Найти в Дзене

Как понять, что ребенку тяжело?

Продолжение.. Начало тут...
В прошлой статье я писала о том, что школьная жизнь — это своего рода марафон, где первые месяцы наполнены энтузиазмом и новизной, но со временем рутина и нагрузки могут давить на ребёнка. Однако понимание причин этого состояния — это только первый шаг. Сегодня хочу поговорить о том, как же родителям понять что ребенку тяжело. Ведь дети редко говорят прямо: «Мне плохо» или «Я больше не могу». Гораздо чаще они выражают свои чувства через изменения в поведении, физическом состоянии или эмоциональных реакциях. Как заметить эти сигналы и отличить временные трудности от более серьёзных проблем? Об этом мы и поговорим. Дети редко говорят прямо: «Мне тяжело». Чаще они показывают своё состояние через поведение. Например, изменение настроения: частая раздражительность, плаксивость без видимой причины, апатия или потеря интереса к прежним увлечениям. Поведенческие сигналы тоже могут быть красноречивыми: отказ идти в школу, невыполнение домашних заданий или постоянное

Продолжение.. Начало тут...
В прошлой статье я писала о том, что школьная жизнь — это своего рода марафон, где первые месяцы наполнены энтузиазмом и новизной, но со временем рутина и нагрузки могут давить на ребёнка. Однако понимание причин этого состояния — это только первый шаг.

Сегодня хочу поговорить о том, как же родителям понять что ребенку тяжело. Ведь дети редко говорят прямо: «Мне плохо» или «Я больше не могу». Гораздо чаще они выражают свои чувства через изменения в поведении, физическом состоянии или эмоциональных реакциях. Как заметить эти сигналы и отличить временные трудности от более серьёзных проблем? Об этом мы и поговорим.

Дети редко говорят прямо: «Мне тяжело». Чаще они показывают своё состояние через поведение. Например, изменение настроения: частая раздражительность, плаксивость без видимой причины, апатия или потеря интереса к прежним увлечениям. Поведенческие сигналы тоже могут быть красноречивыми: отказ идти в школу, невыполнение домашних заданий или постоянное откладывание их выполнения, избегание разговоров об учёбе. Физические проявления тоже важны: жалобы на головные боли или боли в животе, нарушения сна, изменения аппетита, частые простудные заболевания. Проблемы с концентрацией внимания — рассеянность, забывчивость, трудности с выполнением даже простых заданий — также сигнализируют о том, что ребёнку тяжело. Иногда можно заметить и телесные привычки: грызение ногтей, покусывание губ, нервное перебирание предметов.

Однажды ко мне обратилась мама десятилетнего Миши. Она рассказала, что сын стал часто жаловаться на головные боли, отказывался делать домашние задания и постоянно отвлекался. Когда мы разобрались в ситуации, выяснилось, что Миша боялся подвести маму, которая очень высоко ценила его успехи в учёбе. Этот страх давил на него, и он начал избегать ситуаций, где мог ошибиться. Это был яркий пример того, как внутренние переживания могут влиять на поведение ребёнка.

Важно помнить: указанные признаки не всегда говорят о выгорании. Но если вы замечаете несколько из них одновременно, и они сохраняются дольше двух недель, это серьёзный повод уделить ребёнку больше внимания.

И чтобы помочь Вам-родителям легче ориентироваться в этих сигналах, я подготовила специальный чек-лист. Он структурирует основные признаки, на которые стоит обратить внимание, и поможет вам лучше понять, что происходит с вашим ребёнком. Вы можете скачать его по ссылке ниже и использовать как удобный инструмент для наблюдений.

В следующей части своей трилогии я расскажу, что можно с этим сделать, как аккуратно и без давления помочь ребёнку, когда стоит обратиться за профессиональной помощью к психологу и чем я, как психолог, могу помочь ребёнку и родителям в этой ситуации.

Скачать чек-лист «Как понять, что ребёнку тяжело»

С теплом, ваш психолог.