В сети можно встретить немало материалов, в которых обесценивается труд советских конструкторов вооружений на основании того, что их детища якобы скопированы с иностранных образцов.
Если же начать разбираться, то станет ясно, что точных копий практически и не было, разве что за исключением Ту-4. В основном, иностранный образец брался за основу, адаптировался под возможности промышленности и имеющиеся агрегаты, а также нередко еще и дорабатывался. Либо вообще от исходной машины оставалась только концепция и общие очертания. Как, например, с Су-24, который создавали с оглядкой на F-111.
В этой статье я собрал пять не самых очевидных примеров советских вооружений, которые с натяжкой можно назвать копиями, однако полностью они все равно не повторяли свои прообразы.
МАВ (ГАЗ-46)
Начнем с не самой известной машины – ГАЗ-46 или МАВ (Малый Автомобиль Водоплавающий). Амфибия была создана на рубеже 1940-1950-х годов по образу и подобию американского плавающего внедорожника Ford GPA.
«Американец» выпускался всего восемь месяцев: с сентября 1942-го по апрель 1943-го. Почему? Из-за низкой осадки при морских высадках машину заливало волнами. Проблемы не заканчивались и на побережье: узкие колеса при довольно высоком удельном давлении на грунт отлично зарывались в песок на побережье. В итоге амфибию признали неудачной и сняли с производства.
Зато машина отлично зарекомендовала себя в РККА, куда поставили по ленд-лизу целых 3 230 единиц. Машину использовали, в основном, для разведки и наведения понтонных переправ. Низкая осадка на реках уже не была настолько критичной, да и застревала на берегу амфибия реже.
Учтя положительный опыт, уже после войны выпуск подобной машины решили организовать в СССР — проектом занялся НАМИ.
Исходный Ford GPA являлся модификацией легкого внедорожника Ford GPW, который, в свою очередь, являлся клоном легендарного Willys MB. В СССР сначала взяли за основу ГАЗ-67. Амфибию на его базе построили в НАМИ, после чего всю документацию передали на ГАЗ. Именовался образец НАМИ-011.
Горьковчанам машина не понравилась, поскольку, во первых, производство ГАЗ-67 планировали сворачивать в пользу более совершенного ГАЗ-69. Во-вторых, при конструировании специалисты НАМИ применяли обходные технологии, которые не годятся для массового производства.
После небольшого выпуска МАВ в варианте НАМИ-011 и письма Сталину, после которого последовали определенные оргвыводы, на конвейер все же поставили разработку на шасси ГАЗ-69.
МАВ выпускался в 1953 – 1958 годах, а служил еще дольше. Выпуск прекратили из-за переноса производства ГАЗ-69 на УАЗ, у которого не было оборудования, необходимого для изготовления амфибии.
Примерно в те же годы на ЗиЛе/ЗиСе выпускалась и более крупная водоплавающая машина — БАВ (ЗИС/ЗИЛ-485), при создании которой ориентировались на американскую тяжёлую амфибию DUKW-353. Но о ней расскажу как-нибудь в другой раз.
Як-100
Очень непривычно, но со второй половины 1940-х и до 1960 года КБ Яковлева активно занималось вертолетами.
В 1948 году совершил первый полет легкий связной вертолет Як-100. Он был построен по классической компоновке с одним подъемным винтом, оснащался двигателем АИ-26ГРФЛ мощностью 420 л.с — фактически «половинкой» мотора АШ-82. Экипаж составлял 1-2 человека, а полетная масса не превышала 2200 кг.
Внешне Як-100 практически неотличим от американского вертолета Sikorsky H-5 (также известен как R-5, S-48, S-51, VS-327, HO2S и HO3S). Машина Сикорского начала выпускаться еще в 1944 году и отлично себя зарекомендовала как на военном, так и на гражданском рынке. Поэтому нет ничего удивительного, что КБ Яковлева взяло за основу удачный отработанный вертолет.
Як-100 успешно прошел испытания, но проиграл конкуренцию Ми-1, который в итоге запустили в массовое производство.
МОН-50
Советская противопехотная мина направленного действия МОН-50 создана на рубеже 1960-1970-х годов на базе американской M18A1 Claymore, образцы которого были захвачены союзниками во Вьетнаме.
Принцип действия у обоих боеприпасов одинаковый: мина при установке на поверхность ориентируется лицевой частью в направлении, откуда ожидается появление противника. Для более точного позиционирования предусмотрен небольшой рамочный прицел.
