На пресс-брифинге, состоявшемся 21 марта 2025 г. в Овальном кабинете Белого дома (Вашингтон, округ Колумбия), президент США Д. Трамп заявил:
- Я рад сообщить, что по моему указанию Военно-воздушные силы США приступили к созданию первого в мире истребителя шестого поколения. По всем характеристикам, от скорости и манёвренности до грузоподъёмности, ему ещё не было равных. Истребитель станет самым передовым, самым боеспособным и самым смертоносным самолётом из когда-либо созданных. Ничто в мире не сравнится с ним даже близко, и он будет известен как F-47. Обозначение выбрали генералы, это прекрасное число.
Буква «F» отражает предназначение самолета – «Fighter», истребитель. Число «47» трактуют двояко. Пресс-служба ВВС США к спичу Трампа 21 марта 2025 г. подготовила специальную справку. В преамбуле справки прямо сказано: «F-47 получил свое обозначение в память о истребителе Р-47, чей вклад в достижение превосходства в воздухе во время Второй мировой войны по праву является историческим». Р-47 действительно был замечательным истребителем, однако «Мустанг» будет поизвестней, а на Европейском ТВД «Тандерболт» отметился, прежде всего, как истребитель-бомбардировщик. Ну да ладно – американские проблемы. Уместно отметить, что в ВВС США уже есть официальный наследник истребителя-бомбардировщика Р-47, это – штурмовик А-10/С «Тандерболт II». Составители справки сделали шаг от истории к современности: «Обозначение также отражает решающий вклад 47-го президента США в разработку первого в мире истребителя шестого поколения». 47-го президента США зовут Дональд Джон Трамп.
Реализацию программы перспективного самолета доминирования в воздухе (NGAD, Next-Generation Air Dominance) притормозила администрация президента Байдена, оставив принятие окончательного решения о ее судьбе администрации 47-го президента. Трамп не кривил душой, отмечая собственное выдающееся участие в программе NGAD.
Об американском истребителе 6-го поколения говорят и пишут достаточно давно, однако достоверная информация по ней сводится всего к нескольким пунктам:
- такая программа существует, поскольку ее финансирование прописано в бюджете МО США;
- в бюджете ВВС США на 2025 ф.г. на программу разработки самолета F-47 зарезервированы ассигнования в размере 2,7 млрд. долл, в бюджете на 2026 ф.г. - 3,5 млрд. долл., а суммарные расходы по программе NGAD в период с 2025 по 2029 гг. оцениваются в 20 млрд. долл., стоимость всей программы – 55,5 млрд. долл.;
- фирмами «Дженерал Электрик» и «Пратт энд Уитни» на конкурсной основе ведутся НИОКР по адаптивным двигателям NGAP (Next-Generation Adaptive Propulsion) ХА-102 и ХА-103 тягой на форсаже16 000 – 18 000 кгс, двигатель NGAP предназначен для самолета NGAD, выбор двигателя запанирован наконец 2025 г.;
- решение о продолжении работ по программе NGAD принял лично президент Трамп;
- перспективный самолет получил обозначение F-47, пресс-брифинг 21 марта 2025 г была приурочен к подписанию контракта с фирмой «Боинг» на полномасштабную разработку самолета NGAD.
На пресс-брифинге 21 марта демонстрировалось изображение носовой части самолета F-47. Данное изображение, обрезанное, нередко выдается за фотографию. «Обрезанию» подверглись надписи «U.S. Air Force» и «Artist Rendering»; первую надпись удалили заодно со второй ради упрощения процесса фоторедактирования. Единственное «достоверное» изображение F-47 - это «Artist Rendering», не фотография. Внешний облик самолета NGAD как был, так и остается тайной за семью печатями.
