Найти в Дзене

Двое совсем разных особенных детей сработались на одном творческом занятии

Вот именно: не просто разных, а совсем разных. Во-первых, одному ребенку 17 лет, а другому - только 4 с половиной года. Во-вторых, это девочка и мальчик. В-третьих, характеры у них буквально противоположные. Но, в итоге, получилось довольно интересно. Хотя, изначально, никто не собирался идти на такой "эксперимент" и нарочно объединять совершенно разных ребят на одном занятии. Всё-таки, педагоги нашего социального спецучреждения для детей с ОВЗ - люди вменяемые! Просто бывают разные обстоятельства… Как я уже писала во многих публикациях, дети приезжают к нам в стационары из разных концов области, а смена длится 3 недели, как в любом "стандартном" санатории. И, наряду со всеми медицинскими и коррекционными "мероприятиями", в обязательном порядке ходят в наш кабинет на творческие занятия (независимо от возраста, характера нарушений ребенка, умений-навыков и вообще желания заниматься творчеством). Ну, правила такие! И, прямо в день заселения, все медики, специалисты по коррекции и прочие
Оглавление

Вот именно: не просто разных, а совсем разных. Во-первых, одному ребенку 17 лет, а другому - только 4 с половиной года. Во-вторых, это девочка и мальчик. В-третьих, характеры у них буквально противоположные.

Но, в итоге, получилось довольно интересно. Хотя, изначально, никто не собирался идти на такой "эксперимент" и нарочно объединять совершенно разных ребят на одном занятии. Всё-таки, педагоги нашего социального спецучреждения для детей с ОВЗ - люди вменяемые!

Просто бывают разные обстоятельства…

Как я уже писала во многих публикациях, дети приезжают к нам в стационары из разных концов области, а смена длится 3 недели, как в любом "стандартном" санатории.

И, наряду со всеми медицинскими и коррекционными "мероприятиями", в обязательном порядке ходят в наш кабинет на творческие занятия (независимо от возраста, характера нарушений ребенка, умений-навыков и вообще желания заниматься творчеством). Ну, правила такие!

И, прямо в день заселения, все медики, специалисты по коррекции и прочие педагогические работники составляют на каждого ребенка расписание занятий и процедур.

При этом, тщательно следят, чтобы ни в коем случае не возникало никаких накладок!

Например, захочет педагог по рисованию поставить Ване Иванову занятие в понедельник в 9 утра - опа, нельзя! Потому что у него там уже в "окошечке" стоит физкультура или занятие с логопедом.

Поэтому, составление расписания - процесс долгий и мучительный. Ведь детей - много, специалистов - мало, кабинетов - еще меньше. А услуги должны получать все-все дети!

К тому же, во многих кабинетах работает сразу по 2-3 педагога (как в нашем). Посему, даже составив расписание "тютя в тютю", мы с коллегами еще должны работать с оглядкой друг на друга, стараясь не доставлять соседям неудобства…

А это уже как повезёт, ведь бывает, что иной ребенок и шумит, и носится по кабинету, и, понятное дело, мешает работать другим детям, которые работают с другим педагогом за другим столом…

Короче, это всё лирика

К тому же, рассуждала я об этом уже не раз, а мои дорогие читатели справедливо возмущались по этому поводу.

Да, я тоже такого мнения, что неправильно совмещать разные виды деятельности одновременно в одной комнате, но… не могут же рядовые педагоги надстроить над зданием дополнительный этаж, чтобы людям кабинетов хватало!

И вообще, те дети, о которых я изначально хотела написать, как раз ходили одновременно на занятия к ОДНОМУ педагогу. На рисование. К моей соседке по кабинету - отличному специалисту и прекрасному душевному человеку.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Как так получилось?

Ну, я о том, что на одно время по расписанию на занятие ходили и маленькая девочка, и большой мальчик…

В первый же вечер новой смены расписание у всех детей (и, соответственно, педагогов) было уже заполнено, все медики-педагоги - разместили по окошечкам листов-бегунков свои занятия-процедуры…

И на определенное время в определенные дни недели занятие по рисованию поставили только одной маленькой девочке.

Но!

Как оказалось, еще один ребенок должен был доехать через пару дней (тот самый "большой мальчик", мама которого не успела вовремя собрать все документы).

Поэтому, когда большой мальчик всё-таки приехал, практически все "окошечки" в расписании были уже заняты (ну, по крайней мере, у кружководов - точно!)

И педагоги уже думу думали, к кому этого большого мальчика "присоседить", чтобы он ни в коем случае не остался без занятий (а то "по шеЯм" получат именно педагоги).

Еще всё усложнялось тем, что никто не знал этого мальчика (приехал впервые), а диагнозы и характеристики - педагогам не сообщаются. Просто кратенько сказали, что парнишка - милый, мирный и очень медлительный.

И, если у меня (в кружке оригами) он удачно попал в "окошечко" на тихом часе ("старшаки" не спят в тихий час), то у моей соседки - такой удачи не получилось.

И "куда поставить" большого мальчика?

В смысле, на какое время?

Был вариант "поставить" его на 9 утра к ровеснику в пару - но, увы, большому мальчику на это время поставили физиопроцедуры.

