Найти в Дзене
УМАПАЛАТА

Эйнштейн: за пределами мифа

В сегодняшнем посте обойдемся без технических деталей и посвятим его целиком одному деятелю науки. Эйнштейн - это почти бренд. Символ науки двадцатого века, обладатель одной из самых узнаваемых фотографии, человек, чьё имя стало синонимом гения. И вот, с одной стороны, образ Эйнштейна принёс науке колоссальную пользу, он стал её человеческим лицом, тем самым «умным стариком», олицетворением силы разума. С другой стороны, этот же образ обернулся ловушкой: массовое сознание не нуждается в причинах и проверках, ему достаточно привычных догм. Эйнштейн прав, потому что Эйнштейн. Примерно по той же логике Плутон для многих до сих пор планета, потому что это записано на подкорку. И как это часто бывает, обожествление порождает антипода - кружок скептиков, уверенных, что Эйнштейн ни в чем не прав, всё украл, и вообще был посредственным патентным клерком. Однако клерков по миру тысячи, а Эйнштейн - один. К тому же его идеи не вычитаны из чужих заявок: вот квантовую механику в начале 20-го века

В сегодняшнем посте обойдемся без технических деталей и посвятим его целиком одному деятелю науки.

Эйнштейн - это почти бренд. Символ науки двадцатого века, обладатель одной из самых узнаваемых фотографии, человек, чьё имя стало синонимом гения.

И вот, с одной стороны, образ Эйнштейна принёс науке колоссальную пользу, он стал её человеческим лицом, тем самым «умным стариком», олицетворением силы разума.

С другой стороны, этот же образ обернулся ловушкой: массовое сознание не нуждается в причинах и проверках, ему достаточно привычных догм. Эйнштейн прав, потому что Эйнштейн. Примерно по той же логике Плутон для многих до сих пор планета, потому что это записано на подкорку.

И как это часто бывает, обожествление порождает антипода - кружок скептиков, уверенных, что Эйнштейн ни в чем не прав, всё украл, и вообще был посредственным патентным клерком.

Однако клерков по миру тысячи, а Эйнштейн - один. К тому же его идеи не вычитаны из чужих заявок: вот квантовую механику в начале 20-го века строили всем миром, а специальную и общую теории относительности он вытесал сам, практически в одиночку, как скульптор из камня.

И люди часто забывают, что Эйнштейн занимался не только космическими масштабами и искривлением пространства. Он прекрасно понимал микромир, тонкости взаимодействия частиц и квантовых эффектов.

Нобелевскую премию он получил вовсе не «за теорию относительности», а за объяснение фотоэффекта, задачу из мира микрочастиц.

А ещё у него был черный пояс по матану, через который и строил свои «мысленные эксперименты» и их проверки на непротиворечивость.

Многих еще дразнит и триггерит установленный Эйнштейном предел скорости в одну единицу "цэ". Это сильно мешает мечтать о межзвездных полетах и вынуждает искать обходные пути.

Но наука и строится на таких рамках: кто-то их формулирует, кто-то позже раздвигает. Эйнштейн - не истина в последней инстанции и не враг прогресса. Это человек своего времени, с гениальным умением соединять математику, физику и интуицию. И относиться к нему стоит не мифологически, а с пониманием контекста и масштаба.