На картине изображен деревенский танец, организованный группой крестьян, в присутствии местных дам и господ.
Участники мероприятия сидят в кругу на поляне между деревьями, рядом с которой протекает ручей.
В центре молодой крестьянин приглашает даму открыть танец.
Взгляд зрителя скользит по разнообразным жестам и действиям фигурок: слегка скучающая женщина поворачивается к соседке, в то время как на противоположной стороне две женщины заботятся о маленьком мальчике; лютнист останавливается, чтобы взять одну из фляжек с прохладительным напитком, а молодой человек – возможно, уже пьяный – спит рядом с пустым кувшином.
Женщина на небольшом мостике берет мальчика за руку, в то время как группы охотников и других фигурок рассеиваются по холмистому пейзажу, усеянному замками, фермами и небольшой церковью.
Вдали виднеются парусные суда, рассекающие водную гладь.
В то время как несколько белых птиц отчётливо виднеются на фоне тёмного облачного неба в верхней части сцены.
Когда эта картина была представлена на аукционе Bonhams в Лондоне в 2008 году, она была выставлена как работа анонимного художника из Болоньи.
Высокое качество исполнения послужило поводом для интенсивных исследований, которые показали, что работа представляет собой значительный и оригинальный эпизод в развитии жанра пейзажа с фигурами в приятной, праздничной или галантной атмосфере.
Однако в то время ни один из известных болонских художников, работавших в этом жанре, не мог быть с уверенностью идентифицирован как автор этого полотна.
Когда позднее установили, что речь идёт о Гвидо Рени (1575–1642), это стало одним из самых важных и неожиданных открытий последних лет, наряду с документально подтвержденным происхождением картины из коллекции кардинала Шипионе Боргезе (Сципиона Боргезе).
Первое упоминание о картине в коллекции Шипионе Боргезе относится к 1620–1630-м годам, когда она упоминается в инвентаре той эпохи со следующим описанием:
Работа на холсте с изображением танца в ломбардском стиле с участием крестьян и крестьянок, чёрная рама с позолотой, 3¼ в высоту и 4 в ширину, работы Альбано.
Помимо ошибочной атрибуции Альбани, описание сюжета – танец в "ломбардском стиле" и размеры позволяют нам уверенно идентифицировать эту запись с рассматриваемой работой.
Атрибуция была вскоре исправлена в отчёте Манилли о владении виллой за 1650 год:
Другая картина с изображением деревенского танца принадлежит Гвидо Рени.
В описи Боргезе 1693 года мы читаем о
работе на холсте с пейзажем и множеством больших и малых фигур с деревенским танцем, высотой в 3½ ладони, в позолоченной раме, под номером [sic], работы Гвидо Рени.
После чего картина долго отсутствует в инвентарях Боргезе; но вновь появляется в каталоге продажи ряда картин, состоявшейся в Палаццо Боргезе в 1892 году.
Это долгое отсутствие, возможно, объясняется изменением вкусов.
Начиная с XVIII века сюжет картины, возможно, был признан вышедшим из моды, что могло привести к её передаче во вторичную коллекцию в одной из семейных резиденций, где она хранилась до продажи.
В каталоге продаж 1892 года картина почему-то утратила свою правильную атрибуцию и была отнесена к фламандской школе.
После продажи все следы работы были потеряны до тех пор, пока она не появилась на аукционе Bonhams в Лондоне 19 июля 2008 года.
Раньше исследователи не знали, что Рени был также пейзажистом. Однако, как показали недавние исследования, он создавал пейзажи в первые годы своего пребывания в Риме. Было обнаружено несколько дополнительных примеров, таких, например, как «Пейзаж с играющими херувимами», написанный вскоре после «Деревенского танца».
Как только художник прибыл в Рим, он сразу же обратился к своим покровителям, желаю полностью показать им свои возможности.
Похоже, именно в этом и заключается замысел одной из деталей рассматриваемой работы: в небе над сценой художник поместил двух мух в натуральную величину, словно приземлившихся на холст, которые как будто желают соблазнить зрителя смахнуть их рукой.
Кардинал действительно желал сделать Рени своим придворным художником, считая его самым значительным художником римской живописи после смерти Аннибале Карраччи (1560–1609).
В лице папы Павла V семья Боргезе поручила ему роспись двух комнат Ватиканского дворца, создание фресок в капелле Боргезе базилики Санта-Мария-Маджоре, а позднее – в Большой капелле Квиринальского дворца.
Шипионе Боргезе также заказал «Мученичество Святого Андрея» для церкви Сан-Грегорио-аль-Челио, а также один из величайших шедевров художника – «Аврору» в палаццо Паллавичини Роспильози, построенном Боргезе и ставшим резиденцией кардинала.
Несколько работ Гвидо вошли в коллекцию семьи.
В дополнение к уже упомянутым работам следует упомянуть «Святую Цецилию», написанную несколько лет спустя и хранящуюся сегодня в Музее Нортона Саймона в Пасадене, а также «Моисей со скрижалями Завета» – важное произведение поздних лет, изображающее совершенно иной сюжет.
Таким образом, рассматриваемый пейзаж представляет собой частичное своевременное дополнение к попытке реконструкции творческого пути художника.
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!