На протяжении последних десятилетий новости об обновлении наших классических внедорожников вызывали у публики лишь саркастическую ухмылку. Мы привыкли, что модернизация по-тольяттински - это прикрутить новые пластиковые бамперы, поменять форму фонарей или, в лучшем случае, внедрить в салон дешевую мультимедийную систему, которая тормозит еще до включения.
Однако конец двадцать пятого года принес нам событие, которое без преувеличения можно назвать тектоническим сдвигом в истории отечественного автопрома. Тридцатого ноября АвтоВАЗ начинает официальные продажи Lada Niva Travel, которая получила, пожалуй, самые серьезные технические изменения за последние полвека. И это не просто маркетинговые лозунги, а реальное «железо», которое мы так долго ждали.
Давайте будем честны друг с другом - когда появились первые слухи о том, что Нива получит новый двигатель мощностью 90 лошадиных сил, большинство из нас просто махнули рукой. Ну серьезно, о чем тут говорить? Они взяли древний фиатовский мотор, корни которого уходят в шестидесятые годы прошлого века, и добавили ему несчастные семь «лошадей»?. Казалось бы, это курам на смех, особенно если вспомнить, что даже первый Toyota RAV4 в далеком девяносто седьмом году имел под капотом 135 сил.
Нива всегда была откровенным тихоходом, разменивающим первую сотню за бесконечные восемнадцать с половиной секунд, а обгоны на трассе на ней приравнивались к экстремальному виду спорта. Но сухие цифры в паспорте - это одно, а реальное поведение машины на дороге - совсем другое, и вот тут нас ждет настоящий сюрприз.
Независимые тесты предсерийных машин показали результаты, которые заставляют пересмотреть отношение к этому автомобилю. Да, разгон до сотни сократился всего на три секунды, что не делает из Нивы спорткар, но дьявол кроется в эластичности. Самый показательный замер - это ускорение на пятой передаче с восьмидесяти до ста двадцати километров в час.
Старая версия тратила на это упражнение мучительные сорок семь секунд, заставляя водителя седеть при виде встречной фуры. Обновленная машина выполняет этот маневр на двадцать секунд быстрее. Вы только вдумайтесь - выигрыш почти в два раза! Это означает, что теперь на трассе можно чувствовать себя полноценным участником движения, а не помехой, которую все пытаются объехать.
Секрет такой прыти кроется вовсе не в лошадиных силах, а в крутящем моменте, которого так не хватало этому тяжелому автомобилю. Инженерам удалось добиться того, что уже с холостых оборотов, буквально с тысячи, мотор выдает 124 Ньютон-метра тяги. Это всего на три единицы меньше, чем максимальный показатель старого двигателя на пике. А максимальная тяга теперь достигает 159 Ньютон-метров.
Получился настоящий тракторный характер, который позволяет уверенно ползти внатяг по грязи и не жечь сцепление, пытаясь раскрутить мотор. Кстати, сам агрегат представляет собой интересный инженерный гибрид: вазовцы взяли блок цилиндров от современного 1.8 Evo и накрыли его классической восьмиклапанной головкой. Это решение позволило сохранить надежность и простоту конструкции, но при этом существенно поднять отдачу на низах.
Приятным бонусом к улучшенной динамике стала топливная экономичность. В экстремальных режимах нагрузки разница в потреблении бензина достигает тридцати процентов в пользу новичка, а в смешанном цикле владельцы смогут экономить до полутора литров на каждую сотню километров пробега. Но еще важнее то, что наконец-то была переработана система охлаждения - ахиллесова пята всех Нив.
Термостат переехал на блок цилиндров, что повысило точность его работы и снизило риск перегрева в летних пробках или на тяжелом бездорожье. Попутно решилась и проблема с печкой: благодаря измененной циркуляции жидкости и новым дефлекторам радиатора, салон теперь прогревается гораздо быстрее и эффективнее.
