Разгорающийся конфликт между банками и маркетплейсами прокомментировала Федеральная антимонопольная служба. Ведь суть конфликта сводится к тому, что стороны обвиняют друг-друга в недобросовестной конкуренции, а это как раз сфера деятельности ФАС.
Замглавы ФАС Адиля Вяселева дала интервью изданию "Коммерсант", где ответила на вопросы по данной ситуации. Ее ответы во многом абстрактны и сводятся к тому, что "мы за все хорошее и против всего плохого". Представитель ведомства постоянно говорит, что "мы за здоровую конкуренцию и пресекаем недобросовестную", но из ее ответов видно, что претензии по этому поводу там имеют именно к маркетплейсам, а не к банкам, во всяком случае по поводу претензий к банкам на протяжении всего интервью ничего не прозвучало.
Итак, покажу вам некоторые высказывания из этого интервью.
Во-первых, сразу же режет слух сам подход ФАС к этому конфликту. Там его рассматривают, вы не поверите, как "элемент здоровой конкурентной борьбы за потребителя" - "Коммерсант" даже вынес это в заголовок, наверное, журналисты сами обалдели.
То есть, когда банки и Центробанк обращаются в Госдуму и Минэкономики с требованиями законодательно ограничить деятельность маркетплейсов, а также открыто "стучат" Минфину, что те якобы недоплачивают налоги - это так по мнению ФАС выглядит здоровая конкурентная борьба?
Какая страна, такая и конкуренция.
Г-жа Вяселева начинает свое интервью красивыми фразами о том, что все должно быть честно, справедливо и во имя потребителя:
Банковский сектор, маркетплейсы, и торговые сети находятся под контролем государства, и наша общая задача — создать сбалансированную конкурентную регуляторную среду.
Мы получили письмо Банка России и проводим его детальный анализ. Для ФАС ключевым является вопрос добросовестной конкуренции, чтобы ни одна из сторон — банки, маркетплейсы или торговые сети — не оказывалась в дискриминационном положении, а потребители выигрывали от честной конкурентной борьбы.
Однако далее начинает все сводить к тому, что ФАС борется за "здоровую конкуренцию" с маркетплейсами, а не с банками. Например, ограничивающее деятельность антимонопольное законодательство принимается именно в адрес маркетплейсов:
...важно сказать, что крупнейшие платформы уже сейчас находятся под регулированием закона о защите конкуренции. Появление цифровых платформ и усиление конкуренции между участниками цифровых рынков подтолкнули ФАС к адаптации антимонопольного законодательства — был принят «пятый антимонопольный пакет», которым в понятийный аппарат введены определения цифровой платформы и сетевых эффектов, установлены критерии отнесения цифровых платформ к субъектам, на действия которых распространяются требования антимонопольного законодательства.
Говорит о том, что у ФАС уже неоднократно возникали претензии к маркетплейсам по поводу соблюдения принципов честной конкуренции, им выдавались предупреждения по разным направлениям деятельности (в т.ч. тем, против которых и выступают сейчас банки), нарушения устранялись:
В апреле 2024 года площадкам были выданы первые предупреждения, которые касались оснований для блокировки личных кабинетов, отказов в заключении договора с продавцами, расторжения договора, фиксации тарифов после приемки товаров на складе на хранение и логистику, отмены штрафов за взлом личных кабинетов продавцов. В этом году мы вынуждены были отреагировать на навязывание продавцам участия на маркетплейсе в так называемых автоакциях, когда товары продавца могли попасть в скидочные мероприятия без его согласия и за его счет. По практике принуждения к «автоакциям» служба выдала предупреждения Wildberries и Ozon, которые затем внедрили для продавцов механизмы отказа от «автоакций».
Действия маркетплейсов по продвижению собственных финтех-сервисов уже были в фокусе внимания службы. Так, в июне в адрес одной из крупнейших площадок выдано предостережение о недопустимости введения обязанности продавцов открывать счета в банке из группы самого маркетплейса. Через два дня площадка отказалась от заявленных действий. Также антимонопольный орган пользуется инструментами «мягкого права», рассматривая практики маркетплейсов на экспертном совете. По итогам его проведения Ozon и Wildberries отменили недобросовестные практики, которые вызвали наибольшее количество жалоб.
И далее сводит все к тому, что, мол, мы понимаем стремление маркетплейсов развиваться, но не нужно здесь переходить дорогу банкам:
Мы понимаем желание бизнеса развиваться в различных направлениях, в том числе и в банковском секторе. Но с учетом масштаба электронной торговли для любого банка, который захочет воспользоваться возможностью продвигать свои карты, свои платежные инструменты на аналогичных условиях, должен быть открыт равный доступ.
Журналист парирует, указывая на наличие аналогичных скидочных и бонусных программ у банков, спрашивая, почему им можно, а маркетплейсам нельзя? На что представитель ФАС отвечает, что, мол, "все должны быть в равных условиях", но "это другое". Именно так, судите сами:
ФАС подходит к этой теме с позиции обеспечения равных конкурентных условий. Мы проводим четкое смысловое разграничение между двумя разными практиками. С одной стороны — это дифференциация конечной цены товара в зависимости от выбранного способа оплаты на маркетплейсе. С другой стороны — программы лояльности и экосистемные скидки, такие как кешбэк или специальные условия внутри замкнутой экосистемы. Это прямо не запрещено законодательством. Однако служба будет пристально отслеживать, чтобы такие программы не трансформировались в инструменты дискриминации участников рынка, не входящих в экосистему, и не создавали недобросовестных барьеров. Важно, чтобы цена товара были объективной и не вводила потребителей и покупателей в заблуждение.
Ну и в заключение г-жа Вяселева уклончиво отвечает на вопрос по поводу того, что запрет скидок приведет к росту цен на товары на маркетплейсах. "Мы будем принимать меры, а все решит конкуренция":
Контроль за маркетплейсами остается и никуда не денется. Сейчас мы рассматриваем информацию о повышении размера комиссий для продавцов на маркетплейсах на предмет соответствия антимонопольному законодательству. При выявлении нарушений служба примет меры антимонопольного реагирования.
Маркетплейсы продолжат конкурировать с традиционными каналами продаж, конкуренция в конечном итоге укажет наиболее эффективный способ реализации товаров, который предложит наилучшие условия для потребителей — качественный товар по доступной цене.
Если посмотреть все интервью, то видно, что там не звучит ни одной претензии в адрес банков, а вот в адрес маркетплейсов их звучит множество, пусть и в мягкой форме, все ответы сводятся к этому. Таким образом, становится очевидным, чью сторону в этом конфликте принимает ФАС.
И они стараются все клонить к соблюдению интересов продавцов и банков, умалчивая, что от отсутствия скидок пострадают десятки миллионов покупателей, а как насчет их интересов?
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.
Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.