Найти в Дзене
Свободные науки

Конец человеческой исключительности: что такое постгуманизм и куда мы идем?

Люди привыкли считать себя венцом творения. Гуманизм, идеология, в которой выросли целые поколения, утверждал: человек — высшая ценность и центр мироздания. Но так ли это на самом деле? На фоне гуманистических лозунгов совершались мировые войны и экологические катастрофы. Сама идея человеческой исключительности начала трещать по швам. Ей на смену приходит постгуманизм — новое направление мысли, которое предлагает радикально пересмотреть наше место во Вселенной. От лозунгов к делу: почему гуманизм исчерпал себя? Гуманизм прошел долгий путь: от античного противопоставления «гуманус» (тех, кто говорит на греческом языке) и «антропос» (варваров) до либеральных ценностей современности. Однако, как показали мыслители вроде Мишеля Фуко, гуманистический образ человека — не вечная данность, а конструкт, созданный в определенную эпоху. Его изначальная установка на разделение людей на «полноценных» и «неполноценных» в итоге послужила оправданию колониализма. Постгуманизм бросает вызов этой традиц
Оглавление

Люди привыкли считать себя венцом творения. Гуманизм, идеология, в которой выросли целые поколения, утверждал: человек — высшая ценность и центр мироздания. Но так ли это на самом деле? На фоне гуманистических лозунгов совершались мировые войны и экологические катастрофы. Сама идея человеческой исключительности начала трещать по швам. Ей на смену приходит постгуманизм — новое направление мысли, которое предлагает радикально пересмотреть наше место во Вселенной.

От лозунгов к делу: почему гуманизм исчерпал себя?

Гуманизм прошел долгий путь: от античного противопоставления «гуманус» (тех, кто говорит на греческом языке) и «антропос» (варваров) до либеральных ценностей современности. Однако, как показали мыслители вроде Мишеля Фуко, гуманистический образ человека — не вечная данность, а конструкт, созданный в определенную эпоху. Его изначальная установка на разделение людей на «полноценных» и «неполноценных» в итоге послужила оправданию колониализма.

Постгуманизм бросает вызов этой традиции. Он начался не с научных открытий, а с художественной литературы. В 1970-е годы литературовед Ихаб Хассан, анализируя произведения современной ему прозы, заметил: субъектом действия все чаще становятся не только люди, но и животные, растения, даже бактерии. Идея «царя природы» впервые была поставлена под сомнение не в лаборатории, а в романе.

Ибн Хассан (1925-2015)
Ибн Хассан (1925-2015)

Предвестники и философы: кто подготовил почву?

Еще в XIX веке Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше оспаривали исключительность человека. Ницше, говоря о «последнем человеке» и «сверхчеловеке», по сути, наметил контуры будущей дискуссии.

Даже классики философии невольно заложили основы постгуманизма. Кант, хоть и считал самосознание прерогативой человека, разделил антропологию на физиологическую (что природа делает из человека) и прагматическую (что он делает из себя сам). Гегель же в своей «Феноменологии духа» описал борьбу за признание как ключевой элемент самосознания. Позднее Фрэнсис Фукуяма заметит, что эта борьба имеет биологические корни и наблюдается у многих животных, — тем самым подвергнув сомнению чисто человеческую природу этого феномена. И теперь неудивительно, что некоторые ставят вопрос, может ли ИИ стать православным.

Фрэнсис Фукуяма
Фрэнсис Фукуяма

Трансгуманизм: технологический авангард

Самым радикальным и практичным ответвлением постгуманизма стал трансгуманизм. Его цель — не просто осмыслить мир, а изменить самого человека с помощью технологий. Борьба со старением, смертью, ограничениями тела и разума — вот его повестка.

Трансгуманизм рассматривает Homo Sapiens как промежуточное звено эволюции. Следующая стадия — «постчеловек», существо, преобразованное генной инженерией, кибернетикой и нанотехнологиями. CRISPR-Cas9, редактирование генома, киборгизация — все это инструменты на пути к этой цели.

Любопытный пример практического трансгуманизма — инициатива «Усовершенствованные игры» (The Enhanced Games), где спортсменам разрешат использовать допинг. Организаторы видят в этом не обман, а эксперимент по расширению человеческих возможностей.

Источник: Freepik.ru
Источник: Freepik.ru

Каким будет мир после человека?

Постгуманизм рисует образы будущего, где границы между человеческим, животным и машинным размыты.

- Номадное общество: люди будут объединяться в небольшие сообщества, общаясь через технические средства, без необходимости физического контакта. Это уже наша реальность, а не просто прогноз.

- «Широкое человечество»: в общество будущего войдут не только люди, но и животные, с которыми будет налажено общение, и искусственные интеллекты.

- Посторганическая жизнь: сознание может быть «выгружено» на цифровые носители, а человеческая форма существования станет принципиально иной, как в романе Чарльза Стросса «Акселерандо» (или «Аччелерандо»).

-4

Заключение: новый виток

Постгуманизм можно воспринимать как конец человечества, как апокалипсис, но можно и иначе посмотреть на это, а именно: речь идет скорее о естественном развитии, о признании, что мы — лишь часть сложного и взаимосвязанного мира, а не его вершина. Он ставит перед нами сложные этические и практические вопросы, ответы на которые определят облик нашего будущего. Мир меняется, и постгуманизм предлагает нам осмыслить эти изменения без страха, но с ответственностью.

Публикация подготовлена на основе научной статьи: Воронов Ю.П. Развитие теории постгуманизма // Идеи и идеалы. – 2025. – Т. 17, № 3, ч. 1. – С. 79–104.

Дополнительная литература:

1. Фрэнсис Фукуяма «Наше постчеловеческое будущее»

2. Донна Харауэй «Манифест киборгов»

3. Рози Брайдотти «Постчеловек»