Найти в Дзене
СберМаркетинг

Главная распродажа года: как появилась «Чёрная пятница»

28 ноября по всему миру стартует масштабная распродажа под названием «Чёрная пятница». Придуманная в США, она уже давно стала международной. Однако в последние годы интерес к акции продолжает падать — люди не только сокращают расходы на шоппинг, но и в принципе отказываются от покупок в этот период. Рассказываем, как появилась одна из главных распродаж года, откуда она получила своё название и почему многие не верят в то, что покупки в этот период могут быть выгодными. Принято считать, что родоначальницей «Чёрной пятницы» была распродажа, устроенная Фрэнком Вулвортом в XIX веке. В юношестве этот американский предприниматель работал помощником продавца. В его обязанности входили уборка, выкладка товара и назначение цены для товаров исходя из платёжеспособности покупателя. В силу своего характера Вулворт не мог втюхивать покупателям товары подороже, из-за чего оказался на грани увольнения. Начальник поставил ему условие — он сохранит работу, если сможет в одиночку сделать дневную выручку
Оглавление

28 ноября по всему миру стартует масштабная распродажа под названием «Чёрная пятница». Придуманная в США, она уже давно стала международной. Однако в последние годы интерес к акции продолжает падать — люди не только сокращают расходы на шоппинг, но и в принципе отказываются от покупок в этот период.

Рассказываем, как появилась одна из главных распродаж года, откуда она получила своё название и почему многие не верят в то, что покупки в этот период могут быть выгодными.

Как появилась «Чёрная пятница»

Принято считать, что родоначальницей «Чёрной пятницы» была распродажа, устроенная Фрэнком Вулвортом в XIX веке. В юношестве этот американский предприниматель работал помощником продавца. В его обязанности входили уборка, выкладка товара и назначение цены для товаров исходя из платёжеспособности покупателя.

В силу своего характера Вулворт не мог втюхивать покупателям товары подороже, из-за чего оказался на грани увольнения. Начальник поставил ему условие — он сохранит работу, если сможет в одиночку сделать дневную выручку магазина. Парню пришла гениальная идея: он выставил на прилавок сезонный товар и табличку «Всё по 5 центов». Акция произвела настоящий фурор.

Всё это не более чем легенда, однако предпринимательский талант Вулворт таковым не является. Его хватка и правда помогла изменить розничную торговлю и сделать её такой, к которой мы привыкли: с чёткими ценниками у каждого товара, акциями и распродажами.

Что же касается «Чёрной пятницы», то обычай проводить распродажи после Дня благодарения (его отмечают в последний четверг ноября) появился в XX веке.

Почему «Чёрная пятница» так называется

Название «Чёрная пятница» закрепилось за акцией после 1950-х годов. Однако корнями оно уходит в XIX век. Впервые этот термин использовали в 1869 году, тогда он был связан с падением цен на золото.

Ещё одно значение он приобрёл как раз в 1950-х. Полицейские из Филадельфии начали называть так день, следующий за Днём благодарения, из-за безумных пробок.

Источник: alestiklal.net
Источник: alestiklal.net

Кроме того, ещё одна трактовка, почему пятница именно «чёрная», связана с тем, что раньше при ведении бухгалтерского учёта убыточные дни отмечали красным, а прибыльные чёрным. Так появилось выражение to be in the black (англ. «быть в чёрном»), которое означало быть в плюсе. А пятница стала «чёрной», потому что приносила ритейлу существенную прибыль.

Когда «Чёрная пятница» пришла в Россию

Со временем акция распространилась и на другие регионы, в частности Европу, которая, хоть и не отмечала День благодарения, увидела в «Чёрной пятнице» возможность выгодного шоппинга в преддверии Рождества.

До России акция тоже добралась — первую «Чёрную пятницу» провели в 2013 году. Правда, на неделю позже, чем во всём мире, и в виде онлайн-распродажи. Многие покупатели столкнулись с проблемами: в первую же минуту рухнул сайт-витрина, у некоторых товаров отсутствовали фото и т. д. Несмотря на это, от идеи проводить акцию не отказались, и уже в 2014-м «Чёрная пятница» прошла снова. С тех пор распродажа проводится в РФ параллельно со всем миром, однако в отличие от США по большей части всё-таки остаётся онлайн-акцией.

Реальны ли скидки в «Чёрную пятницу»

С самого начала «Чёрная пятница» считалась отличным поводом закупиться перед праздниками. Выгодные цены привлекали большой поток покупателей. Однако в последнее время люди всё чаще разочаровываются в акции, считая, что скидки, которые предлагают продавцы, совсем не выгодны.

Источник: zimamagazine.com
Источник: zimamagazine.com

Отчасти это действительно так. По данным сервиса WalletHub, 36% товаров в рамках распродажи продаются вообще без скидок. За несколько недель или дней до «Чёрной пятницы» продавцы намеренно меняют цены, чтобы в рамках акции заявить об их снижении.

В связи с этим покупатели начинают всё меньше и меньше доверять брендам. По данным SuperJob, в России только 13% покупателей верит в то, что цены в рамках «Чёрной пятницы» действительно снижаются. Тогда как большинство считает, что это обман.

Это привело к тому, что в последнее время люди сокращают расходы на покупки во время акции, теряют к ней интерес и отказываются от шоппинга в этот период. Так, в этом году только 6% россиян ждали начало «Чёрной пятницы». Для сравнения годом ранее таких было 10%.

В США дела обстоят чуть лучше. Там совершить покупки на распродаже планируют 82% покупателей. Однако средние расходы, по прогнозам, снизятся на 4%. А зумеры и вовсе собираются сократить свои траты на 23%.

А как вы относите «Чёрной пятнице»? Участвуете ли в распродаже? Делитесь мнением в комментариях, подписывайтесь на наши каналы в Telegram, ВКонтакте и на YouTube и следите за новостями на нашем сайте.