Найти в Дзене
Михаил Никольский

Истребитель 6-го поколения F-47

На пресс-брифинге, состоявшемся 21 марта 2025 г. в Овальном кабинете Белого дома (Вашингтон, округ Колумбия), президент США Д. Трамп заявил: - Я рад сообщить, что по моему указанию Военно-воздушные силы США приступили к созданию первого в мире истребителя шестого поколения. По всем характеристикам, от скорости и манёвренности до грузоподъёмности, ему ещё не было равных. Истребитель станет самым передовым, самым боеспособным и самым смертоносным самолётом из когда-либо созданных. Ничто в мире не сравнится с ним даже близко, и он будет известен как F-47. Обозначение выбрали генералы, это прекрасное число. Буква «F» отражает предназначение самолета – «Fighter», истребитель. Число «47» трактуют двояко. Пресс-служба ВВС США к спичу Трампа 21 марта 2025 г. подготовила специальную справку. В преамбуле справки прямо сказано: «F-47 получил свое обозначение в память о истребителе Р-47, чей вклад в достижение превосходства в воздухе во время Второй мировой войны по праву является историческим».

На пресс-брифинге, состоявшемся 21 марта 2025 г. в Овальном кабинете Белого дома (Вашингтон, округ Колумбия), президент США Д. Трамп заявил:

- Я рад сообщить, что по моему указанию Военно-воздушные силы США приступили к созданию первого в мире истребителя шестого поколения. По всем характеристикам, от скорости и манёвренности до грузоподъёмности, ему ещё не было равных. Истребитель станет самым передовым, самым боеспособным и самым смертоносным самолётом из когда-либо созданных. Ничто в мире не сравнится с ним даже близко, и он будет известен как F-47. Обозначение выбрали генералы, это прекрасное число.

Белый дом, 21 марта 2025 г.
Белый дом, 21 марта 2025 г.

Буква «F» отражает предназначение самолета – «Fighter», истребитель. Число «47» трактуют двояко. Пресс-служба ВВС США к спичу Трампа 21 марта 2025 г. подготовила специальную справку. В преамбуле справки прямо сказано: «F-47 получил свое обозначение в память о истребителе Р-47, чей вклад в достижение превосходства в воздухе во время Второй мировой войны по праву является историческим». Р-47 действительно был замечательным истребителем, однако «Мустанг» будет поизвестней, а на Европейском ТВД «Тандерболт» отметился, прежде всего, как истребитель-бомбардировщик. Ну да ладно – американские проблемы. Уместно отметить, что в ВВС США уже есть официальный наследник истребителя-бомбардировщика Р-47, это – штурмовик А-10/С «Тандерболт II». Составители справки сделали шаг от истории к современности: «Обозначение также отражает решающий вклад 47-го президента США в разработку первого в мире истребителя шестого поколения». 47-го президента США зовут Дональд Джон Трамп.

-3
Р-47 над аббатством Мон-Сен-Мишель, 1944 г.
Р-47 над аббатством Мон-Сен-Мишель, 1944 г.
"Тандерболт II" и "Тандерболт"
"Тандерболт II" и "Тандерболт"
F-22 и Р-51, логика присутствует.
F-22 и Р-51, логика присутствует.

Реализацию программы перспективного самолета доминирования в воздухе (NGAD, Next-Generation Air Dominance) притормозила администрация президента Байдена, оставив принятие окончательного решения о ее судьбе администрации 47-го президента. Трамп не кривил душой, отмечая собственное выдающееся участие в программе NGAD.

Об американском истребителе 6-го поколения говорят и пишут достаточно давно, однако достоверная информация по ней сводится всего к нескольким пунктам:

- такая программа существует, поскольку ее финансирование прописано в бюджете МО США;

- в бюджете ВВС США на 2025 ф.г. на программу разработки самолета F-47 зарезервированы ассигнования в размере 2,7 млрд. долл, в бюджете на 2026 ф.г. - 3,5 млрд. долл., а суммарные расходы по программе NGAD в период с 2025 по 2029 гг. оцениваются в 20 млрд. долл., стоимость всей программы – 55,5 млрд. долл.;

- фирмами «Дженерал Электрик» и «Пратт энд Уитни» на конкурсной основе ведутся НИОКР по адаптивным двигателям NGAP (Next-Generation Adaptive Propulsion) ХА-102 и ХА-103 тягой на форсаже16 000 – 18 000 кгс, двигатель NGAP предназначен для самолета NGAD, выбор двигателя запанирован наконец 2025 г.;

- решение о продолжении работ по программе NGAD принял лично президент Трамп;

- перспективный самолет получил обозначение F-47, пресс-брифинг 21 марта 2025 г была приурочен к подписанию контракта с фирмой «Боинг» на полномасштабную разработку самолета NGAD.

