Найти в Дзене

"Дьявол носит Prada". Часть 2, архетип и стиль Андреа

Андреа неуловимо бесит - хотя, может быть, бесит только меня. Слишком я себя в ней узнаю.

Фильм она начинает в образе "вечной тетеньки" - и будь Энн Хэтуэй менее привлекательной, это было бы заметно. Всё же преображение до/после здесь не так эффектно, как могло бы быть при менее эффектной девочке.
В начале мы видим её как человека, живущего умом, а не телом, логикой, а не магнетизмом. В ней есть классическая энергия Возлюбленной, но необработанная, необжитая, даже слегка стыдливая. Она не осознаёт своего обаяния, не верит, что внешнее может быть ресурсом, и потому демонстративно игнорирует все ритуалы красоты, считая их чем-то вторичным.

По возрасту и задачам, Андреа, конечно же, "Возлюбленная". Вся эта история про "упороться, но сделать" - это именно про неё, потому что "Возлюбленная" - это не только про романтические отношения.

Андреа входит в историю как бедная выпускница, у которой на карточке пустота, а арендодатель дышит в спину. Умная, блестящее резюме, с красным дипломом, но без реального пространства для манёвра: ей нужна работа, и срочно.

Видели вы этот момент преображения. Про то, что выделили фонды журнала на практикантку, это сказки, конечно. Люди любят про "Золушку", но в жизни придется как-то самим себе быть доброй феей.
Видели вы этот момент преображения. Про то, что выделили фонды журнала на практикантку, это сказки, конечно. Люди любят про "Золушку", но в жизни придется как-то самим себе быть доброй феей.


При этом она умудряется быть удивительно высокомерной в своём незнании, отказываясь понимать, кто такая Миранда Пристли, и демонстративно презирая мир моды, который считает пустым и недостойным её таланта. Её подчеркнутое безразличие к этому миру — щит, за которым скрывается растерянность: она хочет доказать себе, что выше всего этого, хотя на самом деле пока не знает ни себя, ни цену чужой игры.

У неё красивый мальчик и такие же друзья, которые ещё только начинают пробиваться после института и пьют "за работу, на которой платят". Сколько им ещё толкаться в стажерах, пока можно будет перестать стрелять деньги у родителей?

«Runway» и Миранда становятся для Андреа идеальным зеркалом. Всё, что она отрицала — силу образа, власть эстетики, язык статусных знаков, необходимость проявленного желания — теперь окружает её как система координат.


Это не просто работа, а особое пространство, которое выталкивает её из юношеской позиции «я ценная, потому что умная», заставляя встретиться с другой частью себя. И здесь архетип Возлюбленной начинает просыпаться: она учится не просто выполнять задачи, а быть видимой. Появляться, входить в пространство, заявлять о себе так же громко, как и её знаменитая начальница.

В этом столкновении с новым миром Андреа взрослеет не потому, что её «ломают», а потому, что она встречается с собственным потенциалом, который раньше игнорировала. Мир моды оказывается её тренировочным залом, местом, где она впервые понимает: быть заметной — не значит быть пустой.

Важно, что в процессе истории она учится быть субъектом и объектом одновременно. Вначале она объект наблюдения: её оценивают, корректируют, подстраивают. Потом она становится субъектом выбора: может держать внимание, распоряжаться вниманием, влиять на контекст.

Переодевание — не просто смена одежды, а перенос центра «знаю» в центр «чувствую». Она учится получать удовольствие от красоты. И это то, что делает Возлюбленную: вкус, чувственность, осознанное обаяние.

Её испытание — не потерять себя в процессе того, что её начинают любить, замечать, покупать. В какой-то момент она почти становится тенью Миранды. Возлюбленная должна отстроить границы, иначе она превращается в украшающую дочь Тёмной Матери.

Сцена в конце, где она бросает Миранду в Париже, бросая сотовый в фонтан, художественная условность, конечно. Нельзя было сбежать, ничего не объяснив. И не доработать хотя бы до возвращения домой. Они бы не то что столкнулись в самолете - она бы ещё и весь багаж Миранды укладывала, и обратно сопровождала. Но как художественная условность сойдет - девочка оглянулась на свои ценности, поняла, что теряет, и вышла из гравитационного поля своей метрессы.

В конце, кстати, отличный стиль получился. Обратите внимание: он синтезированный, между её собственным в начале и тем гламурным, к которому она привыкла в издательстве. Так и должно быть в жизни - в реальной работе с живыми людьми так и бывает.

И всё это очень важные уроки, конечно. Иногда надо упороться, чтобы вырасти. Но иногда нужно выйти из поезда, который мчится во весь опор не туда, куда тебе нужно, хотя до этого приходится дорастать. Иногда трудно и с потерями.

В комментариях пишите, пожалуйста, что думаете об этом персонаже. Может, вы себя узнали или у вас есть такие подчиненные? Андреа - очень типична. Наверное, поэтому и трогает.

Я вам от всей души желаю вовремя проживать свои возраста и всегда получать удовольствие от стиля - он много делает в мире людей. И напоминаю, что вход на курс об архетипах возраста и современных стилизациях "От царевны до царицы" открыт до понедельника, 1 декабря. Эфир и условия вот тут.

Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Услуги и цены: alenakalistratova.ru
Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Услуги и цены: alenakalistratova.ru

Клуб "Альфа Центавра" - ссылки на удачные с моей точки зрения вещи (и масс-маркет, и премиум), возможность задать мне вопрос, получить конкретные советы, запросить заметку по теме и прислать марки на разбор. Там много интересного и архив материалов за 4 года, включая видео.