И вот снова мы с моим литературным другом, автором романов о средневековой Руси, Элеонорой Гильм проводим параллели.
Рождение детей, да не одного-двух, а десять, двенадцать, и более было и почетной, и непростой женской долей. Русское «Деток родить — не веток ломить» и индийское «Лежа ребенка не родить» — пословицы подобного рода явно сочинены не мужчинами. Сегодня мы, Элеонора Гильм и Александра Нарин, рассказываем о традициях деторождения в патриархальных культурах — русской и индийской.
На Руси всякая семья должна была иметь детей, отсутствие их воспринималось как величайшее несчастье. Женщины часто «становились тяжелы», и процесс деторождения был связан со множеством опасностей, реальных и мнимых.
Женщину на сносях от работы не берегли, особенно в семьях крестьянских. Лишь на последнем сроке могли освободить от самых тяжёлых работ, и если в семье есть других работницы. В саге множество деталей об этом, помните огромную лохань, которую подняла беременная Аксинья?
На Руси верили, что колдуны могли похитить дитя прямо из чрева матери, потому беременность принято было скрывать даже от соседей. Лучшая защита для женщины — муж, его сила. Потому в случае его отъезда беременная завязывала его пояс под рубаху.
Тогда были убеждены, что женщина, ждущая дитя, не должна ругаться и ссориться, смотреть на драки и пожары. Многие суеверия дожили до нашей поры, например, беременным нельзя вязать или стричь волосы, собирать «приданое» для младенца.
Сам процесс появления ребёнка на свет не должен был происходить в избе — роды могли привлечь нечисть, привести опасность в дом. Крестьянки рожали в бане, в хлеву или сеннике (в теплое время года). Царицы и боярыне — в просторной, удобной мыльне. Григорий Котошихин писал, «как приспеет время родиться царевичу, и тогда царица бывает в мыльне, а с нею бабка и иные немногие жены».
Дело и в соображениях практического характера. Мужчинам нельзя было присутствовать во время родов (за некоторыми исключениями). Запрещено это было и детям, нерожавшим девкам. Если бы роды происходили в избе — куда бы девались все домочадцы?
Также в бане довольно воды для омовения. На Руси баню именовали «матушкой», «восприемницей». Воспринимали ее порой и как Матушку-землю — горячо, влажно, словно в утробе.
Итак, баню готовили, протапливали, приносили тряпицы и воду с реки. Приводили туда роженицу и баб-повитух, порой в этой роли выступали старшие родственницы.
Женщина распускала волосы, снимала пояс, ленты и все, что перевязывало, притягивало (тогда были убеждены, что это мешало ребенку появиться на свет). Если роды были трудными, открывали окна, двери, сундуки, шептали особые слова, обливали заговоренной водой.
Были и причудливые обряды, должные помочь роженице, их сберегли для нас этнографы. В романе «Искупление» описывается, как Георгий Заяц бегает вокруг двора и повторяет заговор, чтобы сын его благополучно появился на свет. На «Рябиновом берегу» Петра заставляют раздеться на пороге, чтобы помочь Сусанне разрешиться от бремени.
Повитухи редко вмешивались в процесс родов. То, что сейчас кажется очевидными процедурами (щипцы, кесарево сечение), тогда даже и помыслить было невозможно. После разрешения от бремени роженицу и дитя парили в бане. Считалось, что это очищает от скверны.
После родов в баню или иную клеть, где женщина рожала, нельзя было входить в продолжение трех дней (впрочем, в деревне этот запрет нарушали, это не огромные боярские хоромы). Роженица жила в бане 3 дня, а в богатых семьях — и неделю. Важно было оберегать её и дитя от нечистой силы, потому рядом всегда находилась женщина, повитуха или родственница.
Лишь через шесть недель после родов женщина могла появиться в церкви.
Перинатальная культура России изменилась до неузнаваемости, а вот в Индии до сих пор существуют традиционные повитухи и древние убеждения о нечистоте родов.
«Роды нечисты, прикосновение к плоти оскверняет. Роды всегда были делом повитух и акушерок из низких каст» («Фабрика колыбельных песен»).
Веками роды в Индии принимали дхаи - повивальные бабки. Статус их примерно совпадает со статусом людей, которые занимаются выделкой кож, сапожным делом, т.е. работой с чем-то, имеющим естественную природу, «грязным».
Сегодня дхаи по-прежнему актуальны. Горожанки среднего класса в основном отправляются рожать в госпитали, часто на коммерческой основе, но множество женщин все еще предпочитают домашние роды. Кто-то по экономическим причинам, а кто-то просто не хочет оставаться без своей большой семьи в одиночестве больницы.
Также как века назад, в наше время беременность — обязательный этап жизни индианки. Если в течение года после замужества она все еще не ждет ребенка возникают вопросы. Причем к ней, а не к мужу.
В огромных семьях, объединяющих поколения, беременные невестки должны слушать свекровь. Она решает, что есть, в каком положении спать, сколько гулять (или вообще не двигаться по пустякам). Культуры Индии многообразны, и в некоторых женщины должны пить чай и рисовое молоко, избегать «холодной» еды, например, фруктов. Беременным женщинам рекомендуется не выходить на улицу во время затмений, чтобы не было врожденных дефектов плода.
Если роды проходят дома, под них выделяют комнату. Мужчины отправляются на улицу. Остальные ходят туда-сюда, подают, помогают, но не притрагиваются ко всему, что связано с физиологией.
Сорок дней после родов мама и малыш отдыхают дома под заботой толпы родственниц. Этот период также защищает от злых духов, часто ребенку дают имя только спустя эти сорок дней. Дхаи приходят в дом, делают массаж роженице и новорожденному. Его купают в воде с листьями нима, пастой кукурмы (тут вспоминается наша марганцовка).
В Индии часто можно увидеть младенцев согромными темными пятнами на лицах. Это не родинки, а сурьма, нанесенная для защиты от сглаза. На запястья, лодыжки детей повязаны тоненькие нити для защиты и удачи. Жизнь маленького человека начинается с праздников: церемония укладывания в колыбель (символизирующая отделение от матери), Намаркан — церемония наречения. В мусульманских семьях отец шепчет на ухо призыв к молитве, азан. Праздники, церемонии будут сопровождать индийца всю жизнь.
Параллели меж традициями патриархальной России и современной Индии весьма любопытны. Повитухи, имеющие особый статус, множество обрядов, защищающих мать и дитя, даже 40 дней изоляции от внешнего мира — пересечения очевидны! На наш взгляд, это прекрасная тема для глубокого кросс-культурного исследования.
В это воскресенье, 30 ноября, День матери. Не забудьте сказать слова благодарности своим мамам — и, если вы сами уже прошли по этому почетному пути, поздравляем вас!
С любовью, Элеонора Гильм и Александра Нарин