Качество или количество? Что лучше: большое число простых дешевых самолетов или меньшее количество сложных и дорогих? ВВС США традиционно стояли на позициях качества, не отвергая, впрочем, количества. История о комплектовании парка истребительной авиации из самолетов двух типов, тяжелых дорогих (F-15) и легких дешевых (F-16), вопреки устоявшемуся мнению, никакого отношения к теме «количество – качество» не имеет. F-16 в ВВС рассматривался как сугубо ударная машина, истребитель-бомбардировщик, F-15 – как самолет воздушного боя. Заменить F-15 истребителем нового поколения, F-22A, в пропорции один к одному не получилось по сугубо экономическим причинам, после чего истребительный парк ВВС США действительно составили самолеты двух типов – F-15 и F-22.
Проблема замены всего парка истребителей обострилась в конце 2000-х гг. из-за пересмотра военной стратегии США. Если раньше развитие вооруженных сил шло в парадигме борьбы с терроризмом, где самолеты воздушного боя не особо востребованы, то теперь в качестве вероятных противников рассматривались Россия и КНР, а для борьбы с ними требовались качественные истребители в большом количестве.
Программа разработки перспективного истребителя NGAD (Next-Generation Air Dominance) изначально предполагала разрешить дилемму качество или количество за счет создания семейства частично унифицированных пилотируемых самолетов, оптимизированных для выполнения различных задач, от ведения воздушных боев до подавления ПВО. Такой подход, как виделось, позволил бы удержать стоимость отдельного взятого ЛА в разумных для массового производства пределах, не сильно пожертвовав при этом боевой эффективностью.
Быстрый прогресс беспилотной техники привел к появлению концепции «лояльного ведомого» - БПЛА, управляемого пилотируемым истребителем и способного в полуавтономном или полностью автономном режиме вести воздушные бои и выполнять иные боевые задачи. Дилемму «качество – количество» теперь предлагалось разрешить путем сочетания пилотируемого истребителя и «лояльных ведомых». Технико-экономические расчеты показали, что оптимальным будет сочетание одного пилотируемого ЛА с двумя беспилотными, стоимость же одного БПЛА не должна превышать третьей части стоимости пилотируемого самолета. Программа NGAD получила новое наполнение и, отчасти, распалась на две дополняющих друг друга программы: пилотируемого самолета, собственно NGAD, и программу совместного боевого БПЛА ССА (Collaborative Combat Aircraft). Формально программа ССА является частью программы NGAD, хотя обычно под NGAD подразумевается лишь истребитель 6-го поколения.
В теории БПЛА ССА будет способен действовать в связке с любым боевым самолетом ВВС США, а также абсолютно самостоятельно как индивидуально, так и в составе «роя дронов». В список заданий, возлагаемых на БПЛА ССА, включены практически все задачи по предназначению тактической авиации: ведение воздушных боев, разведка, патрулирование, РЭБ, подавление ПВО.
Программа ССА наследует программе «Скайборг», инициированной ВВС США в 2019 г. Целью программы «Скайборг» являлось отработка конструктивно-технологических решений, алгоритмов управления и алгоритмов принятия решений. В рамках программы «Скайборг» разработали и построили БПЛА Кратос XQ-58, Дженерэл Этомикс MQ-20 и Боинг MQ-28. Программой «Скайборг» не предполагался запуск в серийное производство ни одного из этих БПЛА.
Решение о трансформации программы «Скайборг» в программу ССА было принято в 2023 г., ассигнования по программе «Скайборг» в размере 52 млн. долл., заложенные в бюджет 2024 ф.г., перенаправили на программу ССА. Программа ССА значительно масштабнее программы «Скайборг», а ее непосредственным результатом должно стать принятие на вооружение ВВС США «лояльного ведомого». Общая стоимость работ по программе «Скайборг» оценивались примерно в 100 млн. долл., расходы по программе ССА в случае ее реализации в полном объеме (НИОКР и закупка 1000 БПЛА) исчисляются миллиардами.