На пресс-брифинге 21 марта демонстрировалось изображение носовой части самолета F-47. Данное изображение, обрезанное, нередко выдается за фотографию. «Обрезанию» подверглись надписи «U.S. Air Force» и «Artist Rendering»; первую надпись удалили заодно со второй ради упрощения процесса фоторедактирования. Единственное «достоверное» изображение F-47 - это «Artist Rendering», не фотография. Внешний облик самолета NGAD как был, так и остается тайной за семью печатями.

-7

ЛА NGAD описывается ВВС США как «наиболее эффективное и экономичное решение, необходимое для поддержания превосходства в воздухе в условиях всё более сложной и противоречивой глобальной обстановки угроз; по скорости, маневренности, массе полезной нагрузки этому самолету нет ничего равного в мире». Первый в мире малозаметный истребитель 6-го поколения будет способен, с использованием искусственного интеллекта, управлять роем БПЛА, выполнять задания на значительном удалении от баз без выполнения дозаправки в воздухе. Самолет предназначен для обеспечения превосходства в воздухе, нанесений ударов по наземным и надводным целям, выполнения разведывательных задач, радиоэлектронной борьбы и борьбы в киберпространстве.

Максимальная скорость самолета, согласно пресс-релизам ВВС США, превышает М=2, радиус действия – не менее 1000 морских миль (1852 км). Максимальная взлетная масса – порядка 45 т. ВВС США потребовали, чтобы стоимость одного самолета F-47 не превышала стоимости трех самолетов F-35A, иначе – не более 300 млн. долл. США по текущему курсу.

-8

Если степень малозаметности самолета F-35 в США с некоторых пор определятся, как просто «Stealth», самолета F-22 – «Stealth+», то истребителю F-47 присвоен статус «Stealth++», что означает «исключительные всеракурсные характеристики скрытности, позволяющие действовать необнаруженным в глубине территории противника». ЭПР самолета F-35 при облучении из передней полусферы составляет 0,005 м2, F-22 – 0,0001. Всеракурсная малозаметность как бы намекает на отсутствие вертикального оперения.

Прототип F-47 находится в стадии строительства на заводе фирмы «Боинг» в Сент-Луисе, первый полет прототипа ожидается в 2027 – 2028 гг., начало эксплуатации в строевых частях намечено на 2029 – 2030 гг. ВВС планируют закупить не менее 185 самолетов F-47.

Все относительно конкретные данные по самолету F-47 приведены на основе заявлений, укладывающихся в определение «декларация о намерениях», что в переводе на русский язык означает «ОБС» (Одна Баба Сказала). Даже финансирование не совсем прозрачно, поскольку программа наверняка подпитывается финансами из «черного», секретного, бюджета МО США.

Что касается малозаметности, искусственного интеллекта и способности управлять дронами, то сие не более чем общие слова. Вместо самолета F-47 допустимо поставить J-36 (КНР) или FCAS (Европа) – любой самолет, отнесенный к истребителям 6-го поколения.

НИОКР по перспективному самолету, ныне известному как F-47, начались не позднее 2009 г., когда ВВС США разослало авиастроительным фирмам США запрос предложений по конструктивно-технологическим особенностям авиационной системы доминирования в воздухе 6-го поколения. Самолет, F-X или РСА (Penetrating Counter Air) в то время описывался как «семейство систем» (family of systems) - несколько ЛА, частично унифицированных по планеру, но различных по целевому оборудованию, назначению и вооружению. В 2015 – 2016 гг. группа специалистов ВВС США под руководством генерал-лейтенанта Алекса Гринкевича подготовила анализ «Air Dominance 2030». В анализе была выполнена оценка нескольких типов самолета доминирования в воздухе, от тяжелого истребителя 6-го поколения, сравнительно маломаневренного, с большой продолжительностью полета и мощным дальнобойным вооружением, до скромно вооруженной высокоманевренной легкой машины. В 2017 г. Гринкевич в статье «общего пользования» описал самолет РСА как легкий маневренный самолет, сознательно избегая термина «fighter Gen 6». Возможно, генерал сознательно наводил тень на плетень. Возможно, история совершила очередной виток и в штабе ВВС США вновь завелась «истребительная мафия», протащившая в 70-е гг. на вооружение легкий истребитель F-16.

