Найти в Дзене

Пять советских вооружений, вдохновленных иностранными образцами

В сети можно встретить немало материалов, в которых обесценивается труд советских конструкторов вооружений на основании того, что их детища якобы скопированы с иностранных образцов. Если же начать разбираться, то станет ясно, что точных копий практически и не было, разве что за исключением Ту-4. В основном, иностранный образец брался за основу, адаптировался под возможности промышленности и имеющиеся агрегаты, а также нередко еще и дорабатывался. Либо вообще от исходной машины оставалась только концепция и общие очертания. Как, например, с Су-24, который создавали с оглядкой на F-111. В этой статье я собрал пять не самых очевидных примеров советских вооружений, которые с натяжкой можно назвать копиями, однако полностью они все равно не повторяли свои прообразы. МАВ (ГАЗ-46) МАВ Начнем с не самой известной машины – ГАЗ-46 или МАВ (Малый Автомобиль Водоплавающий). Амфибия была создана на рубеже 1940-1950-х годов по образу и подобию американского плавающего внедорожника Ford GPA. «Америк
Оглавление

В сети можно встретить немало материалов, в которых обесценивается труд советских конструкторов вооружений на основании того, что их детища якобы скопированы с иностранных образцов.

Если же начать разбираться, то станет ясно, что точных копий практически и не было, разве что за исключением Ту-4. В основном, иностранный образец брался за основу, адаптировался под возможности промышленности и имеющиеся агрегаты, а также нередко еще и дорабатывался. Либо вообще от исходной машины оставалась только концепция и общие очертания. Как, например, с Су-24, который создавали с оглядкой на F-111.

В этой статье я собрал пять не самых очевидных примеров советских вооружений, которые с натяжкой можно назвать копиями, однако полностью они все равно не повторяли свои прообразы.

МАВ (ГАЗ-46)

МАВ
МАВ

Начнем с не самой известной машины – ГАЗ-46 или МАВ (Малый Автомобиль Водоплавающий). Амфибия была создана на рубеже 1940-1950-х годов по образу и подобию американского плавающего внедорожника Ford GPA.

«Американец» выпускался всего восемь месяцев: с сентября 1942-го по апрель 1943-го. Почему? Из-за низкой осадки при морских высадках машину заливало волнами. Проблемы не заканчивались и на побережье: узкие колеса при довольно высоком удельном давлении на грунт отлично зарывались в песок на побережье. В итоге амфибию признали неудачной и сняли с производства.

Ford GPA
Ford GPA

Зато машина отлично зарекомендовала себя в РККА, куда поставили по ленд-лизу целых 3 230 единиц. Машину использовали, в основном, для разведки и наведения понтонных переправ. Низкая осадка на реках уже не была настолько критичной, да и застревала на берегу амфибия реже.

Учтя положительный опыт, уже после войны выпуск подобной машины решили организовать в СССР — проектом занялся НАМИ.

Исходный Ford GPA являлся модификацией легкого внедорожника Ford GPW, который, в свою очередь, являлся клоном легендарного Willys MB. В СССР сначала взяли за основу ГАЗ-67. Амфибию на его базе построили в НАМИ, после чего всю документацию передали на ГАЗ. Именовался образец НАМИ-011.

Ford GPW
Ford GPW

Горьковчанам машина не понравилась, поскольку, во первых, производство ГАЗ-67 планировали сворачивать в пользу более совершенного ГАЗ-69. Во-вторых, при конструировании специалисты НАМИ применяли обходные технологии, которые не годятся для массового производства.

После небольшого выпуска МАВ в варианте НАМИ-011 и письма Сталину, после которого последовали определенные оргвыводы, на конвейер все же поставили разработку на шасси ГАЗ-69.

МАВ и ГАЗ-011. Вариант от горьковчан длиннее
МАВ и ГАЗ-011. Вариант от горьковчан длиннее

МАВ выпускался в 1953 – 1958 годах, а служил еще дольше. Выпуск прекратили из-за переноса производства ГАЗ-69 на УАЗ, у которого не было оборудования, необходимого для изготовления амфибии.

Примерно в те же годы на ЗиЛе/ЗиСе выпускалась и более крупная водоплавающая машина — БАВ (ЗИС/ЗИЛ-485), при создании которой ориентировались на американскую тяжёлую амфибию DUKW-353. Но о ней расскажу как-нибудь в другой раз.

Як-100

Очень непривычно, но со второй половины 1940-х и до 1960 года КБ Яковлева активно занималось вертолетами.

В 1948 году совершил первый полет легкий связной вертолет Як-100. Он был построен по классической компоновке с одним подъемным винтом, оснащался двигателем АИ-26ГРФЛ мощностью 420 л.с — фактически «половинкой» мотора АШ-82. Экипаж составлял 1-2 человека, а полетная масса не превышала 2200 кг.

Внешне Як-100 практически неотличим от американского вертолета Sikorsky H-5 (также известен как R-5, S-48, S-51, VS-327, HO2S и HO3S). Машина Сикорского начала выпускаться еще в 1944 году и отлично себя зарекомендовала как на военном, так и на гражданском рынке. Поэтому нет ничего удивительного, что КБ Яковлева взяло за основу удачный отработанный вертолет.

Як-100 успешно прошел испытания, но проиграл конкуренцию Ми-1, который в итоге запустили в массовое производство.

Ми-1
Ми-1

МОН-50

МОН-50
МОН-50

Советская противопехотная мина направленного действия МОН-50 создана на рубеже 1960-1970-х годов на базе американской M18A1 Claymore, образцы которого были захвачены союзниками во Вьетнаме.

