Найти в Дзене

Почему форма — это главное оружие продюсера

Много раз уже я говорила о форме. И это не случайно, потому что в основе любого произведения лежит форма. И она не цель, а средство. Важно уметь делать так, чтобы форма работала на тебя, а не ты на нее. И неважно, чем ты занимаешься, аранжировкой, композицией или мастерингом. Ну, конечно, прям чтобы "не ты на нее", это я загнула) В какой-то степени мы будем оставаться во власти формы, как во власти аспектов восприятия, которые мы не в силах изменить. Главный из них - наличие кульминации для большинства произведений, которые хотят покорить мир хоть в каком-то смысле. И наличие это всегда будет к концу трека, и мы не можем это изменить. Ну вы это все и так уже знаете, верно? С чего бы мне вновь начать говорить о форме? Да с того, что вы сами частенько задаете мне вопрос: "А вот в треке у N постоянно повторяется одно и то же, и ничего! Все равно в топе!". Как так выходит, и как с этим жить - давайте разбираться! Но прежде чем зрить в корень, давайте поговорим о том, как современные миров

Много раз уже я говорила о форме. И это не случайно, потому что в основе любого произведения лежит форма. И она не цель, а средство. Важно уметь делать так, чтобы форма работала на тебя, а не ты на нее. И неважно, чем ты занимаешься, аранжировкой, композицией или мастерингом.

Ну, конечно, прям чтобы "не ты на нее", это я загнула) В какой-то степени мы будем оставаться во власти формы, как во власти аспектов восприятия, которые мы не в силах изменить. Главный из них - наличие кульминации для большинства произведений, которые хотят покорить мир хоть в каком-то смысле. И наличие это всегда будет к концу трека, и мы не можем это изменить. Ну вы это все и так уже знаете, верно?

С чего бы мне вновь начать говорить о форме? Да с того, что вы сами частенько задаете мне вопрос: "А вот в треке у N постоянно повторяется одно и то же, и ничего! Все равно в топе!". Как так выходит, и как с этим жить - давайте разбираться!

Но прежде чем зрить в корень, давайте поговорим о том, как современные мировые школы типа Berklee, Point Blank и SAE трактуют форму в своих курсах. Не будем сильно углубляться, очертим общие границы, потому что это весьма не бесполезно.

Основное различие от нашей классической школы в том, что классическая теория анализирует структуру нот, современная - энергию трека. То есть вопрос звучит не «где реприза?», а:

- где энергия поднимается?

- где опускается?

- где внимание слушателя удерживается?

- где падает концентрация?

Berklee называет это Energy Curve, SAE - Energy Flow, Point Blank - Dynamic Shape.

Вот такие формы считаются базовыми:

Waveform — форма-волна (gradual rise & fall)

Drop form — всё ради дропа (EDM/pop)

Loop-based form — построенная на цикле

Narrative arc — повествовательная форма

Contrast form — резкая бит-смена / антагонизм

Продюсерские школы учат не большое целое, а блоковое мышление, где блоки миксуются как LEGO:

Hook → Verse → B-Section (контрастный раздел) → Drop → Break → Hook → Outro

или

Loop → Variation → Lift → Drop → Variation → Outro

Также говорится о том, что слушатель должен получить что-то новое каждые 4 или 8 тактов. Это и есть форма в электронной музыке. То есть:

- добавили перкуссию → мини-раздел

- сняли бас → мини-раздел

- автоматизировали фильтр → мини-раздел

- сместили мотив → мини-раздел

То есть форма мыслится как постоянное обновление текстуры. Это связано с распределением фокуса внимания слушателя. В таком случае формой становится путешествие между смещением этих фокусов, например:

вступление - внимание на текстуре

куплет - внимание на текстуре + ритме

припев - внимание на вокале

бридж - внимание на гармонии или шумовых эффектах.

Berklee вводит понятие психологии формы: напряжение, ожидание, разрешение, обманутые ожидания, возвращение, контраст, “тепло”/“холод” тембра, динамический потолок/пол. Это почти как кино. Трек становится сценарем эмоций.

Отсюда рождаются такие названия форм, как рассказ, путешествие, диалог, внутренний монолог, вспышка (instant form).

Почему так происходит? Первое: потому что в современной музыке классические понятия о форме, мягко говоря, мало кому понятны и далеко не всегда валидны. Хотя по сути движения энергии академическая форма ничуть не противоречит всему тому, что говорят продюсерские школы.

Вторая причина в том, что эти и многие другие школы учат прикладной аранжировке и часто лепят яркие названия для форм, где в классической теории:

- одни и те же механики развиваются внутри стандартной структуры

- 90% форм - это вариации куплет-припевной, куплетной, рондо или двухчастной формы.

То есть многое из того, что продаётся как “новые формы в продюсерстве”, по сути — эмоциональные сценарии внутри обычной формы, которые решаются вполне традиционными приемами и не противоречат классической форме.

Теперь повесим интригу... Ведь я так и не рассказала, как заставить форму работать на тебя, помнишь?) А продолжение самые терпеливые и лайкоставящие узнают в следующей серии❤️

✦ ✦ ✦

#форма #аранжировка #композиция #музыка #продюсерство #звукорежиссура #структуратрека #энергиятрека #musicproduction #беркли #pointblank #sae #динамика #hook #verse #drop #аранжировкаэлектронноймузыки #музыкальнаяформа #energyflow #energycurve