Найти в Дзене
Свободные науки

Кто в доме хозяин: почему искусственный интеллект никогда не станет человеком

Может ли искусственный интеллект стать православным? Этот странный на первый взгляд вопрос, заданный несколько лет назад одним российским политиком, заставляет задуматься о гораздо более серьезных вещах. Речь не о религии, а о самой природе разума. Что такое человеческое сознание и может ли машина когда-нибудь по-настоящему его обрести? Ответ, который предлагают гуманитарные науки, возможно, охладит пыл самых рьяных апологетов технологической сингулярности. Человеческий интеллект – это не просто мощный процессор, перерабатывающий данные. Это продукт тысячелетий, сплав трех великих процессов: становления личности, сложнейших социальных связей и коллективной деятельности. Наш разум рождается не в одиночку, а в обществе. Он неотделим от эмоций, воли и того, что мы называем душой. Мозг – лишь «платформа» для этого уникального явления, а не его суть. Искусственный интеллект, при всей его впечатляющей мощи, остается набором технологических решений, имитирующих отдельные когнитивные функции.

Может ли искусственный интеллект стать православным? Этот странный на первый взгляд вопрос, заданный несколько лет назад одним российским политиком, заставляет задуматься о гораздо более серьезных вещах. Речь не о религии, а о самой природе разума. Что такое человеческое сознание и может ли машина когда-нибудь по-настоящему его обрести? Ответ, который предлагают гуманитарные науки, возможно, охладит пыл самых рьяных апологетов технологической сингулярности.

Источник: Freepik.ru
Источник: Freepik.ru

Человеческий интеллект – это не просто мощный процессор, перерабатывающий данные. Это продукт тысячелетий, сплав трех великих процессов: становления личности, сложнейших социальных связей и коллективной деятельности. Наш разум рождается не в одиночку, а в обществе. Он неотделим от эмоций, воли и того, что мы называем душой. Мозг – лишь «платформа» для этого уникального явления, а не его суть.

Искусственный интеллект, при всей его впечатляющей мощи, остается набором технологических решений, имитирующих отдельные когнитивные функции. Он может обыграть человека в шахматы, распознать речь и даже генерировать тексты. Но он не переживает себя как уникальную личность, не испытывает эмоций и не является частью социального организма. Его «разум» лишен главного – внутреннего мира, сформированного в ходе совместной эволюции, культуры и личного опыта.

Источник: Freepik.ru
Источник: Freepik.ru

Сегодня в мире намечаются три основных подхода к развитию ИИ, три возможных сценария будущего.

Технократический сценарий видит в технологиях панацею от всех проблем. В этом мире, напоминающем антиутопию Оруэлла, обществом управляют инженеры и алгоритмы. Человек превращается в «винтик» гигантской системы, ценный лишь своей функциональностью. Свобода и индивидуальность приносятся в жертву эффективности и контролю.

Сциентистский подход, к которому относят трансгуманизм и постуманизм, выглядит более утонченно. Его адепты верят в бесконечное совершенствование человека с помощью технологий – победу над старением, смертью, ограничениями физического тела. Но и здесь человек часто рассматривается как объект для апгрейда, «социальный капитал», а не как уникальная самоценная личность.

Гуманитарная перспектива предлагает иной путь. Она напоминает, что технологии – всего лишь инструмент. Их ценность определяется не сложностью алгоритмов, а тем, служат ли они благу человека. В центре этого подхода – достоинство личности, ее свобода и право на самореализацию. ИИ в такой картине мира – не повелитель, а помощник, один из многих ресурсов, которые человечество использует для своего развития.

Источник: Freepik.ru
Источник: Freepik.ru

Ключевое различие между этими подходами заключается в ответе на вопрос: что первично – технология или человек? Технократия и сциентизм в своих крайних проявлениях готовы подчинить человеческую природу логике машин. Гуманитарный подход настаивает: именно люди являются конечным источником ценностей и смыслов. Любой ИИ, каким бы сложным он ни был, зависит от целей, которые ставят перед ним люди.

Это накладывает на нас огромную ответственность. Один и тот же алгоритм может служить разным целям. В руках демократического общества, основанного на правах человека и свободе слова, ИИ может стать мощным инструментом прогресса. Но в условиях авторитарного режима те же технологии легко превращаются в орудие тотального контроля и манипуляции.

Так может ли ИИ когда-нибудь обрести веру, эмоции, самосознание? Пока это из области научной фантастики. Для этого ему предстоит пройти путь, на который человечеству потребовались тысячелетия, – научиться не просто вычислять, а чувствовать, страдать, любить, быть частью сообщества. Пока же искусственный интеллект остается нашим отражением – и в своих достижениях, и в своих пороках. И именно от нас зависит, каким будет это отражение – уродливым или прекрасным.

Публикация подготовлена на основе научной статьи: Дзялошинский И. М. Искусственный интеллект: гуманитарная перспектива // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 6: Журналистика. С. 20–29.