Найти в Дзене
Путешествуя на диване

Они русские, но не те, к которым мы привыкли. 5 народов России, о которых вы врядли слышали

Знаете, что меня всегда удивляло? Мы думаем, что знаем свою страну. Русские это русские, всё понятно. Одна культура, один язык, одни традиции. А потом узнаёшь, что где-то в Карелии живут люди, которые до сих пор приносят жертвы лешему. Не в шутку, а всерьёз. Или что в Сибири есть русские, которые говорят на языке XIV века. Не изучают его в университете, а просто говорят. Дома, в семье, на улице. Водлозеры, семейские, чалдоны, русскоустьинцы, затундренные крестьяне. Слышали такие названия? Вряд ли. Это малочисленные народы, которые живут на краю света и сохранили то, что давно исчезло в остальной России. Их осталось совсем мало. Где-то несколько сотен человек, где-то меньше десятка. Они вымирают, растворяются, исчезают. И с ними уходит культура, которой сотни лет. Языки, обряды, верования. То, что невозможно восстановить по книжкам. Друзья! Чтобы оставаться в курсе выхода новых статей на канале, вы можете подписаться на наш телеграм канал. А помимо анонсов статей, там будет уникальный и
Оглавление

Знаете, что меня всегда удивляло? Мы думаем, что знаем свою страну. Русские это русские, всё понятно. Одна культура, один язык, одни традиции.

А потом узнаёшь, что где-то в Карелии живут люди, которые до сих пор приносят жертвы лешему. Не в шутку, а всерьёз. Или что в Сибири есть русские, которые говорят на языке XIV века. Не изучают его в университете, а просто говорят. Дома, в семье, на улице.

Водлозеры, семейские, чалдоны, русскоустьинцы, затундренные крестьяне. Слышали такие названия? Вряд ли. Это малочисленные народы, которые живут на краю света и сохранили то, что давно исчезло в остальной России.

Их осталось совсем мало. Где-то несколько сотен человек, где-то меньше десятка. Они вымирают, растворяются, исчезают. И с ними уходит культура, которой сотни лет. Языки, обряды, верования. То, что невозможно восстановить по книжкам.

Друзья! Чтобы оставаться в курсе выхода новых статей на канале, вы можете подписаться на наш телеграм канал. А помимо анонсов статей, там будет уникальный и интересный материал, которого нет на дзене. Присоединяйтесь!"

1. Водлозеры

Карельская глушь. Пять крошечных деревень, затерянных среди лесов и озёр. Там живёт чуть больше 500 человек. Потомки тех, кто пришёл сюда из Москвы и Новгорода четыре с лишним века назад.

Пришли и остались. Надолго застряли в изоляции. Настолько, что превратились в отдельный народ со своими обычаями.

Соседи их недолюбливали. Богатые поморы смотрели свысока, называли "рябинушками", то есть оборванцами. Даже поговорка родилась: если кто-то не в курсе местных сплетен, про него говорят "что ты, водлозер, что ли?".

Но самое удивительное не это. Водлозеры верят в лешего. Не как в забавную сказку для детей, а как в реального хозяина леса, с которым нужно договариваться.

-2

Перед походом в лес обязательно выполняют ритуал. Без этого путь заказан. Убил зверя на охоте? Одного оставь лесу. Это "относ", дань хозяину. У них есть священные рощи, куда просто так не зайдёшь. Камни-жертвенники, которым сотни лет.

При этом все водлозеры крещёные, православные. Просто язычество и христианство у них спокойно уживаются. Одно другому не мешает.

Территория Водлозерья сейчас заповедник. Туда не доехать на обычной машине, дорог нормальных нет. Зато сохранились деревянные дома, которым по двести-триста лет. И культура, которая больше нигде не встречается.

2. Семейские

Екатерина II в XVIII веке издала жёсткий указ. Всех старообрядцев, сбежавших за границу, вернуть. И отправить в Забайкалье. Подальше от центра, чтобы смуту не сеяли.

Старообрядцы вернулись. Поехали, куда велено. Обосновались в сибирской глуши. И законсервировали там Русь, какой она была до Петра I. Со всеми обрядами, песнями, укладом жизни.

Назвали себя семейскими. От слова "семья", потому что ехали целыми родами, не разделяясь.

Село Таргабатай в Бурятии. Там до сих пор половина населения, около 2500 человек, это потомки тех переселенцев. Правда, официально в переписи 2020 года семейскими назвали себя только 8 человек. Название уходит, но традиции живы.

-3

Там поют так, как пели на Руси пятьсот лет назад. Крюковое пение, знаменный распев. Это когда ноты записывают специальными знаками, крюками. Техника сложнейшая, её почти нигде не осталось. А семейские поют, передают из поколения в поколение.