M18A1 в комплекте с проводом и пультом для дистанционного подрыва
M18A1 в комплекте с проводом и пультом для дистанционного подрыва

Принцип действия у обоих боеприпасов одинаковый: мина при установке на поверхность ориентируется лицевой частью в направлении, откуда ожидается появление противника. Для более точного позиционирования предусмотрен небольшой рамочный прицел.

«Прицеливание» M18A1 при установке
«Прицеливание» M18A1 при установке

Подрыв происходит в результате срабатывания детонатора от растяжки или по сигналу с пульта, передаваемого по проводу. Поражение цели происходит за счет готовых поражающих элементов, разлетающихся во все стороны, при этом большая их часть сосредоточена в ограниченном секторе, куда при установке направляли мину.

В СССР не стали слепо копировать оригинал, а улучшили конструкцию. Например, фронтальную поверхность, выпуклую в горизонтальном направлении, дополнили небольшой вогнутостью по вертикали, за счет чего удалось повысить кучность разлета поражающих элементов. Сами ПЭ также изменили: шарики заменили на ролики, которые можно уложить плотнее. Масса мины выросла на 400 граммов (2 кг у МОН-50 против 1,6 кг у M18A1), при этом ее увеличение произошло за счет взрывчатого вещества, что повысило мощность боеприпаса.

МОН-50, установленная на дереве с помощью струбцины
МОН-50, установленная на дереве с помощью струбцины

В общем, получилась не просто копия, а доработанная, усовершенствованная версия исходного боеприпаса.

ПФМ-1 «Лепесток»

-14

Если про американский прообраз МОН-50 знают буквально все, то с «Лепестком» сложнее. Легкая противопехотная мина нажимного действия ПМФ-1 создана по образу и подобию аналогичной американской мины BLU-43 Dragontooth («Зуб дракона»), которой в 1960-х активно «засеивались» джунгли Вьетнама и Лаоса при помощи авиационных контейнеров.

Подробно о том, как работают такие мины, рассказывать не буду, чтобы не провоцировать ограничения статьи. Если кратко, то с помощью рассеивания мин на определенной территории достигается замедление продвижения противника или даже его воспрещение. После подрыва человек обычно выживает, но получает травмы, выводящие его из строя и требующие срочной эвакуации в тыл.

В США BLU-43 официально на вооружение не принималась и после окончания войны во Вьетнаме больше не производилась и не применялась.

-16

В СССР полученные из ДРВ образцы изучили и создали свой аналог – ПФМ-1. По сравнению с исходным образцом был усовершенствован корпус: новый больше способствовал эффективному рассеиванию по площади. Также советскую мину сделали массивнее: вес 80 граммов против 20, длина 11,9 сантиметров против 7,5. При этом масса жидкого взрывчатого вещества у «Лепестка» в 4 раза больше: 37 граммов против 9.

Блок кассеты с минами ПФМ-1С
Блок кассеты с минами ПФМ-1С

Да, из-за возросших габаритов мина стала заметнее, да и более компактных боеприпасов в кассеты можно поместить больше. Зато ПФМ-1 лучше рассеивается по территории и наносит более серьезный урон.

Помимо стандартной версии существует модификация ПФМ-1С с самоликвидатором, который подрывает мину спустя 1-72 часа в зависимости от температуры окружающей среды.

«Лепестки» применяются, начиная с Афганистана и по сей день при помощи авиационных контейнеров и РСЗО.

K-13 (Р-3)

Вы наверняка слышали об американской ракете класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, чьи модификации состоят на вооружении ВВС стран НАТО и других государств еще с 1950-х.

AIM-9B
AIM-9B

В СССР одно время серийно выпускалась ее копия. Правда снова не точная. Ракета К-13 (Р-3) была создана в начале 1960-х посредством реверс-инжиниринга американской ракеты.

К-13 под крылом венгерского МиГ-21 в музее, наши дни
К-13 под крылом венгерского МиГ-21 в музее, наши дни

Два образца были получены из Китая. Трофеи достались союзникам в ходе Второго Тайваньского кризиса 1958 года. Одну ракету нашли неразорвавшейся в прибрежной полосе, со второй получилось интереснее: она тоже не сработала как надо, врезалась в китайский МиГ-17 и застряла в корпусе. С таким щедрым подарком летчик умудрился дотащить машину до полосы и успешно сесть.

Также есть версия, что на земле нашли не одну ракету, а три, но не целиком, а по частям. При этом китайцы сначала не хотели отдавать самый ценный блог – головку самонаведения.

Также советским конструкторам помог шведский полковник ВВС Стиг Веннерстрём, работавший на ГРУ. Он смог передать подробные чертежи изделия.

ГСН ракеты К-13
ГСН ракеты К-13

Копия получилась достаточно точная. Последующее изучение ракеты специалистами из НАТО показало, что советские изделия даже были взаимозаменяемы по запчастям с оригинальными AIM-9. Однако две важнейшие составляющие разработали советские конструкторы: инфракрасную головку самонаведения и топливо. Так что полной копией К-13 все же не являлась.

Модификации К-13 выпускались с 1960-го по 1980-й, применялись с истребителей МиГ-21 и МиГ-23.

МиГ-23М с ракетами К-13
МиГ-23М с ракетами К-13

На этом все. Спасибо, что дочитали материал, надеюсь, было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал: у меня каждую неделю выходит что-то новое.

Также можете подписаться на меня в Telegram и ОК. Там публикуются ссылки на все новые статьи и короткие заметки, которых нет на Дзене.

Нравится мое творчество и хотите, чтобы статьи выходили чаще? Поддержите канал рублем! Сделать это можно по ссылке или с помощью кнопки «Поддержать» под статьей.

До скорых встреч!