«Истребительная мафия» конца 60-х гг. ХХ века замыслила будущий F-16 как американский МиГ-21 – маневренный самолет воздушного боя с примитивной РЛС и даже вообще без оной, вооруженный только пушкой и двумя УР воздух-воздух малой дальности. Итоговое изделие, F-16, в концепцию «американского МиГа-21-го» уже не вписывалось. Не исключено, что подобную эволюцию проделал проект РСА.

Гринкевич, весьма вероятно, отразил в статье собственное видение самолета РСА отличавшееся от возобладавшего мнения. В 2015 – 2017 гг. ВВС, ВМС и Центр стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments, CSBA) выполнил «Анализ альтернатив» (Аnalysis of Аlternatives, AoA) перспективного истребителя в увязке с планами работ по бомбардировщику В-21. Одной из задач АоА являлось примерное определение массогабаритных параметров истребителя 6-го поколения. Исследования показали, что вероятность ведения маневренных воздушных боев, по мере развития бортовых информационных систем и увеличения дальности полета УР воздух-воздух, снижается и в перспективе стремится к нулю. Таким образом, вырисовывалась необходимость в самолете, насыщенным целевым оборудованием и вооруженным дальнобойными ракетами. Размеры такого ЛА превышали размеры истребителя F-22. Самолет РСА в глазах авторов «Анализа альтернатив» выглядел аппаратом, сочетающий малозаметность в низко-, высоко- и сверхвысокочастотных областях спектра, сверхзвуковую крейсерскую скорость, большую дальность (способность пересекать Тихий океан без дозаправки в воздухе), высокую маневренность и значительную, большею чем у F-22, боевую нагрузку.

Итог исследованиям подвел в 2017 г. глава департамента закупок министерства обороны США Фрэнк Кендэлл:

- Мы не знаем каким [истребитель 6-го поколения] должен быть - пилотируемым или беспилотным; нет ясности в отношении дальности полета и массы боевой нагрузки, технической сложности самолета. Наконец мы не знаем какой аппарат в сравнении с состоящими на вооружении истребителем F-35 мы вообще хотим.

Программа РСА эволюционировала в программу NGAD, а «семейство систем» стало представлять из себя пилотируемый/опционально беспилотный ЛА (F-47), взаимодействующий с БПЛА ССА (Collaborative Combat Aircraft). В качества БПЛА ССА в настоящее время рассматриваются аппараты Дженерал Этомикс YFQ-42 и Эндарил YFQ-44.

YFQ-42
YFQ-42
YFQ-44
YFQ-44

Истребитель F-22A с максимальной взлетной массой около 30 т оснащен двумя ТРДДФ F119 тягой на форсаже по 16 000 кгс. На F-47 предполагается установить двигатели такой же, или несколько большей тяги, но его заявленная максимальная взлетная масса составляет 45 т. F-47, получается, не столько истребитель, сколько истребитель-бомбардировщик/воздушный командный пункт управления легкими маневренными БПЛА, оптимизированными для ведения воздушных боев. БПЛА YFQ-42 и YFQ-44 в конфигурации Increment 1 будут способны выполнять одну единственную боевую задачу – вести воздушный бои. О повышенном внимании ВВАС США к автономным, с элементами искусственного интеллекта, беспилотным истребителями свидетельствуют интенсивные летные эксперименты с участием летающей лаборатории X-62 VISTA. Х-62 представляет собой модернизированную спарку F-16D, у которой летчики по факту выполняют лишь функции контролеров принципиально новых систем управления полетом и вооружением. Самолет Х-62А весной 2024 г. в автономном режиме провел исследовательский воздушный бой с истребителем F-16; впервые в истории авиации робот сразился с человеком.

