Сентябрь 1944 года. Париж только что освобождён, на улицах ещё витает запах пороха и надежды. В дорогой отель на Вандомской площади входят двое молодых людей с оружием. Они знают, кого ищут. Через несколько минут из здания выводят женщину лет шестидесяти. Её без объяснений сажают в машину. Эта женщина не боится. Она привыкла всё решать сама.
Габриэль Шанель всегда умела превращать удары судьбы в ступени к свободе.
Девочка, которая придумала себя заново
С шести лет она носила только чёрное. Не потому, что так велела мода. Просто другой одежды у неё не было. Мать рано умерла, отец сбежал, а маленькую Габриэль отправили в монастырь. Ей было двенадцать, когда она поняла: прежняя жизнь закончилась.
В обители кормили скудно. Девочки делились на два сорта. Одни работали за еду. Другие ели за лучшим столом, носили нарядные платья и не знали, что такое тяжёлый труд. За них кто-то платил. Габриэль навсегда запомнила этот урок. Деньги дают выбор. Без них ты всегда будешь зависеть от чужой милости.
Она придумала себе детство, как потом будет придумывать платья. Рассказывала девочкам, что отец уедет в Америку, разбогатеет и заберёт её в большой дом. Никто не должен был жалеть сироту. Жалость унижает.
В двадцать лет Габриэль работала в магазине для невест. Украшала платья вышивкой тайком от хозяев и получала за это немного денег от благодарных покупательниц. Вечерами пела в кафе. Там её прозвали Коко. Там же её увидел богатый мужчина.
Этьен Бальзан принадлежал к высшему обществу. Он предложил ей жить в его поместье. О браке речи не шло. Габриэль согласилась без раздумий. Это было лучше, чем оставаться никем.
Между двумя мужчинами и свободой
В поместье Бальзана она научилась вести себя в обществе богатых людей. Но роль содержанки её тяготила. Она хотела работать, зарабатывать, создавать что-то своё. Бальзан не понимал. Зачем женщине работа, если у неё есть всё?
Тогда в её жизни появился Артур Кейпел. Все звали его Боем. Он разбогател сам, а не получил состояние в наследство. Коко сразу это оценила. Бой влюбился по-настоящему. Бальзан тоже не хотел её отпускать. Два мужчины начали соперничать за неё.
Она воспользовалась этой ситуацией. Позже она с лукавой улыбкой говорила: «Я смогла открыть своё дело благодаря тому, что двое мужчин не могли меня поделить».
Бальзан разрешил ей использовать свою квартиру как мастерскую. Бой дал денег на настоящий магазин. В 1910 году она открыла первую шляпную мастерскую. Богатые дамы поначалу приходили из любопытства. Хотели посмотреть на содержанку, которая вздумала торговать. Коко брала огромные деньги. Она понимала: богатые готовы платить только самую высокую цену.
Успех пришёл быстро. Её шляпки стали носить актрисы. Потом к шляпкам добавились блузки, жакеты, матроски. Началась новая эпоха.
Женщина, погрузившая эпоху в траур
1914 год перевернул мир. Началась большая европейская катастрофа. Богатые дамы бежали из столицы. Многие магазины закрылись. Шанель, наоборот, открыла второй. Пока другие прятались, она работала. Заказы шли потоком.
К концу того страшного года она вернулась в Париж с деньгами. Артур Кейпел тоже укреплял своё положение. Он встретил знатную девушку и сделал ей предложение. Коко не нуждалась в объяснениях. Она всё поняла сама.
Их отношения не закончились. Но что-то внутри неё сломалось.
В декабре 1919 года Артур ехал из Парижа в Канны. У автомобиля лопнула шина. Машина на полном ходу врезалась в дерево. Коко примчалась на место трагедии. Она села на землю рядом с разбитым автомобилем, положила руку на искорёженный металл и заплакала.
Вернувшись домой, она велела выкрасить стены и потолок спальни в чёрный цвет. Занавески тоже должны были быть чёрными. Некоторые считают, что именно после смерти Артура она решила одеть всех женщин в траур. Так появилось знаменитое маленькое чёрное платье.
Но горе горем, а дело продолжало расти.
Запах свободы в квадратной бутылке
В начале двадцатых Коко познакомилась с великим князем Дмитрием Павловичем Романовым. Кузен последнего русского царя, молодой, красивый, без гроша в кармане. Она приютила его на своей вилле. Там же жили другие русские эмигранты, композитор Стравинский с семьёй, князь Кутузов.
Дмитрий познакомил её с Эрнестом Бо, бывшим парфюмером царского двора. У Коко родилась идея создать собственные духи. Бо приготовил несколько вариантов. Она выбрала один и назвала его своим счастливым числом. Пятёрка.
