Начну с цитаты Плутарха:
«Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
А зажечь факел может лишь тот,
кто сам горит.»
Есть система передачи знаний по принципу «сосуд». Хотят преподаватели его наполнить, а желательно до краев, ещё и утрамбовать. Особенно в цифровом мире. Много много много информации в единицу времени. Ещё больше информации. Домашнее задание по добыче информации…
Причём есть те, кто привыкли так учить. И есть те, кто привыкли так учиться. Как-то барышня после прохождения тренинга «Зеркало» потребовала вернуть ей деньги с формулировкой: «Очень мало контента». Мы конечно же сразу вернули деньги. И сами опешили: ну какой контент человек ожидал найти, рассматривая себя в зеркале?
Однако, такой пунктик существует в головах. Если большой конспект, домашка, список литературы на 4 страницы и отчисление за двойки – вот это качественное обучение. Хммм…
Второй подход: «достаточно зажечь» прекрасен, но тоже не совершенен. Хотя, конечно, воодушевленный человек сам проявляет инициативу, находит нужную информацию и стремится заниматься практикой. Но одного воодушевления, увы, не достаточно.
Помню как-то один товарищ возбудил во мне страстное желание кататься на электросамокате. Я встала на него и почти сразу нехило так с него полетела. Шрамик на коленке мне об этом скромно напоминает. Ну просто мой сосуд был совершенно пустым. Нечему там было гореть. Я совершенно не умела на тот момент кататься ни на велосипеде, ни на скейте, ни на чём. Да и с вестибюляркой у меня определенные проблемы.
В общем, как вы понимаете, обе крайности не годятся.
А что тогда? Работает эдакий многослойный бутерброд.
Сначала «поджечь». Хотя… как поджечь, если сосуд пустой?
Сначала светить собой! Заразить любовью к предмету, а лучше вообще к жизни.
Потом начать наполнять сосуд. Чем-то очень простым и понятным, но в то же время новым. А потом «поджечь». Дать попробовать. И чтоб обязательно получилось! И чтобы человек это заметил! И вот дальше уже играть в эту игру вместе.
Важно, чтобы за пределами оценок у человека была свобода творчества в заданной области! Чтобы человек не просто «выучил скрипты», но чтобы начал думать на новом языке, а потом и писать на нём стихи.
Понимаете?
Зачем я вам об этом пишу? Да много зачем. Ну например, чтобы «синдром самозванца» не заглушал ваше сияние. Ведь если вы не будете ярко светиться от любви к своему делу, вам не удастся никого «зажечь»...?
А может быть, чтобы вам было легче учиться. Если вспомните, что у любого сосуда есть емкость. И важно оставлять пространство для воздуха. Ведь без кислорода тоже ни один факел не поджечь...
А может быть это пост о том, как общаться с детьми...
Я не знаю. Но я знаю, что не хочу выбирать «сосуд» или «факел». Мне больше по душе керасиновая лампа)
Я люблю наполненных, светящихся людей, освещающих пространство рядом с собой.
А вы что скажете?