Возросшая мощность и крутящий момент потянули за собой целую цепочку необходимых доработок трансмиссии, ведь старое сцепление было рассчитано на переваривание лишь 132 Ньютон-метров и просто сгорело бы под натиском нового мотора. Завод усилил этот узел кардинально: здесь стоит новый маховик, усиленная корзина и диск, а также доработанный картер сцепления. В самой коробке передач шестерни пятой передачи теперь изготавливаются из более прочного сплава, чтобы выдерживать возросшие нагрузки на трассе.
Но самое вкусное для настоящих джиперов скрывается в ходовой части. АвтоВАЗ наконец-то услышал мольбы тысяч владельцев и сделал то, что в гаражах делали кустарным способом десятилетиями. В мостах появились усиленные дифференциалы с коваными сателлитами, а задние полуоси стали толще и получили двадцать четыре шлица вместо двадцати двух.
Передняя подвеска и вовсе была перетряхнута полностью: установлены новые пружины и амортизаторы, откалиброванные под изменившийся вес силового агрегата. Стабилизатор поперечной устойчивости получил иную конструкцию и теперь не несет на себе редуктор переднего моста, что должно снизить вибрации и улучшить артикуляцию подвески на бездорожье.
Отдельного упоминания заслуживает тормозная система и ступичный узел. Спереди теперь стоят увеличенные тормозные суппорты от Лады Весты, что должно сделать замедление более внятным и предсказуемым. И, о чудо, во второй четверти двадцать первого века Нива наконец-то получила необслуживаемые ступицы.
Больше не нужно каждые пять тысяч километров лезть под машину, проверять люфты, набивать смазку и регулировать конические подшипники. Теперь там стоит мощный двухрядный шариковый подшипник, запрессованный в кулак, который рассчитан на весь срок службы узла. Это именно то изменение, которое переводит эксплуатацию автомобиля из разряда «хобби для рукастых» в категорию нормального владения транспортом.
Глядя на этот внушительный список доработок, невольно задаешься вопросом: а где вы были раньше, господа инженеры и менеджеры? Почему нужно было ждать пятьдесят лет и полного захвата рынка китайцами, чтобы внедрить решения, которые были известны любому механику в гаражном сервисе еще в начале нулевых?.
АвтоВАЗ десятилетиями исповедовал принцип «работает - не трогай», игнорируя эволюцию, в то время как мировые гиганты вроде Мерседеса вносят тысячи изменений в свои модели каждые пару лет. Если бы такая Нива появилась в 2010 году, она бы стала абсолютным бестселлером и, возможно, история нашего автопрома пошла бы по другому пути. Но история не знает сослагательного наклонения, и мы имеем то, что имеем.
Теперь о главном - о цене. АвтоВАЗ уже начал отгрузку товарных машин дилерам, и диапазон цен на новинку составляет от 1 миллиона 390 тысяч до 1 миллиона 770 тысяч рублей. Да, это немало. Психологически сложно принять факт, что Нива подбирается к двум миллионам. Но если посмотреть на рынок трезво, то альтернатив у этого автомобиля просто нет.
За эти деньги сегодня невозможно купить новый полноприводный автомобиль с такой проходимостью и ремонтопригодностью. Китайские кроссоверы стоят в два раза дороже и боятся съезжать с асфальта, а подержанные японцы требуют вложений, сопоставимых со стоимостью новой Нивы.
Будут ли ее покупать? Безусловно, будут. Очереди на новую модификацию наверняка выстроятся на несколько месяцев вперед. Это идеальный вариант для охотников, рыболовов, жителей сельской местности и всех тех, кому нужен честный железный автомобиль, а не гаджет на колесах. Остается лишь один открытый вопрос - качество сборки.
Главное, чтобы эти замечательные инженерные решения не были перечеркнуты кривыми руками сборщиков и бракованными комплектующими, как это часто бывает. Если завод сможет обеспечить достойный уровень качества и машины не начнут течь антифризом прямо в шоурумах, то у этой Нивы есть все шансы стать настоящим хитом и достойно продолжить жизнь легендарной модели.
А вы готовы отдать полтора миллиона за обновленную легенду с мотором 1.8, или считаете, что время Нивы ушло безвозвратно?