В январе 2024 г. ВВС США заключили контракты на подготовку предложений по БПЛА ССА с пятью фирмами: «Боинг», «Локхид Мартин», «Нортроп-Грумман», «Дженерал Этомикс» и «Эндарил Индастриз». Финалистов конкурса определили в марте 2025 г. Ими оказались фирмы «Дженерал Этомикс» и «Эндарил». Проекты американских авиастроительных монстров, согласно официальной версии, сочли чрезмерно дорогостоящими.
Первый опытный БПЛА Дженерал Этомикс YFQ-42 выполнил первый полет в конце августа 2025 г.
Фирма «Дженерал Этомикс» в рамках программы «Скайборог» вела работы по созданию семейства БПЛА «Гамбит», на 70% унифицированных по планеру: разведывательно-ударному Gambit 1-ISR, истребителю Gambit 2-Air-to-Air, учебно-тренировочному Gambit 3-High-Fidelity Trainer и дальнему разведчикуGambit 4-Combat Recon. Приоритетным являлся БПЛА «Гамбит 1». БПЛА XQ-67A строился как демонстратор аппарата «Гамбит 1».
XQ-67A выполнил первый полет 26 февраля 2024 г., а уже 3 марта аппарат, получив военное обозначение YFQ-42, был представлен как прототип БПЛА ССА с оговоркой о необходимости доработки под новые требования. БПЛА YFQ-42 повторяет аэродинамическую схему БПЛА XQ-67A, но немного больше по размерам, обладает более высокой скоростью полета и лучшей маневренностью, на нем предусмотрена возможность размещения двух УР воздух-воздух. В целом YFQ-42 соответствует конфигурации проекта «Гамбит 2». Целевое оборудование включает РЛС с АФАР, однако на первом опытном экземпляре РЛС предположительно не установлена. УР воздух-воздух AIM-120 размещаются во внутренних отсеках. Полеты выполняются в ручном, под управлением оператора, полу- и полностью автономных режимах.
В начале ноября 2025 г. первый полет выполнил второй опытный БПЛА YFQ-42. Любопытно, что второй опытный экземпляр имеет серийный номер «0004», а фирма «Дженерал Этомикс» приурочила к первому полету второй машины заявление о начале серийного выпуска БПЛА данного типа.
Фирма «Дженерал Этомикс» весьма агрессивно рекламирует БПЛА FQ-42A на мировом рынке вооружений и военной техники. Макеты аппарата демонстрировались в 2025 г. на авиасалонах в Париже и Дубае, в ноябре начались переговоры о возможной поставке партии БПЛА Саудовской Аравии.
БПЛА YFQ-44A «Фьюри» фирмы «Эндарил» выполнил первый полет 31 октября 2025 г. Согласно информации фирмы «Эндарил», на проектирование и постройку аппарата, от начала работ до первого полета, ушло всего 566 рабочих дней, что не совсем соответствует истине.
Исследования по сравнительно небольшому маневренному БПЛА, способному на двусторонних учениях выполнять функции пилотируемого истребителя-«агрессора», небольшая фирма «BFT» (Blue Force Technologies) начала еще в 2010 г. В 2022 г. фирмой «BFT» совместно с Исследовательской лабораторией ВВС США в рамках программы ADAIR/Bandit (Adversary Air Training) был построен макет беспилотного «агрессора», получившего наименование «Фьюри». Прорабатывались разведывательно-ударный и истребительный варианты этого «агрессора». ВВС США заключили в июне 2022 г. с фирмой «BFT» контракт на сумму 50 млн. долл., предусматривающий полномасштабную разработку и постройку четырех летных образцов БПЛА «Фьюри». Фирма вложила изрядное количество миллионов долларов в модернизацию полубесхозного и полузаброшенного завода в г. Уэйк-Форест, шт. Северная Каролина, где предполагала выпускать «Фьюри» с темпом по пять машин в месяц. История распорядилась иначе.