ЮНЕСКО включило эти песни в список всемирного наследия. Музыкальный феномен, который чудом дожил до наших дней.

Дома там строили основательно. Некоторым избам по 250 лет, и они стоят. Можно зайти, посидеть за столом, попробовать хлеб из настоящей русской печи. Примерить сарафан, какие носили в XVII веке. Побывать на старообрядческой свадьбе, если повезёт.

3. Русскоустьинцы

71 градус северной широты. Якутия, устье реки Индигирка. Тундра, вечная мерзлота, средняя температура за год минус 15. Место, куда нормальные люди добровольно не поедут.

А казаки и поморы в XVII веке пришли. Основали поселение, назвали Русское Устье. Остались жить.

Выжить там почти невозможно. Зима большую часть года, ничего не растёт, условия жесточайшие. Но русскоустьинцы справились. Переняли у местных жителей навыки выживания в Арктике. Научились охотиться на тюленей, строить жилища, переносить холод.

Современные русскоустьинцы
Современные русскоустьинцы

Сохранили при этом русскую культуру. Правда, с заметными изменениями. Внешне среди них встречаются люди с явно монголоидными чертами. Смешанные браки были нормой, изоляция не абсолютная.

Православие перемешалось с шаманизмом. Крестятся и в духов верят одновременно. Для них это не противоречие.

Но самое интересное язык. Диалект у них такой, какого больше нигде нет. Не "акающий", не "окающий", а "шаркающий". Развивался сам по себе, без контакта с остальной Россией, поэтому звучит непривычно даже для русского уха.

Учёные специально ездят туда, записывают речь. Это живой памятник лингвистики.

4. Чалдоны

Западная Сибирь. Там живут потомки людей, которые появились здесь раньше, чем Ермак пришёл Сибирь завоёвывать. По крайней мере, так говорят легенды.

Коренное население называло первых русских переселенцев "чалдонами". Слово было обидным: беглый, бродяга, каторжник. Сейчас оно просто обозначение этнической группы, без негатива.

Откуда они взялись, никто точно не знает. Одна версия: пришли с Дона в XVI веке. Другая: жили тут всегда, ещё до появления Московского государства. Третья: потомки каких-то древних европеидов, которые обитали в Сибири тысячи лет назад.

-5

Косвенные доказательства есть. Их язык содержит слова, которые использовались на Руси до XIV века. "Комони" вместо "кони", например. Быт и уклад жизни как у славян времён до централизованной власти.

Характер у чалдонов независимый. Пословица есть: "чалдон шапку не ломает". То есть перед властью на колени не встанет, шапку не снимет. Гордый народ.

Внешне они не похожи ни на сибирские народы, ни на обычных русских. Отдельный антропологический тип. Но вымирают, как и все малые народы. Настоящих чалдонов осталось мало, живут в глухих деревнях: Чумашки, Заозерное, Мальково.

5. Затундренные крестьяне

Таймыр, Центральная Сибирь. XVI-XVII века. Туда пришли крестьяне из Поморья. Искали лучшую жизнь. Нашли тундру, холод и местные народы: эвенков, бурят.

В отличие от других переселенцев, затундренные крестьяне активно контактировали с аборигенами. Роднились, перенимали обычаи, смешивали культуры. Православие соединилось с верованиями северных оленеводов.

-6

В XIX веке из этого смешения родился новый народ. Долганы. Они переняли часть русской культуры, язык, православие. Но остались оленеводами, кочевниками, носителями северных традиций.

Самих затундренных крестьян почти не осталось. Но долганов на Таймыре около 8000. Потомки живы и многочисленны. Просто уже под другим названием.

Водлозеров меньше шестисот. Официальных семейских восемь. Затундренных крестьян столько же. Чалдонов и русскоустьинцев тоже остаются единицы.

Лет через тридцать их может не быть вообще. Ассимилируются, сольются с общей массой, исчезнут как отдельные народы. Языки забудутся, обряды перестанут исполнять, культура растворится.

И никакие книги, никакие записи не вернут то, что уйдёт вместе с последним носителем традиции. Потому что культура это не текст в учебнике. Это живые люди, которые поют старинные песни, верят в лесных духов, говорят на языке предков.

Пока они есть, есть и история. Когда их не станет, останутся только воспоминания.

Хотите узнать больше о необычных уголках планеты и погрузиться в традиции далеких народов? Подписывайтесь на канал, чтобы отправиться в захватывающее путешествие по культуре, обычаям и самым удивительным историям! 🌍

Друзья, если вы хотите поддержать наш канал, вы сможете сделать это по специальной ссылке! Это помогает каналу расти и публиковать для вас больше увлекательных, интересных и невыдуманных историй. Спасибо!

Рекомендуем ознакомиться:

-7