Найти в Дзене
Кукурма🏵️

Костры все еще горят

Сегодня обсуждаем путь вдов вместе с Элеонорой Гильм, чьи напевные книги погружают нас в глубины истории, средневековую Русь и женские судьбы. Слово Элеоноре: Девушка в богатой рубахе, с украшениями из жемчуга да коралла выходит к ревущей толпе. Та восхваляет почившего вождя. Добрые выкрики достаются и его любимой наложнице, рабыне, что следовала за ним везде. Сгорбленная старуха протягивает девушке ковш с пенистым напитком, та осушает его. А потом... Начинается немыслимое. На Руси относились к женщине как к придатку мужа (или иного родича мужского пола). Вдовы должны были предаваться скорби до конца жизни, носить скорбные одежды. Их повторные браки осуждались обществом, позже церковью. (Но далеко не всегда эти требования соблюдались, в источниках полно сведений о вдовах, что вновь выходят замуж). В древнеславянской истории были традиции и похлеще. Араб Ахмад ибн Фадлан, путешествовавший в X веке по русских землях, описал церемонию погребения руса. Его наряжали в праздничные

Сегодня обсуждаем путь вдов вместе с Элеонорой Гильм, чьи напевные книги погружают нас в глубины истории, средневековую Русь и женские судьбы. Слово Элеоноре:

Девушка в богатой рубахе, с украшениями из жемчуга да коралла выходит к ревущей толпе. Та восхваляет почившего вождя. Добрые выкрики достаются и его любимой наложнице, рабыне, что следовала за ним везде. Сгорбленная старуха протягивает девушке ковш с пенистым напитком, та осушает его. А потом... Начинается немыслимое. На Руси относились к женщине как к придатку мужа (или иного родича мужского пола). Вдовы должны были предаваться скорби до конца жизни, носить скорбные одежды. Их повторные браки осуждались обществом, позже церковью. (Но далеко не всегда эти требования соблюдались, в источниках полно сведений о вдовах, что вновь выходят замуж).

В древнеславянской истории были традиции и похлеще. Араб Ахмад ибн Фадлан, путешествовавший в X веке по русских землях, описал церемонию погребения руса. Его наряжали в праздничные одежды, усаживали в ладью, готовили курган, чтобы засыпать бренные останки. Вместе с господином могли похоронить наложниц. То было делом добровольным. Если девушка соглашалась, о ней заботились, словно о знатной жене. Прислужницы мыли ей ноги и каждый день заботились только о том, чтоб она пила и радовалась. Девушке соответственно полагается веселиться и радоваться будущей смерти. Когда приходило время тризны, девушку наряжали и приводили к ладье. Отказаться было нельзя — заставляли силой. Воины поднимали девушку на руки, она должна была сказать особые слова:

«Вижу моего отца и мою мать. Вот все мои умершие родственники сидящие... Вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему».

Девушку  заводили на ладью и сжигали вместе с господином. А потом вождя и всех, кто сопровождал его в смерти, засыпали землёй. Кстати, представленная картина Г. Семирадского создана по мотивам записок ибн Фадлана. О степени распространения этого обычая и достоверности записок Ахмада ибн Фадлана можно спорить. Мы не будем. В своём нонфикшн «Жемчуг и веретено» я расскажу немало деталей о судьбах русских вдовиц.

Окунуться в прошлое, прожить жизнь средневековой женщины, вы сможете, прочитав чувственные и напевные страницы саги.

Подписывайтесь на канал Элеоноры, чтоб не пропустить глубокое и интересное:

Женская сага в ВК

Мы с Элеонорой обсуждали сходство с обрядом сати. Такая заметка родилась у меня.

-2

Мутный взгляд, тупое выражение лица. Безразличное тело покачивается на носилках. Женщина опоена, ее сознание находится в оцепенении. Женщина связана. Рядом мужчины с палками. Они должны будут удержать вдову, если она начнет сопротивляться обряду. А она начнет. Любое живое существо закричит, будет пытаться спастись, когда пламя коснется кожи и волос.

В воспоминаниях европейских торговцев мы встречаем описания сожжения совсем юных, маленьких вдов. Они дрожат, горько плачут, но родственники и служащие культа заталкивают их на дрова. «В Лахоре я видел, как принесли в жертву прекраснейшую молодую вдову, которой, я думаю, было не больше двенадцати лет. Бедное маленькое существо казалось скорее мертвым, чем живым, когда оно приблизилось к ужасной яме: невозможно описать ее душевные муки», - пишет французский врач и путешественник Франсуа Бернье.

Сожжение вдов - сати, вопрос чести. Мужчина уходит, и его жене больше нечего делать в этом мире. Также совершался джоухар, когда в захваченных городах женщины разводили гигантские костры и бросались туда, как в воду. Их мужчины проиграли, но они не могли стать добычей победителей.

Костры оберегали достоинство, но не только. Забрать имущество вдовы, снять с себя бремя по содержанию чужой женщины, спасти ее от голода - экономические мотивы преступления.

Распространение ислама в эпоху Великих Моголов, а затем христианское мировоззрение колониальных властей привели к сокращению практики. В наши дни запрещено даже говорить о сати в положительном ключе. Но то тут, то там на кухнях в современных мегаполисах вдруг разливается керосин, взрывается плита или балон с газом, пока готовит обед надоевшая невестка, которая принесла мало приданного. Костры все еще горят.

Сейчас на канале Женская сага идет розыгрыш книг об Индии. Заглядывайте, условия очень просты. И пусть вам повезет!

ВКонтакте | ВКонтакте