-11

На счет маневренности F-47 президент Трамп несколько погорячился. Вообще, от F-47 вряд ли следует ожидать изумительных летных данных, за исключением почти в два раза большего, чем у F-22, радиуса действия, «купленного» за счет маневренности. Технический облик машины определяют деньги, а приоритет в финансировании отдан искусственному интеллекту и иным электронным гаджетам. Бюджет программы NGAD огромен, однако он – не резиновый. Одной из причин приостановки НИОКР администрацией президента Байдена послужил запредельный рост стоимости отдельно взятой серийной машины.

Еще раз: все рассуждения основаны на крупицах ничем, по сути, не подтвержденной информации. Гадание на кофейной гуще не исключает принятия на вооружение чего угодно, вплоть до истребителя с гиперзвуковой скоростью полета.

Одну битвы в подковерной борьбе вокруг самолета NGAD ВВС США однозначно проиграли. Представители ВВС три – четыре гола тому назад рассуждали о намерении отобрать у фирмы-разработчика право на интеллектуальную собственность самолета NGAD у главного подрядчика, дабы иметь возможность контролировать процесс ценообразования и самостоятельно определять разработчиков-поставщиков комплектующих. Заменить аббревиатурой «USAF» название фирмы не получилось. Контракт на полномасштабную разработку самолета F-47 заключен с фирмой Боинг. Контракт с «Боинг», тем не менее, означает отход от монополии фирмы «Локхид-Мартин» на малозаметные истребители (F-22, F-35), что для ВВС США тоже неплохо.

За право строить истребитель 6-го поколения боролись фирмы «Нортроп-Грумман», «Локхид-Мартин» и «Боинг». Фирма «Нортроп-Грумман» в 2023 г. отказалась от дальнейшего участия в конкурсе. Ранее из недр компании просочилась любопытная информация о возможной реинкарнации в виде самолета NGAD опытного истребителя YF-23. YF-23 проиграл конкурс на истребитель 5-го поколения самолету YF-22, хотя специалисты ставили изделие фирмы «Нортроп-Грумман» выше творения фирмы «Локхид-Мартин».

YF-23 в полете
YF-23 в полете
Рендер NGAD фирмы "Нортроп-Груман", 2017 г.
Рендер NGAD фирмы "Нортроп-Груман", 2017 г.
NGAD от "Локхид-Мартин".
NGAD от "Локхид-Мартин".
Концептуал от "Боинг"
Концептуал от "Боинг"
Первый официальный рендер самолета NGAD, предствленный ВВС США, 2023 г.
Первый официальный рендер самолета NGAD, предствленный ВВС США, 2023 г.

Решающим аргументом при выборе победителя конкурса на самолет того или иного назначения часто, чтобы не сказать всегда, становятся внутриполитические факторы. Легкий истребитель, F-16, вполне могла делать фирма «Боинг». «Боинг» и «Дженерал Дайнемикс» предложили равноценные проекты, очень похожие даже внешне. Фирма «Боинг» в 70-е гг. не испытывала проблем с заказами, в то время как в портфеле заказов авиационного отделения «Дженерал Дайнемикс» остался только F-111. Серийное производство F-111 завершалось, после чего последовало бы закрытие завода, сокращение рабочих мест и потеря местными политиками голосов избирателей. Заказ на F-16 продлил существование авиационного отделения «Дженерал Дайнемикс» на полтора десятка лет. Фирма «Локхид Мартин» не столь давно оспаривала итоги конкурса на перспективный бомбардировщик, известный как В-21. Вряд ли проект от «Локхид-Мартин» сильно уступал (если вообще уступал) проекту от «Нортроп-Грумман». Проект фирмы «Нортроп-Грумман» был объявлен победителем, прежде всего, в связи с тонким портфелем заказов у фирмы «Нортроп-Грумман» и затовариванием оного портфеля у фирмы «Локхид Мартин».

Несостоявшийся F-16 фирмы "Боинг".
Несостоявшийся F-16 фирмы "Боинг".

