Возможно ли, чтобы образ подчиненного был выше по лестнице архетипов, чем у начальника? Получается, что да. Найджел в "Дьявол носит Prada" - это "Наставник", более сложный, зрелый и глубокий, чем "Мать" у Миранды.
По стилистике мы тут с вами вряд ли найдем для себя, девочек, что-то ценное. Мужские образы суше и проще, чем девчачьи.
Можно присматриваться к мелочам, но основа всего - это классическая джентельменская классика. Если бы мы с вами тут занимались мужской модой, я бы рассказала и про рукава с градиентом в сцене со съёмок, и про ужасные галстуки при цветных рубашках под классический костюм. Но это мода 2000х - и при том богемная.
Если бы это была женщина, ей бы дали мантию, или драпировки, или длинные кардиганы (можно и под пояс, но ослабленный).
Будем считать Найджела магом, добрым феем, который и правда совершает маленькое чудо, когда впервые предлагает Андреа пару дежурных лодочек вместо её грубых сабо "на манной каше".
Про Андреа говорили вчера, кстати.
А про Миранду - ещё раньше.
За работу над этим фильмом актер не получил наград, хотя многие обожают этого персонажа. Однако Туччи признавался, что это был замечательный опыт. Его герой очень человечный: он двигается в мире моды, как рыба в воде, но в отличие от Миранды эмпатичен. За эту способность к сочувствию и деятельной помощи мы его и любим.
Можно подумать, что у Андреа в фильме две "матери": плохая Миранда и хорошая в лице взявшего над ней покровительство Найджела. Но к архетипу "матери/отца" он не относится, и вот, почему.
Стенли Туччи в роли Найджела — идеальный пример взрослого, который не претендует на статус матери. Он не защищает, не смягчает удары судьбы и не создаёт уютную «безопасную комнату» для Андреа. Забота в его понимании — не прислуживание, а честная, иногда жесткая поддержка: он толкает наружу, в мир, в риск, и делает это почти играючи, с улыбкой на лице.
Он не лезет к ней с объятиями, не пытается прикрыть от мира или сформировать зависимость — только контакт двух взрослых людей. Найджел также не формирует судьбу Андреа, не пытается сделать «своей дочкой», не кормит, не утешает. Честность и лёгкая ирония в тоне делают его наставником, а не мамой: человек, который умеет давать свободу выбора, даже если это выбор непростой и колючий. В результате Найджел становится той опорой, которая помогает Андреа взрослеть, но без тени контроля или эмоциональной ловушки.
Между тем, у него есть классические признаки архетипа "Наставника".
Во-первых, он открывает двери и даёт язык мира.
Найджел — это тот, кто знакомит Андреа с кодами, привычками и ритуалами мира высокой моды. Он объясняет, как здесь ходят, смеются, общаются, какие слова ценятся, а какие — мгновенно выставляют за дверь. Наставник всегда даёт структуру: без неё даже самый умный новичок теряется. Найджел не просто переводчик: он показывает, как жить в племени, где всё держится на невысказанных правилах, и делает это с лёгкой иронией, позволяя Андреа постепенно освоить «язык» мира, в который она попала почти случайно.
Во-вторых, он передаёт ей технику, а не пытается воспитывать.
Уроки Найджела — это мастер-классы по ремеслу, а не лекции о том, как быть «хорошей» или «правильной». Он учит выбирать ткани, понимать силуэт, видеть и создавать стиль в контексте задач, а не морализировать. Его подход чёткий, прагматичный и честный: ошибки — не повод для осуждения, а шанс освоить инструмент. Он не формирует личность Андреа, не пытается воспитать её — он даёт ей знания и умения, которые превращают её в эффективного игрока в мире, где красота и системность тесно переплетены.
В-третьих, он вносит в её путь элегантность и самостоятельность
Наставник Возлюбленной — это проводник в мир силы, магнетизма и независимости. Найджел показывает, что привлекательность — это инструмент влияния, а не способ подчинения или игрушка для кого-то. Он помогает Андреа развивать уверенность и власть, сохраняя её свободу и целостность. Она учится быть эффектной, грациозной и заметной, не теряя себя. Его роль — раскрыть потенциал, показать возможности, дать ключи к элегантной самореализации без контроля или давления.
В-четвертых, он не пытается передать ей свою боль.
У Найджела есть свои усталость и разочарования, он переживает предательство и потерю возможностей, но это боль профессионала, а не родительская драма. Его раны — результат высоких стандартов, ответственности и мастерства, которое не всегда ценят. Он переживает за профессию, за путь, который выбрал, за задачи, которые приходится решать, но это не связано с эмоциональной зависимостью от других. Именно это, цена, которую платит мастер, делает его наставником, а не матерью, и позволяет быть честным, но свободным в контакте с Андреа.
Всем бы такого хоть раз в жизни.
Интересно, что я не могу вспомнить женских образов в архетипе Наставницы в кино. А вот коучей и психологов, прежде всего, популярных сейчас в сети, очень много.
В комментариях пишите, пожалуйста, отзывается ли вам этот образ и кого он вам напомнил. А я напоминаю, что завтра последний день, когда ещё открыт вход на курс по архетипам в стиле и их современной стилизации "От царевны до царицы". Эфир и условия здесь. Рада каждой из вас!
Клуб "Альфа Центавра" - ссылки на удачные с моей точки зрения вещи (и масс-маркет, и премиум), возможность задать мне вопрос, получить конкретные советы, запросить заметку по теме и прислать марки на разбор. Там много интересного и архив материалов за 4 года, включая видео.