В сентябре 2023 г. фирма «BFT» перешла под контроль молодой компании «Anduril Industries». «Эндарил» была основана в 2017 г. и специализировалась на тематике автономных полетов, включающей разработку небольших БПЛА самолетного типа семейства «Альтиус» и квадрокоптеров серии «Энвил». До приобретения фирмы «BFT» в портфеле фирмы «Эндарил» не имелось ничего, сопоставимого с БПЛА «Фьюри» по массогабаритным параметрам. Руководство фирмы «Эндарил» весьма успешно продвинуло «Фьюри», получивший военное обозначение YFQ-44A, на конкурс ССА.
У БПЛА YFQ-44A в принципе не предусмотрен режим ручного управления оператором – руление, взлет, полет, посадка и заруливание выполняется только в полуавтономном или полностью автономном режимах. Первый полет выполнялся в полуавтономном режиме. В г. Колумбус, шт. Огайо, фирмой «Эндарил» ведется строительство производственного комплекса «Арсенал-1», предназначенного исключительно для серийного производства БПЛА FQ-44A; ввод в строй первой очереди нового завода запланирован на начало 2026 г.
ЛТХ опытных БПЛА ССА не разглашаются; максимальная скорость – высокая дозвуковая, М=0,9 – 0,95, дальность полета – 1300 – 1500 км. Силовая установка обоих аппаратов состоит из одного ТРДД, вероятно Уильямс FJ44-4М тягой 1600 кгс. БПЛА YFQ-42А по массогабаритным размерам несколько превосходит БПЛА YFQ-44.
Стоимость одного БПЛА YFQ-42A, по неофициальным оценкам, составит 20-25 млн. долл., YFQ-44A - 10-15 млн. долл. Оба аппарата с запасом укладываются в требование «не более трети стоимости пилотируемого истребителя». Под пилотируемым истребителем ВВС США в данном случае понимают F-35A, закупочная стоимость одного самолета F-35A составляет 70-80 млн. долл.
Различий между БПЛА YFQ-42А и YFQ-44 больше, чем сходства.
БПЛА YFQ-42А представляет собой моноплан с крылом умеренной стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Воздухозаборник двигателя расположен над фюзеляжем. Носовая часть фюзеляжа, очевидно, зарезервирована под размещение РЛС, отсек вооружения находится непосредственно за отсеком РЛС.
Моноплан YFQ-44 «Фьюри» спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с крылом и однокилевым хвостовым оперением умеренной стреловидности. Воздухозаборник двигателя размещен под фюзеляжем. Носовая часть фюзеляжа также отведена под РЛС, на верхней поверхности фюзеляжа сразу за отсеком РЛС имеется обтекатель оптоэлектронной обзорно-прицельной системы.
Шасси обоих аппаратов убираемое трехопорное с носовой опорой. Опубликованные фотографии позволяет предположить, что шасси БПЛА YFQ-44 рассчитано на большие динамические нагрузки при посадке и допускает эксплуатацию БПЛА на авианосце.
Планеры YFQ-42А и YFQ-44 выполнены с учетом требования малозаметности в радиолокационной области спектра, при этом «стелсообразность» больше выражена в обводах планера YFQ-42А.
Различия между БПЛА вытекают из их «исторического» бэкграунда. Приоритетным в семействе «Гамбит» считался разведывательно-ударный БПЛА, главным для него виделась малозаметность, а не маневренность. Снижению ЭПР способствуют надфюзеляжный воздухозаборник и V-образное хвостовое оперение, что и наблюдается у БПЛА YFQ-42А. Большие размеры данного аппарата продиктованы, в свою очередь, требованиями к дальности полета и массе полезной нагрузки разведывательно-ударного БПЛА.
«Фьюри» проектировался как легкий истребитель. Приоритетом для такой машины является высокая маневренность, в то время как малозаметность не столь существенна. Подфюзеляжный воздухозборник увеличивает ЭПР, зато обеспечивает нормальную работу двигателя при маневрировании с гораздо большими углами атаки, чем воздухозаборник надфюзелжный. Для маневренного ЛА предпочтительнее традиционное, а не V-образное хвостовое оперение. Меньшие массогабаритные параметры БПЛА YFQ-44 также есть следствие его сугубо истребительного происхождения.