ЛА NGAD описывается ВВС США как «наиболее эффективное и экономичное решение, необходимое для поддержания превосходства в воздухе в условиях всё более сложной и противоречивой глобальной обстановки угроз; по скорости, маневренности, массе полезной нагрузки этому самолету нет ничего равного в мире». Первый в мире малозаметный истребитель 6-го поколения будет способен, с использованием искусственного интеллекта, управлять роем БПЛА, выполнять задания на значительном удалении от баз без выполнения дозаправки в воздухе. Самолет предназначен для обеспечения превосходства в воздухе, нанесений ударов по наземным и надводным целям, выполнения разведывательных задач, радиоэлектронной борьбы и борьбы в киберпространстве.
Максимальная скорость самолета, согласно пресс-релизам ВВС США, превышает М=2, радиус действия – не менее 1000 морских миль (1852 км). Максимальная взлетная масса – порядка 45 т. ВВС США потребовали, чтобы стоимость одного самолета F-47 не превышала стоимости трех самолетов F-35A, иначе – не более 300 млн. долл. США по текущему курсу.
Если степень малозаметности самолета F-35 в США с некоторых пор определятся, как просто «Stealth», самолета F-22 – «Stealth+», то истребителю F-47 присвоен статус «Stealth++», что означает «исключительные всеракурсные характеристики скрытности, позволяющие действовать необнаруженным в глубине территории противника». ЭПР самолета F-35 при облучении из передней полусферы составляет 0,005 м2, F-22 – 0,0001. Всеракурсная малозаметность как бы намекает на отсутствие вертикального оперения.
Прототип F-47 находится в стадии строительства на заводе фирмы «Боинг» в Сент-Луисе, первый полет прототипа ожидается в 2027 – 2028 гг., начало эксплуатации в строевых частях намечено на 2029 – 2030 гг. ВВС планируют закупить не менее 185 самолетов F-47.
Все относительно конкретные данные по самолету F-47 приведены на основе заявлений, укладывающихся в определение «декларация о намерениях», что в переводе на русский язык означает «ОБС» (Одна Баба Сказала). Даже финансирование не совсем прозрачно, поскольку программа наверняка подпитывается финансами из «черного», секретного, бюджета МО США.
Что касается малозаметности, искусственного интеллекта и способности управлять дронами, то сие не более чем общие слова. Вместо самолета F-47 допустимо поставить J-36 (КНР) или FCAS (Европа) – любой самолет, отнесенный к истребителям 6-го поколения.
НИОКР по перспективному самолету, ныне известному как F-47, начались не позднее 2009 г., когда ВВС США разослало авиастроительным фирмам США запрос предложений по конструктивно-технологическим особенностям авиационной системы доминирования в воздухе 6-го поколения. Самолет, F-X или РСА (Penetrating Counter Air) в то время описывался как «семейство систем» (family of systems) - несколько ЛА, частично унифицированных по планеру, но различных по целевому оборудованию, назначению и вооружению. В 2015 – 2016 гг. группа специалистов ВВС США под руководством генерал-лейтенанта Алекса Гринкевича подготовила анализ «Air Dominance 2030». В анализе была выполнена оценка нескольких типов самолета доминирования в воздухе, от тяжелого истребителя 6-го поколения, сравнительно маломаневренного, с большой продолжительностью полета и мощным дальнобойным вооружением, до скромно вооруженной высокоманевренной легкой машины. В 2017 г. Гринкевич в статье «общего пользования» описал самолет РСА как легкий маневренный самолет, сознательно избегая термина «fighter Gen 6». Возможно, генерал сознательно наводил тень на плетень. Возможно, история совершила очередной виток и в штабе ВВС США вновь завелась «истребительная мафия», протащившая в 70-е гг. на вооружение легкий истребитель F-16.
«Истребительная мафия» конца 60-х гг. ХХ века замыслила будущий F-16 как американский МиГ-21 – маневренный самолет воздушного боя с примитивной РЛС и даже вообще без оной, вооруженный только пушкой и двумя УР воздух-воздух малой дальности. Итоговое изделие, F-16, в концепцию «американского МиГа-21-го» уже не вписывалось. Не исключено, что подобную эволюцию проделал проект РСА.
