30 лет назад считалось, что любой онкогематологический диагноз – это приговор. Сегодняшние возможности этого раздела медицины позволяют полностью излечить больного или существенно продлить его жизнь. О том, какова распространенность заболеваний крови среди жителей края, насколько развита их диагностика в нашем регионе и когда стоит для профилактики сдать общий анализ крови, «Автографу» рассказала Ирина Кудинова – главный внештатный специалист-гематолог Министерства здравоохранения Алтайского края, врач-гематолог Краевой клинической больницы.
текст: Оксана Макрушина, фото: Антон Губанов
«Наша гематологическая служба – одна из сильнейших»
– Ирина Юрьевна, расскажите, какие заболевания относятся к сфере профессиональной деятельности врача-гематолога?
– В сферу деятельности врача-гематолога, прежде всего, входят диагностика и лечение заболеваний системы крови. Это и анемии, и тромбоцитопении – то есть любые отклонения в общем анализе крови, которые требуют коррекции. И, конечно, онкологические заболевания: острые и хронические лейкозы, лимфомы.
– Какова статистика гематологической заболеваемости в Алтайском крае?
– Согласно статистическим данным, заболеваемость болезнями системы крови в Алтайском крае выше, чем общая в Российской Федерации. Прежде всего, речь об остром лейкозе – в простонародье лейкемии, или белокровии – высокоагрессивном раке крови. Это может быть связано с высокой выявляемостью: у нас гематологическая служба работает круглосуточно, 7 дней в неделю, у нас очень много врачей-гематологов, которые активно занимаются выявлением болезни. Плюс мы работаем по санавиации и имеем возможность поставить пациенту диагноз в течение 24 часов. Редко в каком регионе есть такие возможности.
– Как сегодня выглядит сфера гематологии в Алтайском крае на фоне Сибири, России – насколько она развита?
– В Алтайском крае хорошо развита гематологическая служба, она считается, можно сказать, эталоном для регионов РФ. В прошлом году нас посещала главный гематолог России Е.Н. Паровичникова: она сделала вывод, что служба региона является одной из сильнейших в стране и способна выполнять задачи самого высокого уровня.
У нас в крае есть филиал НМИЦ гематологии Минздрава РФ, который занимается патологией системы гемостаза – диагностикой и лечением нарушений свертываемости крови (тромбозов, кровотечений). Эту школу основал в свое время великий ученый З.С. Баркаган (основоположник клинической медицины в регионе, первооткрыватель в вопросах гемостаза – прим. ред).
Эта школа идет рука об руку с местным отделением онкогематологии. Отделение у нас очень большое, занимается лечением острых лейкозов, лимфом, преимущественно злокачественных новообразований системы крови и лимфатической системы. Пациентам проводят курсы высокодозной химиотерапии, которой мало кто владеет. В отделении есть асептический блок, где можно проводить курсы с миелоаблативным режимом (это когда человеку полностью убирают собственное кроветворение, замещая его донорскими клетками до этапа восстановления собственного).
Также в крае хорошо развита поликлиническая сеть, где ведут прием достаточное количество врачей-гематологов. И, конечно, у нас мощная лабораторная служба, позволяющая выдавать экспертные заключения высокого класса по заболеваниям системы крови. Мы готовы выполнять самые сложные задачи.
– Какие новые методики лечения осваивают алтайские специалисты?
– В арсенале наших врачей-гематологов есть возможность проведения аутологичной трансплантации костного мозга (пересадка собственных тканей или клеток организма, где пациент одновременно является и донором, и реципиентом – прим.ред). В настоящее время мы ждем финансирования, поддержки нашего Минздрава для того, чтобы эту методику масштабировать.
Расскажу также о новейшей методике, которая, я уверена, будет внедрена в нашем регионе. Когда нас посещала главный гематолог страны, она упоминала необходимость создания центров CAR-Т-клеточной терапии – это новый виток в лечении окнологических и онкогематологических заболеваний. Суть в том, что собственные клетки, так скажем, обучают борьбе с опухолью и после вводят их в системный кровоток человека. Тем самым, собственные лимфоциты уничтожают опухоль. Это очень интересная, передовая технология. И в НМИЦ гематологии Минздрава РФ сейчас активно занимаются разработкой CAR-Т-клеток и считают, что наш регион способен «потянуть» данный вид терапии. Но, конечно, речь о будущем: сейчас только готовится законодательная база для оборота клеточных продуктов CAR-Т-терапии.
«Анализ крови – это кладезь информации»
– К сожалению, заподозрить развитие болезни крови бывает непросто. На какие симптомы точно стоит обратить внимание и прийти на обследование к врачу?
– К врачу-гематологу чаще всего обращаются пациенты, у которых есть изменения в общем анализе крови. Какие это изменения: повышение, либо понижение таких показателей, как: уровень гемоглобина, число лейкоцитов, тромбоцитов. Верификацией показателей, дальнейшей диагностикой и лечением данных состояний должен заняться именно гематолог.
На какие симптомы следует еще обратить внимание: в первую очередь, на немотивированную общую слабость, снижение толерантности к физической нагрузке. Например, раньше человек занимался спортом, мог достаточно быстро ходить, а в настоящий момент не может донести сумку с продуктами, небольшая физическая нагрузка вызывает одышку, после нее нужно полежать, восстановиться.
Насторожить должно и немотивированное снижение массы тела: когда с аппетитом все в порядке, либо аппетит снижен, и, допустим, за 6 месяцев уходят 5-10 кг веса. Еще одной причиной для обследования может стать сильная ночная потливость – один из симптомов интоксикации. Все это может быть первыми признаками опухолевого процесса.
– Что делать дальше, если вдруг такие симптомы обнаружились?
– Безусловно, для начала необходимо сдать общий анализ крови. На самом деле, для грамотного гематолога общий анализ крови – это кладезь информации! Там очень много параметров, которые не оценивают другие врачи (диаметр эритроцитов, степень насыщения эритроцитов гемоглобином, лейкоцитарная формула). Для дальнейшего скрининга необходимо сдать еще и биохимический анализ крови, чтобы понимать, в каком состоянии печень и почки. И после, с результатами анализов, идти на консультацию к специалисту.
«Эту профессию нужно любить»
– Вы упомянули, что в крае много врачей-гематологов – получается, кадровый голод нам не страшен?
– Да, в Алтайском крае, в отличие от практически всех регионов СФО и даже России в целом, нет кадрового дефицита в нашей сфере. Разве что в Иркутской области есть такое же количество врачей-гематологов, как у нас. Мы близко взаимодействуем с медицинским университетом: студенты видят перспективность профессии, видят отдачу от пациентов, сплоченный коллектив врачей-гематологов и, соответственно, с радостью приходят в ординатуру по этой специальности.
– За что лично вы любите свою работу?
– На самом деле, наша работа – это неописуемый драйв, неописуемое удовольствие! Когда к тебе завозят на каталке пациента, у которого практически нет шанса на выживание, ты с ним проходишь все стадии принятия болезни, борьбы, тяжелой химиотерапии, – и тут он начинает вставать на ноги, у него начинает работать собственное кроветворение…Пациент становится здоровым или практически здоровым, у него есть шанс на полное выздоровление – это неописуемое чувство! Все коллеги знают, насколько это сложно, но и настолько же велика отдача. Когда я вижу своих пациентов, которые ходят в театр, продолжают трудовую деятельность, рожают детей, – я счастлива. Эту профессию нужно любить – и мы ее любим.