Основные сложности реализации программ БПЛА YFQ-42А и YFQ-44 связаны с доводкой систем управления и вооружения. СУ и СУВ БПЛА YFQ-44 существенно сложнее аналогичных систем БПЛА YFQ-42А, однако фирма «Эндарил» заявила о существенном прогрессе в области использования искусственного интеллекта, чем и объясняет полный отказ от ручного управления своим аппаратом.
Все наработки по автономным системам управления БПЛА, разработанным по программам «Скайборг» и ССА, выполнялись с учетом результатов летных испытаний самолета X-62 VISTA. Самолет Х-62 представляет собой спарку F-16D блок 30, доработанную для выполнения полетов, включая боевое маневрирование, в автономном режиме. Фронт работ по исследованиям в области автоматизации воздушных боев расширился в 2024 г. с принятием решения о модернизации шести истребителей F-16 в вариант, способный выполнять маневрирование в автономном режиме; программа модернизации получила наименование VENOM (Viper Experimentation and Next-gen Operations Model). Шесть отобранных F-16C блок 42 (в том числе с/н 90-0729 и с/н 90-0750) в начале апреля 2025 г. перегнали своим ходом на авиабазу Эглин, где и выполняется модернизация до уровня F-16 «Веном». После модернизации истребители поступят в 40-ю и 85-ю испытательные эскадрильи 96-го испытательного авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Эглин.
БПЛА YFQ-42А и YFQ-44, несомненно, являются аппаратами разного назначения. Первый больше ориентирован на выполнение разведывательно-ударных задач, а воздушный бой для него будет выглядеть как пуск ракеты с большой дистанции. Второй оптимизирован для ведения маневренного боя в полностью автономном режиме, но по дальности и продолжительности полета, величине ЭПР уступает БПЛА YFQ-42А, а значит обладает и меньшими возможностями в части ведения разведки и поражения наземных целей или перехвата воздушных целей из режима дежурство в воздухе.
ВВС США, как представляется, предстоит сделать выбор не просто между двумя БПЛА ССА, а между двумя концепциями боевого применения даже не БПЛА, а связки истребитель NGAD и БПЛА ССА. В настоящее время лояльные ведомые истребителя F-47 представляются, прежде всего, полу- или полностью автономными воздушными бойцами. На эту роль, в теории, подходят оба финалиста БПЛА ССА, однако YFQ-42 больше пригоден для выполнения пусков УР воздух-воздух средней дальности, а YFQ-44 – для ведения маневренных боев. Выбор того или иного БПЛА, если опираться только на тактическую и техническую стороны проблемы, будет выбором наиболее вероятного сценария боевого применения истребителя F-47.
Программа ССА реализуется в два этапа. На текущем этапе Increment 1 предназначение аппаратов ограничено уничтожением воздушных целей. Расширение боевых возможностей аппаратов за счет возможности нанесения ударов по наземным и надводным объектам, ведения разведки и пр. намечено осуществить на этапе Increment 2. Начало работ по этапу Increment 2 ожидается в 2026 г.
Этап Increment 2 не является логичным продолжением этапа Increment 1 с наращиванием боевых возможностей БПЛА YFQ-42 и YFQ-44. В начале 2025 г. ВВС США изучали более двух десятков проектов аппаратов ССА Increment 2, включая отвергнутые на первом этапе предложения фирм «Боинг», «Локхид-Мартин» и «Нортроп-Грумман». Ожидается, что победителем станет сравнительно большой и сложный аппарат с малой ЭПР. Требования к ССА Increment 2, таким образом, радикально отличаются от требований к ССА Increment 1.
ВВС США запросили у конгресса США финансирование программы ССА в следующих объемах: 495 млн. долл. - в 2026 ф.г., 1,655 млрд. долл. – в 2027 ф.г., 3,046 млрд. долл. – в 2028 ф.г. и 3,106 млрд. долл. – в 2029 ф.г. Общая стоимость программы с учетом серийного производства 1000 БПЛА ССА, но без учета НИОКР на прообразы опытных БПЛА, оценивается примерно в 9 млрд. долл.
Программа NGAD: https://dzen.ru/a/aSgbr2L_RgeB4ocn?comments_data=n_reply