Гринкевич, весьма вероятно, отразил в статье собственное видение самолета РСА отличавшееся от возобладавшего мнения. В 2015 – 2017 гг. ВВС, ВМС и Центр стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments, CSBA) выполнил «Анализ альтернатив» (Аnalysis of Аlternatives, AoA) перспективного истребителя в увязке с планами работ по бомбардировщику В-21. Одной из задач АоА являлось примерное определение массогабаритных параметров истребителя 6-го поколения. Исследования показали, что вероятность ведения маневренных воздушных боев, по мере развития бортовых информационных систем и увеличения дальности полета УР воздух-воздух, снижается и в перспективе стремится к нулю. Таким образом, вырисовывалась необходимость в самолете, насыщенным целевым оборудованием и вооруженным дальнобойными ракетами. Размеры такого ЛА превышали размеры истребителя F-22. Самолет РСА в глазах авторов «Анализа альтернатив» выглядел аппаратом, сочетающий малозаметность в низко-, высоко- и сверхвысокочастотных областях спектра, сверхзвуковую крейсерскую скорость, большую дальность (способность пересекать Тихий океан без дозаправки в воздухе), высокую маневренность и значительную, большею чем у F-22, боевую нагрузку.
Итог исследованиям подвел в 2017 г. глава департамента закупок министерства обороны США Фрэнк Кендэлл:
- Мы не знаем каким [истребитель 6-го поколения] должен быть - пилотируемым или беспилотным; нет ясности в отношении дальности полета и массы боевой нагрузки, технической сложности самолета. Наконец мы не знаем какой аппарат в сравнении с состоящими на вооружении истребителем F-35 мы вообще хотим.
Программа РСА эволюционировала в программу NGAD, а «семейство систем» стало представлять из себя пилотируемый/опционально беспилотный ЛА (F-47), взаимодействующий с БПЛА ССА (Collaborative Combat Aircraft). В качества БПЛА ССА в настоящее время рассматриваются аппараты Дженерал Этомикс YFQ-42 и Эндарил YFQ-44.
Истребитель F-22A с максимальной взлетной массой около 30 т оснащен двумя ТРДДФ F119 тягой на форсаже по 16 000 кгс. На F-47 предполагается установить двигатели такой же, или несколько большей тяги, но его заявленная максимальная взлетная масса составляет 45 т. F-47, получается, не столько истребитель, сколько истребитель-бомбардировщик/воздушный командный пункт управления легкими маневренными БПЛА, оптимизированными для ведения воздушных боев. БПЛА YFQ-42 и YFQ-44 в конфигурации Increment 1 будут способны выполнять одну единственную боевую задачу – вести воздушный бои. О повышенном внимании ВВАС США к автономным, с элементами искусственного интеллекта, беспилотным истребителями свидетельствуют интенсивные летные эксперименты с участием летающей лаборатории X-62 VISTA. Х-62 представляет собой модернизированную спарку F-16D, у которой летчики по факту выполняют лишь функции контролеров принципиально новых систем управления полетом и вооружением. Самолет Х-62А весной 2024 г. в автономном режиме провел исследовательский воздушный бой с истребителем F-16; впервые в истории авиации робот сразился с человеком.
На счет маневренности F-47 президент Трамп несколько погорячился. Вообще, от F-47 вряд ли следует ожидать изумительных летных данных, за исключением почти в два раза большего, чем у F-22, радиуса действия, «купленного» за счет маневренности. Технический облик машины определяют деньги, а приоритет в финансировании отдан искусственному интеллекту и иным электронным гаджетам. Бюджет программы NGAD огромен, однако он – не резиновый. Одной из причин приостановки НИОКР администрацией президента Байдена послужил запредельный рост стоимости отдельно взятой серийной машины.
