Ярославский Государственный Автомобильный завод (ЯГАЗ), ныне Ярославский моторный завод (ЯМЗ), в первой половине прошлого века был известен своими особыми на тот момент для страны автомобилями, которые называли гигантами.
Завод выпускал тяжелые автомобили. Некоторые из них были солидных размеров даже по современным меркам. Но сегодня мы поговорим об автомобиле более скромных параметров — это грузовик Я-5, выпускавшийся с 1929-го по 1934-й годы.
Помог нам в этом, как обычно, водитель и большой фанат автомобильной истории Алексей Кузнецов!
Происхождение и развитие модели
«Я-5» — машина с интересной историей. Это первый советский грузовик с дизелем советской разработки, хотя серийно дизель на него не устанавливали. Двигатель носил чуждое нашему слуху название «Коджу». Но об этом чуть позже.
Конструкционно грузовик Я-5 был продолжением предыдущей модели, Я-4. От нее новому грузовику достались рама и задний мост. Толчком для создания нового автомобиля послужили проблемы с поставкой немецких двигателей. Новый договор на поставку моторов был заключен с американцами: по этому контракту СССР покупал двигатели Hercules-YXC B, шестицилиндровые, карбюраторные, мощностью около 90 л.с.
Технические характеристики и конструкция
Благодаря новому двигателю удалось повысить грузоподъемность грузовика до 5 тонн. Помимо мотора, импортными были сцепление и 4-ступенчатая коробка передач Brown-Lipe gears. Шестерни КПП были прямозубыми, сцепление — многодисковым.
Интересным был привод к заднему мосту. Приводной вал к нему шел в трансмиссионной трубе, которая крепилась передним концом к поперечине рамы, а расширяющейся задней — к корпусу редуктора главной передачи. От этого вала к коробке передач шел короткий кардан. Подвеска была рессорной.
Тормозная система была с вакуумным усилителем, а рулевое управление — без усилителя. Это доставляло неудобство шоферам, которым приходилось с трудом поворачивать довольно большое рулевое колесо диаметром 520 мм.
Кабина была деревянной, обшитой тонким металлическим листом, что было нормой для того времени. Стекла дверей могли опускаться, был примитивного вида стеклоподъемник, а ветровое стекло было приподнимаемым. Передней частью капота служил латунный радиатор. Примечательно, что форма капота не менялась и не зависела от модели двигателя, установленного на машину. Места под капотом хватало даже для дизеля, который и появился позже на этой модели.
Производственный цикл и модернизации
В 1932 году производство грузовика практически завершилось. Причиной послужило решение отказаться с 1 января 1932 года от импорта силовых агрегатов. Это решение, в свою очередь, было обусловлено освоением на Заводе имени Сталина производства грузовика АМО-3. Силовой агрегат этой машины (копия американского Hercules-WXB) имел мощность 60 л.с. — в полтора раза ниже, чем устанавливавшийся на Я-5 Hercules-YXC-B.
Тем не менее с 1932 года двигатель АМО-3 стали устанавливать на шасси Я-5 — новый автомобиль получил обозначение ЯГ-3. Формально на этом производство Я-5 прекратилось, а все оставшиеся в наличии двигатели Hercules-YXC-B были зарезервированы военными для выпуска трехосного ЯГ-10. Однако небольшие серии Я-5 продолжали изготавливаться: в 1933–1934 годах было произведено еще 48 грузовиков Я-5.
И немного истории о новом первом дизеле, созданном на Ярославском заводе, который не ставили серийно на Я-5.
История создания дизеля «Коджу»
История создания дизеля «Коджу» уходит корнями в начало 1930-х годов — к решению о дизелизации парка грузовиков и тракторов в СССР, когда стремительно совершенствовавшееся изобретение Рудольфа Дизеля уверенно завоевывало европейских производителей грузовиков.
Над созданием двигателя работал талантливый инженер-моторист Николай Романович Брилинг, которого арестовали по сфабрикованным делам «о вредительстве». Брилингу можно сказать повезло: он получил небольшой срок, во время которого работал в одной из так называемых «шарашек» — конструкторских бюро лагерного типа, где трудились репрессированные специалисты.
В начале 1933 года были собраны первые дизели, сконструированные под руководством Бриллинга. Это были шестицилиндровые двигатели с прогрессивной для своего времени конструкцией: алюминиевый блок, в который запрессовывались гильзы цилиндров, алюминиевые поршни, коленчатый вал на семи опорах с латунными вкладышами, чугунная головка блока с вихревыми камерами сгорания. Объем двигателя — 10 л, начальная мощность — около 90 л.с.
Топливные насосы, форсунки, свечи накала, стартер повышенной мощности — все эти высокоточные компоненты были зарубежного производства, компании Bosch.
По легенде, название «Коджу» расшифровывается как Коба Джугашвили: Коба — псевдоним Сталина, а Джугашвили — его настоящая фамилия.
Испытания и доработки дизеля
В 1934 году несколько грузовиков «Я-5» с установленными на них «Коджу» отправились в испытательный автопробег по России. Об этом свидетельствовала характерная надпись «ЯГАЗ-Дизель» и топливные баки под грузовой платформой (у бензинового грузовика бак был в кабине под сиденьем). В этом пробеге участвовали и европейские конкуренты, — дизель показал себя хорошо, хотя и были выявлены некоторые недочеты. Главные недостатки — большой расход масла (почти литр на 100 км), а также алюминиевый блок — не самое технологичное решение для того времени.
Для устранения недочетов и подготовки мотора к серийному производству его передали в НАТИ, где при участии Бриллинга улучшили его, повысив мощность до 130 л.с. и изменив конструкцию блока и головок цилиндров. Однако серийно на «Я-5» этот дизель уже не устанавливался.
Всего за 5 лет было собрано 2273 экземпляра «Я-5» — как грузовиков, так и шасси для установки цистерн, пожарных машин, коммунальной техники и автобусов.