Подрыв происходит в результате срабатывания детонатора от растяжки или по сигналу с пульта, передаваемого по проводу. Поражение цели происходит за счет готовых поражающих элементов, разлетающихся во все стороны, при этом большая их часть сосредоточена в ограниченном секторе, куда при установке направляли мину.
В СССР не стали слепо копировать оригинал, а улучшили конструкцию. Например, фронтальную поверхность, выпуклую в горизонтальном направлении, дополнили небольшой вогнутостью по вертикали, за счет чего удалось повысить кучность разлета поражающих элементов. Сами ПЭ также изменили: шарики заменили на ролики, которые можно уложить плотнее. Масса мины выросла на 400 граммов (2 кг у МОН-50 против 1,6 кг у M18A1), при этом ее увеличение произошло за счет взрывчатого вещества, что повысило мощность боеприпаса.
В общем, получилась не просто копия, а доработанная, усовершенствованная версия исходного боеприпаса.
ПФМ-1 «Лепесток»
Если про американский прообраз МОН-50 знают буквально все, то с «Лепестком» сложнее. Легкая противопехотная мина нажимного действия ПМФ-1 создана по образу и подобию аналогичной американской мины BLU-43 Dragontooth («Зуб дракона»), которой в 1960-х активно «засеивались» джунгли Вьетнама и Лаоса при помощи авиационных контейнеров.
Подробно о том, как работают такие мины, рассказывать не буду, чтобы не провоцировать ограничения статьи. Если кратко, то с помощью рассеивания мин на определенной территории достигается замедление продвижения противника или даже его воспрещение. После подрыва человек обычно выживает, но получает травмы, выводящие его из строя и требующие срочной эвакуации в тыл.
В США BLU-43 официально на вооружение не принималась и после окончания войны во Вьетнаме больше не производилась и не применялась.
В СССР полученные из ДРВ образцы изучили и создали свой аналог – ПФМ-1. По сравнению с исходным образцом был усовершенствован корпус: новый больше способствовал эффективному рассеиванию по площади. Также советскую мину сделали массивнее: вес 80 граммов против 20, длина 11,9 сантиметров против 7,5. При этом масса жидкого взрывчатого вещества у «Лепестка» в 4 раза больше: 37 граммов против 9.
Да, из-за возросших габаритов мина стала заметнее, да и более компактных боеприпасов в кассеты можно поместить больше. Зато ПФМ-1 лучше рассеивается по территории и наносит более серьезный урон.
Помимо стандартной версии существует модификация ПФМ-1С с самоликвидатором, который подрывает мину спустя 1-72 часа в зависимости от температуры окружающей среды.
«Лепестки» применяются, начиная с Афганистана и по сей день при помощи авиационных контейнеров и РСЗО.
K-13 (Р-3)
Вы наверняка слышали об американской ракете класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, чьи модификации состоят на вооружении ВВС стран НАТО и других государств еще с 1950-х.
В СССР одно время серийно выпускалась ее копия. Правда снова не точная. Ракета К-13 (Р-3) была создана в начале 1960-х посредством реверс-инжиниринга американской ракеты.
Два образца были получены из Китая. Трофеи достались союзникам в ходе Второго Тайваньского кризиса 1958 года. Одну ракету нашли неразорвавшейся в прибрежной полосе, со второй получилось интереснее: она тоже не сработала как надо, врезалась в китайский МиГ-17 и застряла в корпусе. С таким щедрым подарком летчик умудрился дотащить машину до полосы и успешно сесть.
Также есть версия, что на земле нашли не одну ракету, а три, но не целиком, а по частям. При этом китайцы сначала не хотели отдавать самый ценный блог – головку самонаведения.
Также советским конструкторам помог шведский полковник ВВС Стиг Веннерстрём, работавший на ГРУ. Он смог передать подробные чертежи изделия.
Копия получилась достаточно точная. Последующее изучение ракеты специалистами из НАТО показало, что советские изделия даже были взаимозаменяемы по запчастям с оригинальными AIM-9. Однако две важнейшие составляющие разработали советские конструкторы: инфракрасную головку самонаведения и топливо. Так что полной копией К-13 все же не являлась.
Модификации К-13 выпускались с 1960-го по 1980-й, применялись с истребителей МиГ-21 и МиГ-23.
На этом все. Спасибо, что дочитали материал, надеюсь, было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал: у меня каждую неделю выходит что-то новое.
Также можете подписаться на меня в Telegram и ОК. Там публикуются ссылки на все новые статьи и короткие заметки, которых нет на Дзене.
Нравится мое творчество и хотите, чтобы статьи выходили чаще? Поддержите канал рублем! Сделать это можно по ссылке или с помощью кнопки «Поддержать» под статьей.
До скорых встреч!