Еще раз: все рассуждения основаны на крупицах ничем, по сути, не подтвержденной информации. Гадание на кофейной гуще не исключает принятия на вооружение чего угодно, вплоть до истребителя с гиперзвуковой скоростью полета.
Одну битвы в подковерной борьбе вокруг самолета NGAD ВВС США однозначно проиграли. Представители ВВС три – четыре гола тому назад рассуждали о намерении отобрать у фирмы-разработчика право на интеллектуальную собственность самолета NGAD у главного подрядчика, дабы иметь возможность контролировать процесс ценообразования и самостоятельно определять разработчиков-поставщиков комплектующих. Заменить аббревиатурой «USAF» название фирмы не получилось. Контракт на полномасштабную разработку самолета F-47 заключен с фирмой Боинг. Контракт с «Боинг», тем не менее, означает отход от монополии фирмы «Локхид-Мартин» на малозаметные истребители (F-22, F-35), что для ВВС США тоже неплохо.
За право строить истребитель 6-го поколения боролись фирмы «Нортроп-Грумман», «Локхид-Мартин» и «Боинг». Фирма «Нортроп-Грумман» в 2023 г. отказалась от дальнейшего участия в конкурсе. Ранее из недр компании просочилась любопытная информация о возможной реинкарнации в виде самолета NGAD опытного истребителя YF-23. YF-23 проиграл конкурс на истребитель 5-го поколения самолету YF-22, хотя специалисты ставили изделие фирмы «Нортроп-Грумман» выше творения фирмы «Локхид-Мартин».
Решающим аргументом при выборе победителя конкурса на самолет того или иного назначения часто, чтобы не сказать всегда, становятся внутриполитические факторы. Легкий истребитель, F-16, вполне могла делать фирма «Боинг». «Боинг» и «Дженерал Дайнемикс» предложили равноценные проекты, очень похожие даже внешне. Фирма «Боинг» в 70-е гг. не испытывала проблем с заказами, в то время как в портфеле заказов авиационного отделения «Дженерал Дайнемикс» остался только F-111. Серийное производство F-111 завершалось, после чего последовало бы закрытие завода, сокращение рабочих мест и потеря местными политиками голосов избирателей. Заказ на F-16 продлил существование авиационного отделения «Дженерал Дайнемикс» на полтора десятка лет. Фирма «Локхид Мартин» не столь давно оспаривала итоги конкурса на перспективный бомбардировщик, известный как В-21. Вряд ли проект от «Локхид-Мартин» сильно уступал (если вообще уступал) проекту от «Нортроп-Грумман». Проект фирмы «Нортроп-Грумман» был объявлен победителем, прежде всего, в связи с тонким портфелем заказов у фирмы «Нортроп-Грумман» и затовариванием оного портфеля у фирмы «Локхид Мартин».
Та же логика прослеживается в заключении контракта на истребитель F-47. Фирма «Локхид-Мартин» на многие годы вперед загружена заказами на истребители F-16 и F-35. «Нортроп-Грумман» занята подготовкой к серии бомбардировщика В-21. У «Боинга» же завал на всех фронтах. Гражданский 737 МАХ получился скандальным. Перспективный УТС Т-7А сбыл спроектирован в рекордно короткий срок, полностью в «цифре». «Железный» самолет, как выяснилась, несколько отличается от виртуального. Т-7 движется по туннелю к свету – поступлению в тренировочные эскадрильи ВВС США, длинна туннеля не уточнятся. Реализация программы самолета-заправщика КС-46 (модификация Боинг 767) проходит под девизом «скандалы, интриги, расследования». ВВС рады бы этого чуда отказаться, но другого современного заправщика с лейблом «made in USA» не существует. Со скрипом (скандалы, интриги, расследования) продвигается программа изготовления двух «бортов № 1» - самолетов VC-25В (Боинг 747-8), предназначенных для транспортировки президента США. В сентябре 2024 г., в связи с понесенными фирмой огромными убытками, свой пост вынужденно оставил руководитель оборонного сектора «Боинга». F-15 ныне числится за «Боингом», однако спрос на эту машину невелик и проблем фирмы не решает, как не решает их и морская тематика – Р-8 и F/A-18E/F.