Для флакона она взяла форму штофа с русской водкой. Дмитрий когда-то подарил ей такой. Квадратная бутылочка с плоской крышкой. Простая, строгая, узнаваемая.
Духи Chanel №5 вышли в 1921 году. С тех пор они не теряют популярность.
Самый богатый человек Англии и брошенный в море изумруд
В 1925 году в её жизнь вошёл герцог Вестминстерский. Самый состоятельный человек Англии. Он засыпал её подарками, возил на яхте по Средиземному морю, дарил драгоценности.
Однажды во время круиза он преподнёс ей огромный изумруд. Коко любовалась камнем, держа его на ладони. Потом бросила в воду.
Герцог развёлся с женой. Все ждали, что Габриэль станет герцогиней. Но она отказалась. Годы прожить вместе, а потом выйти замуж? Это абсурд. Она не хотела оставлять свой дом, своё дело. Никто из мужчин этого не понял.
Она посоветовала герцогу жениться на ком-нибудь другом. Он так и сделал.
Опасная связь и швейцарское изгнание
Когда немецкие войска заняли Париж, Шанель закрыла свои магазины. Кто будет покупать платья в такое время? Она ошиблась. Но вернуться к работе уже не могла.
Осенью 1940 года она познакомилась с немецким дипломатом Хансом Гюнтером фон Динклаге. Друзья называли его Шпацем. Все знали об их связи. Многие осуждали их. Коко было всё равно.
После освобождения Парижа начались аресты. Арестовали и Шанель. По одной из версий, за неё заступился Черчилль по просьбе герцога Вестминстерского. Её отпустили, но велели покинуть страну.
Она уехала в Швейцарию. Провела там девять лет в добровольном изгнании. С ней перестали здороваться. Она столкнулась с людским безразличием.
В те годы у неё участились приступы лунатизма. Это была её тайна. Однажды ночью во сне она вырезала из полотенца лацкан пиджака и прикрепила к нему бумажную гардению. Утром фон Динклаге нашёл этот шедевр на коврике между спальней и ванной. Коко крепко спала в своей постели и ничего не помнила.
Она отказывалась обращаться к врачу. Стала бы я рассказывать свои секреты докторам. Я, которая никогда ни с кем не говорила по душам.
Возвращение в семьдесят лет
Прошло пятнадцать лет. В Париже появился новый кумир. Кристиан Диор вернул в моду корсеты, пышные юбки и осиные талии. Пресса назвала это «новым взглядом». На самом деле это было возвращение в прошлое. К тому, от чего Шанель когда-то освободила женщин.
Она не могла этого допустить.
В 1954 году семидесятилетняя Габриэль Шанель вернулась в свой дом на улице Камбон. Гордая, неутомимая, деспотичная. Принялась за работу.
Первая коллекция провалилась. Французская пресса разнесла её в пух и прах. Но в Америке вещи продавались отлично. Атмосфера в доме была мрачной. Коко работала как одержимая. Она была недовольна всем. Нитками, тканью, неудачным кроем. Когда удавалось, она присаживалась отдохнуть. Едва держалась на ногах. Делала глоток воды и возвращалась к работе.
Она снова жила.
Вторая коллекция стала триумфом. Журналы писали: женщина преклонных лет за короткое время вернула себе первое место в мире высокой моды. Она победила во второй раз.
Габриэль Шанель навсегда изменила стиль женской одежды. Вернула удобство, простоту, элегантность. Подарила женщинам брюки на все случаи жизни. Создала стиль, в котором мужчины и женщины могли одеваться одинаково. Первой сделала модным то, что раньше модой не считалось. Матросские тельняшки, рабочие куртки, простые линии.
Она принесла с собой нечто большее, чем новые платья. Она дала женщинам право выглядеть так, как им удобно.
Женщина, которая предпочла дело любви
Она всегда говорила: «Я ленива от природы». Я бы с удовольствием целыми днями валялась на диване. Но мне нужно забывать, что я живу. Именно это заставляет меня постоянно что-то делать.
В борьбе за свободу она потеряла близких людей. Отказалась от детства. Посвятила жизнь Дому Шанель, который заменил ей семью.
Когда она умерла в 1971 году, об этом написали газеты по всему миру. Наконец-то появилась возможность сообщить настоящую дату её рождения. Она всю жизнь скрывала свой возраст, как и всё своё прошлое.
Создавала миф о Коко Шанель.
Её называли просто «Она». Великая мадемуазель, которая так и не стала чьей-то женой. Не захотела ни от кого зависеть. Выбрала свободу. И заплатила за неё полную цену.