В октябре 2025 года в России был зафиксирован настоящий автоторговый бум: продано 165 700 новых легковых машин, что на 35% больше, чем в сентябре. Это рекордный месячный показатель за год. Однако столь резкий всплеск спроса обернулся обратной стороной — дефицитом автомобилей. Многие дилеры заявляют, что популярных моделей на складах не осталось, особенно среди китайских марок.
Главный вопрос теперь: к чему приведёт этот ажиотаж — станет ли он лишь кратким всплеском с последующим спадом, вызвав рост цен и пустые автосалоны, или же мы столкнулись с новым долгосрочным трендом авторынка?
Что спровоцировало пиковые продажи
Несколько факторов одновременно наложились друг на друга, спровоцировав рекордные октябрьские продажи автомобилей.
Повышение утилизационного сбора
С 1 декабря планируется ввести новую, повышенную ставку утильсбора на автомобили. Эта новость стала «спусковым крючком» для покупателей, которые поспешили приобрести машину до удорожания. Отложенный за год спрос фактически разом «выстрелил». Власти перенесли вступление нового утильсбора с 1 ноября на 1 декабря, но к тому моменту ажиотаж уже набрал силу.
Рост цен и исчезновение скидок
Ещё до октября цены на автомобили поползли вверх, а дилеры на фоне повышенного спроса начали урезать скидки – некоторые и вовсе их отменили. Покупатели, придя в салон и увидев, как быстро дорожают машины, решали, что «лучше купить сегодня, потому что завтра дешевле уже не будет». Одновременно многие импортеры снизили поддержку продаж: уменьшили трейд-ин бонусы, специальные акции при кредитах – всё это убрало последние возможности сэкономить и придало рынку дополнительный импульс.
Дешевые кредиты и «горячие» деньги с вкладов
Осенью Центробанк РФ начал снижать ключевую ставку, за ней упали и проценты по депозитам в банках. Доходность вкладов опустилась до ~13–14%, и автомобиль вдруг перестал выглядеть плохим вложением средств. Многие россияне решили, что вместо лежащих под скромные проценты денег стоит купить машину. Дилеры подтверждают: в октябре было много клиентов, которые сняли деньги с вкладов и перевели их в автомобили. Эту тенденцию подстегнули и разговоры о грядущем утильсборе — новость о скором повышении налога многие восприняли как сигнал, что «скоро подорожает всё». В результате сработал эффект FOMO (страх упустить выгоду): пока цены не взлетели ещё выше, тысячи людей бросились за новыми авто.
Дефицит автомобилей: запасы сокращаются, популярные модели исчезают
Ажиотажный спрос буквально опустошил склады дилеров. Представители крупных автодилерских холдингов сообщают о нехватке машин ряда марок, прежде всего китайских лидеров рынка. Например, в дефиците оказались Geely и ее белорусский партнер Belgee, а также стремительно набирающий популярность бренд Jetour, чуть получше ситуация у Haval. Зато у некоторых марок пока всё неплохо: это Chery, Tenet и Changan.
Иными словами, исчезли в первую очередь самые ходовые модели, тогда как менее популярные бренды и комплектации ещё можно найти в наличии:
Директор розничных продаж ГК «Авилон» Илья Петров сообщает, что складские запасы популярных кроссоверов тают на глазах – по некоторым позициям остаются единичные экземпляры. В дефиците оказались переднеприводные кроссоверы Haval Jolion, Jetour T2, GAC GS3 и GS4, а также премиальные китайские новинки Hongqi HS3 и HS5.
Гендиректор группы «Автоспеццентр» Андрей Терлюкевич подтверждает: их салоны уже полностью распродали Jetour T2, Haval M6 и H5. По его словам, «покупатели забирали всё, даже запредельные по цене Mercedes и Audi».
По оценке агентства «Автостат», за последние три месяца стоки легковых машин уменьшились более чем на 100 тысяч штук, и сейчас в стране осталось лишь порядка 375–400 тысяч новых авто на складах. Для сравнения, ещё в начале осени запасы превышали полмиллиона единиц. Иными словами, за October дилеры распродали четверть своего пула машин – невероятный размах распродажи для авторынка.
Почему поставки не успели покрыть спрос
Эксперты объясняют это временным шоком в логистике. Октябрьский всплеск был столь резким, что «раскупили всё, что было, и не успели подвезти» новые партии.
Основной поток новых авто сейчас идёт из Китая, и на границе скопились автоперевозчики, которые физически не успевают привезти машины и машинокомплекты в страну. Возросшая нагрузка на транспорт привела к задержкам: фактически продажи ушли далеко вперёд поставок.
Впрочем, аналитики уверены, что дефицит носит временный характер. «Высокий спрос сохранится и в ноябре, а затем на рынке наступит штиль», прогнозирует партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. То есть нынешняя нехватка объясняется во многом краткосрочным ажиотажем – дилеры распродали склады, но уже через несколько недель ситуация может частично выправиться по мере поступления новых машин.
Что это значит для цен и покупателей
Цены на новые автомобили бьют рекорды: средняя стоимость в октябре 2025 года достигла 3,43 млн ₽ — максимум за всю историю. За месяц машины подорожали ещё на 2%, а за пять лет цены фактически удвоились.
Главная причина — исчезновение складских запасов. Пока у дилеров были излишки, можно было получить скидку. Сейчас — наоборот: ниже прайса почти не купить, а по популярным моделям иногда просят даже больше рекомендованной цены.
Для покупателя ситуация непростая: выбор сократился, ждать поставку можно месяцами, а оставшиеся машины разбирают быстро. Из-за этого часть спроса ушла на вторичный рынок — продажи б/у автомобилей в октябре обновили максимум с 2007 года.
Дилеры тоже в сложном положении: октябрь помог распродать запасы, но впереди спад — просто нечего продавать. Уже в ноябре продажи просели на 10–15%. Декабрь, по прогнозам, будет ещё слабее.
Цены вниз не пойдут — наоборот, есть новые факторы для удорожания: с января повысят НДС до 22%, рубль нестабилен, а экспорт машин из Китая усложнится. Всё это может вызвать новый виток роста цен и дефицита.
Покупателям остаётся выбирать стратегию:
— покупать сейчас, пока нужные модели ещё есть,
— ждать стабилизации,
— или временно уйти на вторичку.
Однозначного решения нет — рынок входит в период, когда автомобиль становится ещё более дорогой и дефицитной покупкой.
🚀Чтобы поддержать проект, подписывайтесь на нас в Дзене и Telegram.