Все три ведущие американские авиастроительные фирмы получили по куску пирога, предназначенного для ВВС США: «Локхид-Мартин» – F-35, «Нортроп – Грумман» - В-21, «Боинг» - F-47.
Официально выбор проекта фирмы «Боинг» объясняется значительным прогрессом фирмы в цифровых подходах к НИОКР и большим опытом, накопленным в ходе испытаний экспериментальных маневренных ЛА.
Цифровой подход – см. Т-7А «Ред Хок», машину действительно спроектировали в невиданно короткий срок, за полтора года. Исследованием перспективных маневренных самолетов фирма «Боинг» совместно с NASA занимается с середины 90-х гг. В 1997 г. два экспериментальных беспилотных самолета Х-36 TFARA (Tailless Fighter Agility Research Aircraft) выполнили в общей сложности 31 полет; результаты испытаний оценили как чрезвычайно успешные. Х-36 рассматривался в качестве демонстратора новых способов повышения маневренности истребителей. В 1998 г. на одном из Х-36 испытали программное обеспечение RESTORE (Reconfigurable Control for Tailless Aircraft), также способствующее повышению маневренных характеристик. По своим массогабаритным размерам демонстратор Х-36 был примерно в три раз меньше полноразмерного истребителя.
Демонстратор самолета NGAD выполнил первый полет в 2019 или в 2020 гг. Считается, что демонстратор разработан и построен отделением «Фантом Уоркс» фирмы «Боинг». Фотографии или видеозаписи демонстратора NGAD не публиковались. О существовании данного ЛА известно лишь со слов высокопоставленных лиц США, в число коих входит действующий 47-й президент. Как не поверить Трампу?
Программа NGAD не имеет аналогов в истории США. С одной стороны ее наличие не только признается, но даже афишируется. С другой – полное отсутствие конкретики по «железу». Военные авиационные программы США подразделяются на «белые» и «черные». Первые – правило, вторые – исключение. Выкатка и первый полет самолета, разработанного по «белой» программе, обставляется с толком, делом, расстановкой, как в Голливуде. О самолетах, созданных по «черным» программам, становится известно годы спустя после начала их эксплуатации – U-2, А-12 «Архангел» (предтеча SR-71), F-117. NGAD, получается, стала первой «серой» программой ВВС США: такой самолет у нас есть, он летает, но мы его не покажем.
Фирма «Локхид Мартин» решение по конкурсу на бомбардировщик В-21 оспаривала в суде. Подведение итогов конкурса на самолет NGAD обошлось без судебного иска, что не означает самоустранения фирмы «Локхид Мартин» с ковровой дорожки, раскатанной перед фирмой «Боинг». Ковровую дорожку, как губу, можно и закатать. «Локхид Мартин» напряженно работает над самолетом F-35X, позиционируя его альтернативу F-47. Заинтересованные в F-35X лица обещают сделать самолет, по своим возможностям на 80% соответствующий F-47, но в три раза более дешевый. Заявления – отнюдь не пустые, иначе сложно объяснить жесткое требование к сроку первого полета прототипа F-47: до завершения президентства Дональда Дж. Трампа. Программа F-35Х одно время пользовалась поддержкой со стороны ВВС США, но ее финансировали сильно урезали в пользу программы NGAD. В настоящее время НИОКР по F-35X ведутся, скорее всего, на собственные средства фирмы «Локхид Мартин».
Программа ССА, БПЛА - лояльный ведомый: https://dzen.ru/a/aStQly2hPVR6GZ8Y