Та же логика прослеживается в заключении контракта на истребитель F-47. Фирма «Локхид-Мартин» на многие годы вперед загружена заказами на истребители F-16 и F-35. «Нортроп-Грумман» занята подготовкой к серии бомбардировщика В-21. У «Боинга» же завал на всех фронтах. Гражданский 737 МАХ получился скандальным. Перспективный УТС Т-7А сбыл спроектирован в рекордно короткий срок, полностью в «цифре». «Железный» самолет, как выяснилась, несколько отличается от виртуального. Т-7 движется по туннелю к свету – поступлению в тренировочные эскадрильи ВВС США, длинна туннеля не уточнятся. Реализация программы самолета-заправщика КС-46 (модификация Боинг 767) проходит под девизом «скандалы, интриги, расследования». ВВС рады бы этого чуда отказаться, но другого современного заправщика с лейблом «made in USA» не существует. Со скрипом (скандалы, интриги, расследования) продвигается программа изготовления двух «бортов № 1» - самолетов VC-25В (Боинг 747-8), предназначенных для транспортировки президента США. В сентябре 2024 г., в связи с понесенными фирмой огромными убытками, свой пост вынужденно оставил руководитель оборонного сектора «Боинга». F-15 ныне числится за «Боингом», однако спрос на эту машину невелик и проблем фирмы не решает, как не решает их и морская тематика – Р-8 и F/A-18E/F.

Все три ведущие американские авиастроительные фирмы получили по куску пирога, предназначенного для ВВС США: «Локхид-Мартин» – F-35, «Нортроп – Грумман» - В-21, «Боинг» - F-47.

Официально выбор проекта фирмы «Боинг» объясняется значительным прогрессом фирмы в цифровых подходах к НИОКР и большим опытом, накопленным в ходе испытаний экспериментальных маневренных ЛА.

Цифровой подход – см. Т-7А «Ред Хок», машину действительно спроектировали в невиданно короткий срок, за полтора года. Исследованием перспективных маневренных самолетов фирма «Боинг» совместно с NASA занимается с середины 90-х гг. В 1997 г. два экспериментальных беспилотных самолета Х-36 TFARA (Tailless Fighter Agility Research Aircraft) выполнили в общей сложности 31 полет; результаты испытаний оценили как чрезвычайно успешные. Х-36 рассматривался в качестве демонстратора новых способов повышения маневренности истребителей. В 1998 г. на одном из Х-36 испытали программное обеспечение RESTORE (Reconfigurable Control for Tailless Aircraft), также способствующее повышению маневренных характеристик. По своим массогабаритным размерам демонстратор Х-36 был примерно в три раз меньше полноразмерного истребителя.

-18

Демонстратор самолета NGAD выполнил первый полет в 2019 или в 2020 гг. Считается, что демонстратор разработан и построен отделением «Фантом Уоркс» фирмы «Боинг». Фотографии или видеозаписи демонстратора NGAD не публиковались. О существовании данного ЛА известно лишь со слов высокопоставленных лиц США, в число коих входит действующий 47-й президент. Как не поверить Трампу?

Программа NGAD не имеет аналогов в истории США. С одной стороны ее наличие не только признается, но даже афишируется. С другой – полное отсутствие конкретики по «железу». Военные авиационные программы США подразделяются на «белые» и «черные». Первые – правило, вторые – исключение. Выкатка и первый полет самолета, разработанного по «белой» программе, обставляется с толком, делом, расстановкой, как в Голливуде. О самолетах, созданных по «черным» программам, становится известно годы спустя после начала их эксплуатации – U-2, А-12 «Архангел» (предтеча SR-71), F-117. NGAD, получается, стала первой «серой» программой ВВС США: такой самолет у нас есть, он летает, но мы его не покажем.

Фирма «Локхид Мартин» решение по конкурсу на бомбардировщик В-21 оспаривала в суде. Подведение итогов конкурса на самолет NGAD обошлось без судебного иска, что не означает самоустранения фирмы «Локхид Мартин» с ковровой дорожки, раскатанной перед фирмой «Боинг». Ковровую дорожку, как губу, можно и закатать. «Локхид Мартин» напряженно работает над самолетом F-35X, позиционируя его альтернативу F-47. Заинтересованные в F-35X лица обещают сделать самолет, по своим возможностям на 80% соответствующий F-47, но в три раза более дешевый. Заявления – отнюдь не пустые, иначе сложно объяснить жесткое требование к сроку первого полета прототипа F-47: до завершения президентства Дональда Дж. Трампа. Программа F-35Х одно время пользовалась поддержкой со стороны ВВС США, но ее финансировали сильно урезали в пользу программы NGAD. В настоящее время НИОКР по F-35X ведутся, скорее всего, на собственные средства фирмы «Локхид Мартин».

Программа ССА, БПЛА - лояльный ведомый: https://dzen.ru/a/aStQly2hPVR6GZ8Y