В 1992 году российский граммофонный лейбл Russian Disc выпустил два первых альбома прославленной в веках британской рок-групы Pink Floyd - «The Piper at the Gates of Dawn» (1967 г.) и «A Saucerful of Secrets» (1968 г.). И хотя эти два альбома были настолько безобразны по музыкальным качествам, что не были оценены ни современникам, ни современным фанатам группы, коллекционеры этот российский выпуск оценили по достоинству, потому что оба диска шли в одной обложке в виде двойного альбома и имели совершенно оригинальное оформление.
Эта моя публикация – не для меломанов, а для дискоманов, то есть коллекционеров древнего винила. И напишу я сейчас про звезду своей виниловой коллекции – самый шикарный по исполнению двойной альбом Pink Floyd, в котором собраны два нудных, а то и самых отвратных диска группы – «The Piper at the Gates of Dawn» (1967 г.) и «A Saucerful of Secrets» (1968т г.).
Да-да, эти два альбома, и еще вместе с ними на пару «Аммагамма» 1969-го – это такая дрянь, что только коллекционерам винила эти альбомы и нравятся, но только они их любят не ушами, а глазами, потому что ушами там любить совершенно нечего.
Но вот эти первые два альбома «Флойдов» - мечта любого коллекционера, они всегда были редкими, и хоть сегодня их и вывалили в Интернет-магазины в большом количестве, но по таким конским ценам, что медный тазик на голову не налазит. Дешевле, чем 10 тысяч рубликов в нормальном состоянии их не найти, а если и найти, то только какие-то более поздние перепечатки, совсем не кошерные. Но все равно, платить даже 5=7 тысяч за перепечатку – удовольствие то еще, особенно включая и пересылку по России.
Но есть одна перепечатка, которая стоит денег, которые за нее просят, сколько бы не просили. Это двойной альбом из серии «два в одном», а эта серия всегда была модная в эпоху винила, а в эпоху CD стала практически нормой. Обычно такие альбомы формировались из двух первых дисков каких-то групп, имели оригинальное, то есть уникальное оформление конвертов, и всегда были рассчитаны именно на собирателей пластинок – до начала 90-х коллекционеров как таковых не было, а вот собиратели были всегда.
Коллекционеры винила появились только тогда, когда CD-индустрия похоронила промышленное производство виниловых дисков на веки вечные, и наиболее массово коллекционерское движение возбурлило в России после 1991-го, когда винил сильно упал в цене, и стал доступен коллекционерам не только состоятельным, но и средней руки.
И как раз на этой волне появился у нас на базе Всесоюзной фирмы «Мелодия» ряд полупиратских граммофонных «корпораций», которые стали штамповать на старой «мелодиевской» пластмассе целые кипы виниловых альбомов, не тратясь ни на какие дурацкие лицензии. Сначала появился такой известный лейбл, как SNC Стаса Намина, потом – «Русский диск», за ним вынырнули «АнТроп», Santa Records и Gala Records, также на просторах СНГ начали всплывать диски белорусского «Белотона» и ташкентского завода грампластинок – те выпускались вообще без упоминания лейбла.
И вот, в 1992 году на «Русском диске» был выпущен двойной «Пинк Флойд», включавший в себя два первых диска группы 1967 и 1968 голов. Почему сразу не выпустили их раздельно – неясно, но на Рижском заводе бывшей «Мелодии», который в 1992 году назывался «RiTonis», этот недостаток придумали восполнить.
Тамошние специалисты взяли, разрезали оригинальный «русско-дисковский» конверт на две части, и на основе этих двух половинок слепили два альбома по раздельности. То есть, они не просто банально расчленили двойной конверт и вложили в него пластинки, а отпечатали два раздельных вполне себе полноценных конверта. Пластинки вкладывались в согнутый вдвое листок с рисунком на внешней стороне и с логотипом фирмы «RiTonis», отсюда, собственно, и известно, что «одинарники» делались именно в Риге, потому что в «двойники» эти листы не вкладывались.
Правда, лицевые части двух альбомов были совершенно одинаковые, зато «задники» и пластинки были соответственно разные. На приложенных мной фотографиях это прекрасно видно.
Таким образом мы можем констатировать факт, что работа для коллекционеров винила в случае с первыми двумя «Флойдами» утроилась – теперь им надо достать не только «двойник», но и еще два одинарных диска. А одинарные диски – они еще более редкие, чем двойники, и каждый из них стоит в Интернет-магазинах, как и стандартный «двойник», а часто и дороже.
Вот такая вот интересная история получилась в 1992 году с двумя первыми альбомами Pink Floyd, которые просто невозможно слушать, и которые настолько кошмарные, что они до сих пор, спустя почти 60 лет не смогли стать «платиновыми» не только в США, но и во всем мире.
Однако для коллекционера именно эти российские релизы – самые желанные. На наших барахолках мне за треть века не попался еще ни один из описанных выше вариантов. Хотя всех остальных российских выпусков других альбомов Pink Floyd на всех барахолках – завались, и стоят они столько, что кто-то не поверит – за свою российскую «Стену» в отличном состоянии я отдал всего 300 рублей, а за «Обратную сторону Луны» - вообще 100.
Я даже накупил себе дублей на всякий случай, а вот «совмещенку» из двух первых альбомов группы я получил только как наследство от дяди жены, который оставил мне свою виниловую коллекцию после того, как приказал долго жить, мир праху его.
А о двух рижских раздельных вариантах этого «русcrо-дисковского» выпуска я только пока что мечтаю.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ PINK FLOYD НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Pink Floyd «Obscured by Clouds» 1972 года – последний альбом экспериментальной эпохи группы
Pink Floyd «Meddle», 1971 г. ~ первый «настоящий Флойд». До этого всё было совсем не то
Pink Floyd «Atom Heart Mother», 1970 г. ~ неожиданный успех, который сделал музыкантов богатыми