подземных работ. Но независимо от названия, эти машины — вершина инженерной мысли, объединяющие мощь механики, гидравлики и электроники в едином устройстве, способном преодолевать кажущиеся невозможными препятствия. Машина с женским именем: история щитовой проходки (источник: undergroundexpert.info) Щитовая проходка — технология, которая появилась в XIX веке, когда инженерам впервые понадобилось строить тоннели под водой. Первые попытки были примитивны и опасны: рабочие копали вручную, рискуя жизнью при обвалах и наводнениях. Затем появился щит — защитная конструкция, которая удерж
Оглавление

Под московскими улицами, под петербургскими набережными, под реками и горами разных стран работают машины, которые редко видит обычный человек. Это тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК) — щитовые машины, которые медленно, но неизбежно прокладывают дороги сквозь камень и грунт. Многие операторы метро дают им женские имена — по традиции, связанной со святой Варварой, покровительницей горняков и подземных работ. Но независимо от названия, эти машины — вершина инженерной мысли, объединяющие мощь механики, гидравлики и электроники в едином устройстве, способном преодолевать кажущиеся невозможными препятствия.

Машина с женским именем: история щитовой проходки

(источник: undergroundexpert.info)
(источник: undergroundexpert.info)

Щитовая проходка — технология, которая появилась в XIX веке, когда инженерам впервые понадобилось строить тоннели под водой. Первые попытки были примитивны и опасны: рабочие копали вручную, рискуя жизнью при обвалах и наводнениях. Затем появился щит — защитная конструкция, которая удерживала грунт от обвала. Постепенно щит трансформировался в механизм, а затем в полностью автоматизированную машину.

Традиция давать щитам женские имена распространена во всём мире. По одной из версий, она связана со святой Варварой — покровительницей всех, кто работает под землёй. По другой — традицию популяризировал канадский производитель Lovat. В московском метро машины носят имена «Елена», «Виктория», «Наталия», «Клавдия», «Полина» и другие. В Петербурге работают щиты «Надежда» и «Вера». Может быть, это суеверие, а может, просто способ сделать работу с огромной машиной более человечной.​

Режущая головка: морской червь как вдохновение для инженеров

(источник: moscowchanges.ru)
(источник: moscowchanges.ru)

По легенде, один из первых изобретателей щитовой машины придумал её, приглядевшись к корабельному червю — небольшому моллюску, который пробивает себе дорогу сквозь дерево кораблей, одновременно выстилая проход защитным слоем извести. Именно этот принцип и лежит в основе работы современной щитовой машины: пробиваться вперёд и одновременно укреплять проход.​

На переднем конце машины находится режущая головка — главный рабочий орган. Это массивная стальная конструкция, насыщенная специальными инструментами. Дисковые фрезы и шарошки врезаются в грунт, разбивая его и создавая осыпь. Давление, с которым эти инструменты прижимаются к грунту, может регулироваться — это позволяет машине адаптироваться к разным типам пород.

Вращение головки обеспечивается электрическим двигателем мощностью в сотни киловатт. Скорость вращения может варьироваться от 0,5 до 6 оборотов в минуту, в зависимости от твёрдости грунта. Чем твёрже порода, тем медленнее вращение, но тем больше усилие прижима.​

Как порода превращается в облицовку: технология в деталях

(источник: rbc.ru)
(источник: rbc.ru)

Пока режущая головка работает в передней части машины, позади неё происходит другой процесс. Извлечённая порода перемещается по конвейерной системе или шнеку в специальные вагончики. Вода и грунт, если работает гидропригруз, направляются в установку обработки на поверхности.

Но главное действие происходит сразу за режущей головкой. Там, в хвосте щита, работает сегментонакладчик — механизм, который подхватывает железобетонные блоки (тюбинги) и укладывает их в тоннеле. Каждый блок имеет вес несколько тонн и является частью кольца облицовки. Кольцо состоит обычно из 5–7 сегментов, которые соединяются между собой через специальные замки.​

Процесс укладки автоматизирован: манипуляторы машины захватывают сегмент, ориентируют его правильно и вставляют в полукруглый паз, где уже уложены предыдущие кольца. После установки каждого кольца за обделку нагнетается специальный раствор, заполняющий пространство между тюбингами и грунтом. Это обеспечивает прочность конструкции и предотвращает просадку поверхности.

Как машина не сбивается с пути

Одна из главных загадок для непосвящённых — как огромная машина под землёй не теряет направление? Ведь GPS под толщей грунта не работает. Для навигации используется комплекс высокотехнологичных решений.​

Лазерный луч, направленный на датчики в хвостовой части ТПМК, позволяет ориентироваться в трёхмерном пространстве. Тахеометры измеряют углы и расстояния, помогая определить точное положение машины. Инклинометры фиксируют угол наклона щита относительно гравитационного поля Земли. По мере продвижения щита создаются новые точки привязки для повышения точности навигации.​

Точность современных систем поражает воображение: при строительстве знаменитого Евротоннеля под Ла-Маншем расхождение между двумя щитами, двигавшимися навстречу друг другу, составило всего 36 сантиметров по горизонтали и 6 сантиметров по вертикали. А максимальное отклонение современного ТПМК от заданных параметров составляет не более восьми миллиметров.​

Скорость и рекорды

(источник: msknovosti.ru)
(источник: msknovosti.ru)

Средняя скорость проходки современных ТПМК в Москве составляет 250–350 метров в месяц. Но в благоприятных условиях машины способны на большее. В 2020 году экипаж десятиметрового ТПМК «Лилия» установил рекорд отечественного метростроения — 500 погонных метров в месяц при строительстве западного участка Большой кольцевой линии.​

Мировые рекорды ещё впечатляюще: в кембрийских глинах Санкт-Петербурга была достигнута скорость 1250 метров в месяц. Это значит, что гигантская машина продвигалась вперёд более чем на 40 метров каждый день — прокладывая путь, укрепляя стены и оставляя за собой готовый тоннель.​

Современные ТПМК работают круглосуточно, без остановок. Стоимость такой машины может достигать 13–15 миллионов евро, а её длина — более 100 метров. Но эти инвестиции оправданы: механизированная проходка безопаснее, быстрее и точнее ручного труда.​

Каждый раз, когда вы спускаетесь в метро, помните: эти тоннели проложили не люди с кирками, а стальные гиганты с женскими именами — невидимые труженицы, работающие глубоко под вашими ногами.

Вопрос

Как думаете, какое имя дали бы щиту, который строит тоннель в вашем городе?

Делитесь вашими вариантами в комментариях — самые интересные обсудим!

Подписывайтесь на канал «Строительный мир», чтобы не пропустить новые материалы о грандиозных инженерных проектах.