А в те полчаса до обеда, когда у мальчика незанятое время - у педагога в расписании занятие с очень-очень тяжелым агрессивным ребенком стоит, а значит, никакого "соседства" не получится.

И единственный возможный вариант был - поставить большого мальчика в пару к маленькой девочке

А что такого?

Так думала педагог. И радовала себя мыслью, как ей будет удобно: большому мальчику - уже 17! Взрослый самостоятельный человек! Дам ему задание, материалы и инструменты - и пусть себе работает. А в это время можно и с маленькой девочкой вплотную заниматься. Здорово же? И волки сыты, и овцы целы, и никого занятиями не обделили, а, значит, поводов для жалоб нет!

Но получилось немножко иначе…

Большой Мальчик С.

Ребенок из стационара, 17 лет, ментальные нарушения.

Да, тот самый "поздно приехавший" человек. И правда большой, очень большой! Высокий, полный, кудрявый…

А диагносты ведь не обманули! Парнишка добрый, неконфликтный, всегда улыбается.

Но, увы…

Человек он очень "своеобразный" (ввиду своих особенностей) и совершенно не самостоятельный. Сам может делать только "базу": надеть штаны-футболку (и то, не всегда правильно), поесть и в туалет сходить.

Всё остальное - навряд ли… ведь он и на просьбы реагирует так, как будто совсем ничего не понимает.

Например…

Сидит у психолога. На столе - несколько маленьких игрушечек.

Психолог говорит мальчику С. (обращаясь по имени):

- Дай мне собачку! (или машинку… короче то, что ему явно должно быть знакомо)

А мальчик С. - улыбается, нежно говорит "Ууу!" и разводит руками.

Вот такой товарищ…

Девочка В.

Ребенок из стационара, 4 года, ментальные нарушения (пффф, чёт не знаааю…)

Та самая девочка, к которой "присоседили" мальчика С. (ну, педагог-то надеялась, что мальчик С. будет работать сам, пока она будет помогать маленькой девочке).

Но, как оказалось…

Девочка В. - веселый, контактный позитивный человек. Деятельный, активный и… говорящий!

И что эта "парочка" делала на уроке рисования?

Рисуют солнышко с тучками.

Маленькая девочка В. - глядя на образец, работает шустро и самостоятельно(!) отыскивает жёлтую краску и трудится над солнышком.

Большому мальчику С. - педагог набирает акварельку на кисть и показывает (над листом), как рисовать.

Мальчик С. - смотрит, улыбается, ооочень-очень медленно мотает цветным кончиком кисти перед своими глазами… Туда, сюда, туда, сюда...

Педагог ему:

- Ну давай, вооот так, не улетай, смотри сюда…

А девочка В. - уже выполнила задание "по солнышку" и помыла кисточку.

Нетерпеливо подпрыгивает на стуле и честно ждёт следующего шага (когда разрешат набирать синюю краску для "тучки").

А мальчик С. - всё тянет-потянет…

Но педагог-то - не хочет за него рисовать (в чём тогда смысл занятия?)

От неё - только инструкции: и словами, и жестами, и штрихами, танцами.

Маленькая девочка В. - не выдерживает: вскакивает со своего места, встаёт позади большого мальчика С. и… обхватывает своими мелкими ручками его огромную полную (но мягкую!) ручищу. Вместе с кистью!

Берёт - и, корячась, кряхтя и пыхтя, толкает руку мальчика как огромный камень по кругу:

- Ыыыхххыыы!

При этом, еще и пережимает его пальцы вокруг кисти. Кряхтит, а сама "жучит" мальчика С.:

- Эй, ты чооо? А ну рисуй! Сол-ныш-кааа!

А мальчик С. - не сопротивляется: поддаётся, оглядывается на девочку и улыбается. А девочка - радуется тому, что она так полезна на занятии…

Далее, они и тучку нарисовали тем же "макаром": сначала девочка В. свою нарисовала, а потом - и мальчику, его рукой.

А педагог - хвалила обоих: и за дружный совместный труд, и за находчивость.

И что потом?

На следующем занятии по рисованию (по плану: пенёчек, из-за которого выглядывает голова зайца) - девочка В. сама предложила:

- А давай мы сразу ВМЕСТЕ будем рисовать?

Педагог была не против. А уж мальчик С. - тем более. И "рабочий процесс" был столь же добрым, милым и увлекательным для обоих ребят. И "заячий пенёк" - тоже хороший получился

Готовый рисунок в итоге девочка забрала себе. Несмотря на то, что работа как бы "совместная", мальчик С., естественно, не обиделся.
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А педагог - просто сделала забавное открытие!

(не для себя, а для тех, кто "зациклен" на формировании групп исключительно "по возрасту")

Не всегда старший ребенок работает самостоятельно. Не всегда старший "подавляет" младшего. Не всегда старший "вытягивает" младшего. И не всегда двое абсолютно противоположных людей работают "автономно" друг от друга, не обращая друг на друга внимание.

И диагнозы тут тоже не при чём! Ведь мы их всё равно не знаем.

И пусть кто-то считает, что я неправа, я уверена, что пользу от занятий получили ОБА ребенка! Каждый - свою.

Вам же, дорогие читатели, тоже пользы и радости от каждого события.

А я буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам.