Найти в Дзене
Александр Долгих

Как шампанское и мандарины стали символами Нового года

Уже скоро во всех домах страны появится запах хвои, а потом его дополнит бой курантов, искрящийся в бокале напиток и неповторимый аромат мандаринов, чётко ассоциирующийся с Новым годом. Два, казалось бы, простых продукта, шампанское и мандарины, стали не просто угощениями на столе, а настоящими символами праздника. До революции игристое вино было напитком аристократии и богатых сословий,

Уже скоро во всех домах страны появится запах хвои, а потом его дополнит бой курантов, искрящийся в бокале напиток и неповторимый аромат мандаринов, чётко ассоциирующийся с Новым годом. Два, казалось бы, простых продукта, шампанское и мандарины, стали не просто угощениями на столе, а настоящими символами праздника.

До революции игристое вино было напитком аристократии и богатых сословий, малодоступным для простого народа. Советская власть, ломая старые устои, поставила перед собой задачу сделать элитарный продукт массовым и демократичным. Идейным вдохновителем и организатором этого процесса стал нарком пищевой промышленности Анастас Микоян. В 1936 году, после его знаменитой поездки в США, где он изучал передовые методы пищепрома, был запущен проект по массовому производству игристого вина. Задача была обеспечить трудящихся собственным, «народным» шампанским к советским праздникам.

-2

Технологию, которая позволила бы достичь такого масштаба, разработал советский винодел Антон Фролов-Багреев. Классический метод шампанизации (вторичное брожение в бутылке) был долгим и дорогим. Фролов-Багреев усовершенствовал и внедрил так называемый резервуарный метод, или акратофорный способ. Суть его заключалась в том, что вторичная ферментация и насыщение вина углекислым газом происходили не в отдельных бутылках, а в огромных герметичных резервуарах-танках.

-3

После этого готовое игристое вино разливалось по бутылкам под давлением. Этот метод резко сократил сроки производства (с нескольких лет до нескольких недель) и значительно снизил себестоимость. С конвейеров советских заводов, крупнейшим из которых был завод в Москве (позже «Московский комбинат шампанских вин»), потекли миллионы бутылок «Советского шампанского».

-4

Этот напиток был не столько изысканным вином, сколько символом. Он олицетворял собой советскую мечту о «полной чаше» и «красивой жизни». Он был обязательным участником ритуала, когда под бой курантов глава семьи торжественно распечатывал бутылку, а звон бокалов знаменовал начало нового счастливого года.

Если шампанское было «напитком праздника», то мандарины стали его вкусом и ароматом. Пик созревания мандаринов в субтропических регионах СССР, а главным образом, в Абхазской ССР, приходился как раз на ноябрь-декабрь. Это делало их идеальным «новогодним» фруктом, который как раз успевал поступить в торговлю к празднику. Ярко-оранжевые, ароматные плоды из Абхазии стали первым и главным источником новогоднего настроения. Их поставки были налажены в промышленных масштабах, и хотя они оставались дефицитом в течение года, под Новый год их старались «выбросить» на прилавки практически в каждый магазин.

-5

Во-вторых, не менее важную роль сыграли импортные поставки. С 1960-х годов СССР начал закупать мандарины в Марокко в обмен на промышленные товары и нефтепродукты. Марокканские мандарины, легко узнаваемые по яркой этикетке с лаконичной надписью «Maroc» и черно-белым ромбом, были сладкими, сочными и, что важно, практически без косточек. Они считались более элитными по сравнению с абхазскими, которые часто были кисловаты и с косточками. Но и те, и другие в предновогодние недели заполняли собой прилавки магазинов, создавая ощущение изобилия и праздника.

-6

В общем, союз шампанского и мандаринов на советском новогоднем столе был не случаен. Оба продукта являлись результатом масштабных государственных программ в области промышленного производства, сельского хозяйства и международной торговли. И оба были относительно доступны именно в канун праздника, что делало их желанным дефицитом.

Читай в Телеграм, а ниже ещё несколько интересных статей: